Выбрать страницу

Канон Андрея Критского: принеси покаяние, пока жив

Канон Андрея Критского: принеси покаяние, пока жив

Первая седмица Великого поста ознаменована пением Великого канона преподобного Андрея Критского. Почему же именно с него начинается пост?

Время Великого поста для души человека − это время великих перемен, происходящих в ней. Личное желание духовного совершенства, возрождения следует в унисон с возрождением природы после зимы, на пути к Пасхе Христовой весь мир стремится к очищению. Церковные песнопения поддерживают и направляют к Богу покаянное чувство человека, выражая его в знаменитых творениях. Одно из таких творений – Великий канон Преподобного Андрея Критского. Это личный плач пожившего человека желающего принести покаяние, пока он жив.

Сам автор, преподобный песнописец Андрей, был епископом Критским и жил в VII и начале VIII в., предварив творчество таких песнописцев середины и конца VIII в. как преподобный Иоанн Дамаскин и преподобный Косьма Маиумский. Это было время не только расцвета византийской поэзии, но и внутренних церковных разделений. Церковь много испытала от тех еретиков, кто верил, что Иисус Христос состоит из одной природы (монофизиты) и имеет одно действие и энергию (монофелиты и моноэнергисты). Все это происходило в период нашествия арабов и ислама.

Много испытав и пережив, преподобный Андрей скончался в преклонном возрасте. Один из его 70 канонов уже в Х в. был введен в общецерковное употребление.

Произведение написано в жанре канона, поскольку имеет четкую структуру (греческое слово канон означает «правило», «мерило»): 9 песней состоящих из ирмоса (связки), тропарей с припевами и окончательной песни. Канон назван Великим, потому что состоит из большого числа тропарей (250 тропарей), что в несколько раз больше, чем это принято для произведений такого жанра.

Читается Великий канон преподобного Андрея Критского в первые четыре дня Великого поста, а также на 4-й неделе Великого поста, в неделю, посвященную памяти Марии Египетской, явившей своей жизнью образец сильнейшей перемены от греха к добродетели и сохранению в целости своей души. Чтение канона сопровождается многочисленными земными поклонами.

Текст канона пронизан осознанием греха в жизни человека и страданием из-за самого греха, этого случайного свойства человеческой природы, как назвал грех святитель Амвросий Медиоланский (IV в), осознанием ответственности перед Богом за совершенный грех.

В каноне преподобный Андрей открывает широкую панораму греховной жизни человечества, используя для этого известные события Библейской истории Ветхого и Нового Завета. Осознавая охваченность грехом, автор даже не знает с чего начать покаяние: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний?» Но надеясь на благоутробие Христа, просит дать «прегрешений оставление».

Какие прегрешения: «ревность преступлению первозданного Адама», «уподобление первой Еве», которые указывают на уклонение человека от Бога, противление Ему. Вознося покаяние, автор дерзает и требует: «вонми небо и возглаголю» («будь внимательно ко мне, небо, и я поведаю), «вонми ми, Боже, Спасе мой, милостивным твоим оком, и прими мое теплое исповедание».

Образы из Ветхого и Нового Завета, содержащиеся в памяти у христианина, помогают припомнить картины согрешений и исправлений, ободряя и укрепляя кающегося. «Буря мя злых обдержит, благоутробне Господи: но яко Петру и мне руку простри».

Автор спешит покаятся, потому что время жизни коротко, как время жизни травы полевой, а человек еще и суетится, в виду многозадачности рассредоточивается: «Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися: время сокращается, востани, близ при дверех судия есть. Яко соние (сновидение), яко цвет (цветок расцветающий), время жития течет: что всуе (зря) мятемся?»

Сама жизнь проходит «в нощи», так автор видит свою напрасную греховную жизнь, ожидая «день Сына, Спасителя», деятельно восходя в добродетели, как по лестнице, «которую видел древле (некогда) великий в патриархах» Иаков. В доказательство «обновления Богом законов естества» вспомним Моисея, которому Бог в качестве доказательства Своей поддержки, как сомневающемуся, покрыл руку проказой и вмиг исцелил ее. «Рука нас, Млисеова да уверит, душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокажена еси».

Сравнивая свою душу с душой Давида «стрелою прелюбодейства устреленной и копием убийства плененный» автор видит ее более отягощенную «самохотными стремленьми».

Читая или слушая канон, мы находим такие яркие, точные и в то же время горькие образы греха, которые автор, будучи уже пожилым, вспоминает, переживает, предчувствуя скорый конец и малое время покаяния, преподносит все свои переживания к Богу, имея в Нем всю надежду на избавление от совершенного греха. Это глубокое великое покаяние, изменение, сокрушение предложено Церковью в дни Великого поста для нашего предостережения, совершенствования и надежды.

Протоиерей Андрей Ухтомский
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: Великий пост в храме. beelbow-overluxuriancy-lakier.click / spzh.news

Просмотрено (106) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »