Канон Андрея Критского: принеси покаяние, пока жив
Первая седмица Великого поста ознаменована пением Великого канона преподобного Андрея Критского. Почему же именно с него начинается пост?
Время Великого поста для души человека − это время великих перемен, происходящих в ней. Личное желание духовного совершенства, возрождения следует в унисон с возрождением природы после зимы, на пути к Пасхе Христовой весь мир стремится к очищению. Церковные песнопения поддерживают и направляют к Богу покаянное чувство человека, выражая его в знаменитых творениях. Одно из таких творений – Великий канон Преподобного Андрея Критского. Это личный плач пожившего человека желающего принести покаяние, пока он жив.
Сам автор, преподобный песнописец Андрей, был епископом Критским и жил в VII и начале VIII в., предварив творчество таких песнописцев середины и конца VIII в. как преподобный Иоанн Дамаскин и преподобный Косьма Маиумский. Это было время не только расцвета византийской поэзии, но и внутренних церковных разделений. Церковь много испытала от тех еретиков, кто верил, что Иисус Христос состоит из одной природы (монофизиты) и имеет одно действие и энергию (монофелиты и моноэнергисты). Все это происходило в период нашествия арабов и ислама.
Много испытав и пережив, преподобный Андрей скончался в преклонном возрасте. Один из его 70 канонов уже в Х в. был введен в общецерковное употребление.
Произведение написано в жанре канона, поскольку имеет четкую структуру (греческое слово канон означает «правило», «мерило»): 9 песней состоящих из ирмоса (связки), тропарей с припевами и окончательной песни. Канон назван Великим, потому что состоит из большого числа тропарей (250 тропарей), что в несколько раз больше, чем это принято для произведений такого жанра.
Читается Великий канон преподобного Андрея Критского в первые четыре дня Великого поста, а также на 4-й неделе Великого поста, в неделю, посвященную памяти Марии Египетской, явившей своей жизнью образец сильнейшей перемены от греха к добродетели и сохранению в целости своей души. Чтение канона сопровождается многочисленными земными поклонами.
Текст канона пронизан осознанием греха в жизни человека и страданием из-за самого греха, этого случайного свойства человеческой природы, как назвал грех святитель Амвросий Медиоланский (IV в), осознанием ответственности перед Богом за совершенный грех.
В каноне преподобный Андрей открывает широкую панораму греховной жизни человечества, используя для этого известные события Библейской истории Ветхого и Нового Завета. Осознавая охваченность грехом, автор даже не знает с чего начать покаяние: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний?» Но надеясь на благоутробие Христа, просит дать «прегрешений оставление».
Какие прегрешения: «ревность преступлению первозданного Адама», «уподобление первой Еве», которые указывают на уклонение человека от Бога, противление Ему. Вознося покаяние, автор дерзает и требует: «вонми небо и возглаголю» («будь внимательно ко мне, небо, и я поведаю), «вонми ми, Боже, Спасе мой, милостивным твоим оком, и прими мое теплое исповедание».
Образы из Ветхого и Нового Завета, содержащиеся в памяти у христианина, помогают припомнить картины согрешений и исправлений, ободряя и укрепляя кающегося. «Буря мя злых обдержит, благоутробне Господи: но яко Петру и мне руку простри».
Автор спешит покаятся, потому что время жизни коротко, как время жизни травы полевой, а человек еще и суетится, в виду многозадачности рассредоточивается: «Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися: время сокращается, востани, близ при дверех судия есть. Яко соние (сновидение), яко цвет (цветок расцветающий), время жития течет: что всуе (зря) мятемся?»
Сама жизнь проходит «в нощи», так автор видит свою напрасную греховную жизнь, ожидая «день Сына, Спасителя», деятельно восходя в добродетели, как по лестнице, «которую видел древле (некогда) великий в патриархах» Иаков. В доказательство «обновления Богом законов естества» вспомним Моисея, которому Бог в качестве доказательства Своей поддержки, как сомневающемуся, покрыл руку проказой и вмиг исцелил ее. «Рука нас, Млисеова да уверит, душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокажена еси».
Сравнивая свою душу с душой Давида «стрелою прелюбодейства устреленной и копием убийства плененный» автор видит ее более отягощенную «самохотными стремленьми».
Читая или слушая канон, мы находим такие яркие, точные и в то же время горькие образы греха, которые автор, будучи уже пожилым, вспоминает, переживает, предчувствуя скорый конец и малое время покаяния, преподносит все свои переживания к Богу, имея в Нем всю надежду на избавление от совершенного греха. Это глубокое великое покаяние, изменение, сокрушение предложено Церковью в дни Великого поста для нашего предостережения, совершенствования и надежды.
Протоиерей Андрей Ухтомский
Источник: Союз православных журналистов
Фото на заставке: Великий пост в храме. beelbow-overluxuriancy-lakier.click / spzh.news
Просмотрено (106) раз