Только ли чадородием спасается женщина?
Часто женщинам говорят, что они должны бросить любимое дело и запереться дома с детьми и кастрюлями, иначе не спасутся. Так ли это?
Однажды знакомый мне священник сказал: «Женщина должна знать свое место! Ведь это место – святое». Возможно, вы подумаете, что сейчас я начну рассуждать о спасительном чадородии и хранении пресловутого домашнего очага. Нет. Таких рассуждений в сети и так огромное множество.
Фото: monastery.ru
Очень часто я вижу публикации на тему, что спасение женщины только в том, чтобы варить детей да рожать борщи (эта саркастичная идиома – уже устоявшаяся в народе фраза о таких мнениях). Но начиная с Библии и дальше по ходу истории мы видим множество примеров, доказывающих, что это далеко не всегда так. Интересно? Начнем.
В Ветхом Завете мы читаем, что Ева была создана из ребра Адама. Отсюда и появилось мнение о «второсортности» женщин, так как ребро – это лишь небольшая часть от первого человека, а также шутки на тему, что Адам был лишь полуфабрикатом для изготовления Евы. Однако многие библеисты говорят о том, что здесь имеет место неверный перевод с еврейского. В оригинале используется слово צלע (tsela), которое означает не «ребро», а «сторона». Это же слово используется, например, в книге Исхода (25: 12), когда Бог велит Моисею сделать на Ковчеге Завета четыре золотых кольца: два на одной стороне צלע (tsela) и два на другой. Да и сам Адам говорит о Еве: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего». Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2: 23–24). Заметьте: не только кость, но и плоть от плоти, то есть Ева – не просто ребро, а вся сторона, возможно, половина Адама. Именно поэтому двое, по слову Библии, образно соединяются в одну плоть. Согласитесь, теперь романтичное выражение «моя половинка» звучит уже совсем по-другому.
Ева – не просто ребро, а половина Адама. Теперь романтичное выражение «моя половинка» звучит совсем по-другому
Главенство мужчин в большинстве культур мира начиналось с того, что мужчины были физически сильнее, поэтому они были более полезны на охоте и войне. А на заре цивилизации закон был прост: кто сильнее – тот и прав. А негативно-небрежное отношение к женщинам у иудеев объяснялось только тем, что Ева первая соблазнилась запретным плодом и поделилась им с Адамом. Хотя лично мое мнение – оба виноваты одинаково. Но именно этим иудеи объясняли главенство мужчин, и единственная женщина, которую чтил любой из них, – это родная мать. Даже все евангелисты, которые родились и выросли в этой культуре, вспоминая оба чуда массового насыщения народа хлебами и рыбой, говорят, что людей было столько-то, не считая женщин и детей. Женщин не считали, с их мнением не считались. Если женщина оставалась вдовой, без мужа и сыновей, то она была обречена на нищету: нормальную работу ей было не найти из-за этой дискриминации, а кормильца не было.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Адам и Ева». 1638 г. Фото: monastery.ru
И именно Христос перевернул отношение к женщинам. Он беседовал с ними так же, как и со всеми остальными. И этим, кстати, немало удивлял окружающих. Его отношение к женщинам как к личностям, полностью равным мужчинам, было для того общества чем-то удивительным: как это Он спокойно разговаривает с самарянкой, с блудницей, с хананеянкой? Почему Он слушает их слова и полноценно отвечает им?
Именно Христос перевернул отношение к женщинам
И затем, с самых первых веков христианства, верующие объединялись в общины, где женщин уже не угнетали, они были наравне со всеми. И бедности в этих общинах не было: более богатые делились всем необходимым с теми, кто нуждался. Лучше всех это объяснил апостол Павел в послании к Галатам: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28).
Иудейский народ, получив обетование, что из него произойдет Мессия, очень трепетно относился к рождению детей. Если у супругов не было детей, то считалось, что они очень сильно согрешили пред Богом, за что Он и отнял у них возможность стать родителями будущего Мессии. Поэтому для женщин Иудеи единственным показателем Божиего благословения было наличие детей. Кондак Рождества Богородицы начинается со слов о том, что Иоаким и Анна освободились от поношения бесчадства, так как отсутствие детей было позором (поношением) для них.
В христианстве же было упразднено всякое разделение, и мы все, вне зависимости от пола, происхождения и социального статуса, – братья и сестры во Христе. Но при этом сегодня в сети мы очень часто встречаем мнения, что единственный путь спасения для женщины – это путь домохозяйки, имеющей множество детей.
Конечно, многим женщинам нравится роль матери и домохозяйки: им нравится заботиться о детях и муже, нравится быть хранительницей того домашнего уюта, любви и заботы, куда приходит муж после тяжелого дня. И прекрасно, когда они оба это любят и ценят, такие семьи могут жить долго и счастливо. Более того, на них держится демография страны. Такой выбор женщин – это огромный подвиг, ведь они отказываются от своих интересов в пользу семьи. Но печально, что многие уверены, что это единственный путь, единственная норма и любое отклонение от этой нормы – страшная беда.
Многие православные женщины, не без давления окружающих, чувствуют себя угнетенными от того, что желают вместо заботы о домашнем очаге построить карьеру и тем самым принести пользу Церкви, обществу и себе. Многие из них хотят совместить семью и работу, поскольку постоянное сидение дома делает их несчастными, они устают и выгорают. Я видел такое неоднократно. Но на различных православных форумах и в комментариях в соцсетях, стоит им только поделиться этой болью, они зачастую сталкиваются с осуждением и негативом. С тем, что если они не хотят воспитывать десяток детей и постоянно сидеть дома, разрываясь между тряпками и кастрюлями, то, значит, они какие-то не такие и им срочно надо покаяться и исправиться.
Если женщины не хотят воспитывать десяток детей и постоянно сидеть дома, они сталкиваются с осуждением и негативом
И в то же время мы видим в миру множество примеров, когда женщины делают немало прекрасных и полезных дел: одни занимаются спортом, другие нашли себя в автомеханике, науке, юриспруденции, образовательном процессе, журналистике, медицине и так далее. Некоторые из таких женщин всецело посвящают себя работе, другие совмещают ее с семейной жизнью. Но, повторюсь, на различных православных (и не только) интернет-площадках они сталкиваются с мнением, что все это – глупость и они должны бросить любимое дело и запереться дома с детьми и кастрюлями. Иначе не спасутся.
Вот это крайнее мнение я и хочу опровергнуть. Любая крайность – это всегда плохо. Предлагаю рассмотреть несколько примеров жизни женщин, почитаемых Церковью.
Святая равноапостольная Мария Магдалина. Фото: monastery.ru
Святая равноапостольная Мария Магдалина, когда Господь исцелил ее от беснования, стала Его верной ученицей. Вместе с Богородицей и мироносицами она была рядом с Ним даже тогда, когда от Креста в страхе разбежались почти все ученики. Эти женщины были в опасности, ведь их тоже могли схватить, подвергнуть наказанию как соучастниц распятого Иисуса из Назарета. Но они стояли рядом. Более того, когда Христос воскрес, Мария стала первой, кто узнал об этом. Позже она бесстрашно пошла проповедовать эту весть по всей Римской империи, даже дерзновенно пошла сообщить об этом самому римскому императору Тиберию. Просто представьте, как она рисковала. За любое неудачно сказанное слово с ней могли сделать все что угодно: казнить, бросить в темницу, избить плетьми, но она пошла. Прямо к императору. И насколько мы знаем, она до конца своей жизни, подобно апостолам, занималась служением Господу и не вышла замуж.
Огромное множество мучениц, например Татиана, Варвара и многие другие, отказывались выходить замуж, называя себя невестами Христовыми, и творили дела милосердия, насколько это было возможно, до самой смерти.
Святая преподобная Мария Египетская на века стала невероятным примером покаяния и самоотречения ради Господа. Ее житие мы ежегодно читаем в Великий пост, поэтому не вижу смысла повторять его здесь.
И, конечно, Сама Богородица. Она, как мы знаем, присно осталась Девой, и ученики Христовы до самого успения чтили Ее как мать. Она служила Богу всю Свою жизнь и, по преданию, была молитвенницей и наставницей апостолов и многих первых христиан. Она рассказывала им моменты из жизни Христа, которые есть только в Евангелии от Иоанна, ведь он написал это с Ее слов.
Все эти примеры объединяет одно: все эти женщины спаслись и почитаются нами в лике святых, хотя и не были многодетными домохозяйками. Служение Богу и пути ко спасению могут быть разными для всех, независимо от пола и наличия детей. Кому-то из женщин действительно подходит роль матери, наставляющей в вере только своих детей, а кто-то находит себя в служении Богу иными путями: посильное просвещение коллег на работе, искусство, творение милостыни от доходов бизнеса, служение непосредственно в храме…
Путей много. И, дорогие женщины, если кто-то ругает вас за то, что у вас нет желания быть многодетной домохозяйкой, посоветуйте им перечитать жития святых мучениц, мироносиц, всех преподобных матерей и вспомнить Саму Богородицу.
Иерей Алексий Таах
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (151) раз