Иисусова молитва: только для монахов или мирянам тоже можно?
Спор святителя Григория Паламы и монаха Варлаама Калабрийского, состоявшийся в далеком XIV веке, остался разве что в памяти книжников и тех, кто интересуется богословием и историей Церкви.
Бог непостижим в Своей сущности. Но постижим в Своих энергиях, в той Благодати, которая изливается из Троического Божества в тварный мир. Благодать – это и есть Сам Бог вне Своей Сущности. Причастность к Благодати тождественна причастности к Богу в той мере, на которую способна тварь. Так человек делается сыном Божиим и причастником Божественного естества (2 Петр. 1:4). О чем здесь идет речь? Как это понять людям двадцать первого века, крепко заякоривших свои мозги в экраны гаджетов и погрузивших сознание в безбрежные просторы виртуальных миров?
То, что мы так и не поняли
Прошли сотни лет, но большинство христиан так и не поняло сути этого спора и что, собственно, хотел до нас донести святитель Григорий. А из тех, кто понял, только единицы смогли воплотить свое знание в опыте личной жизни. Но и они прошли по своей жизни, отверженные миром, никем не понятые, отовсюду гонимые и всеми презираемые. Свои же собратья по вере смотрели на них теми же глазами, какими смотрел и Варлаам Калабрийский на странных монахов, сидящих в согбенных позах, смотрящих, как он считал, себе в пуп, и повторяющих, как заклинание, какую-то молитвенную формулу.
Фото: spzh.news
На распутье двух дорог
Если очень коротко показать разницу между учением святителя Григория и Варлаама, впрочем, как и вообще разницу между Церковью Запада и Востока, то можно сказать, что идеал Церкви Запада — это мать Тереза, а Церкви Востока – Иосиф Исихаст. Путь матери Терезы тоже труден, но он по крайней мере понятен. Это дорога внешнего доброделания: корми голодных, помогай страждущим, утешай поверженных, лечи больных, посещай в темницах томящихся, трудись ради ближнего, зарабатывай себе рай. Я думаю, что именно так и видят путь на Небо большинство христиан.
Исихия, как преддверие рая
А святитель Григорий учил о том, как стать причастным Божественного естества не через внешние подвиги милосердия, а через внутренний подвиг трезвения, т.е. внимания к себе. Григорий Палама не говорил о чем-то таком, чего бы до него не было известно в Православной Церкви. Все прославленные аскеты, прошедшие университеты пустыни, проведшие годы жизни в уединенном подвиге и отшельническом житии, учили о том, что путь в Царство Божие лежит не во внешнем мире, а внутри самого человека. И дверь, которая открывает нам туда дорогу, находится в самой глубине нашего сердца. Бог ждет нас не за облаками, а внутри нас самих.
Ключ от рая в исихии – умном безмолвии. Это такой мир внутренней тишины, когда на чистой глади безмысленного сознания не пролетит даже комарик навязчивого помысла. Святой подвижник, усмирив тело подвигом поста, а ум непрестанной молитвой, приходит ко вратам сердца, которые, открываясь перед тихим веянием божественной благодати, вводят его душу в рай.
Мы пустоту заполняем суетой
Для Варлаама такой путь – безумие, сказка, выдумка. Человек, который привык жить внешним миром и руководствоваться только логикой и здравым смыслом, так и рассуждает. И не важно, когда он жил – в четырнадцатом веке или в двадцать первом. И тогда, и теперь мы продолжаем плестись путем Варлаама: пытаемся заполнить собственную пустоту и безблагодатность какими-то мероприятиями, проектами, стройками, конференциями, собраниями и т.п. – как правило, бесполезной суетой, которую наш падший ум представляет, как нечто для Бога важное и значимое.
Но собрания и конференции еще никого не научили молиться. Мероприятия и благотворительные акции не сделали по-настоящему счастливым ни одного человека. Да и все то, что было нами за все эти годы с таким усердием построено, по всей видимости заберут те, кто не ударил палец о палец, чтобы сделать в жизни хоть что-то хорошее.
Последний шанс
Сегодня, когда мир сотрясает предчувствие начала апокалипсиса, Господь явил нам гигантов духа, которые снова пытаются указать людям путь на небо, предложенный святителем Григорием Паламой. Может быть, Бог и посылает нам в предпоследние времена этих людей, чтобы мы, схватившись за предложенную ими лестницу, попытались подняться в то Царство Света, которое Господь уготовал всем, любящим Его.
Старец Симон (Безкровный), преподобный Иосиф Исихаст в лице своих учеников Харлампия Дионисиатского, Ефрема Катунакского, Ефрема Аризонского настаивают на том, чтобы не только монахи, но и миряне занимались практикой Иисусовой молитвы. В монастырях, основанных Ефремом Аризонским, Иисусовой молитвой дышали все – от монахов до простых рабочих, трудников, послушников, которые работали в монастыре. Старцы Харлампий и Ефрем, духовно опекавшие многих мирян, учили умной молитве всех без исключения. К духовному самообольщению (прелести) приводит не Иисусова молитва, а гордость, учили они. Поэтому нужно бороться со страстями, а не с умной молитвой. А те, кто считают, что Иисусова молитва может привести к прелести, сами находятся в глубокой прелести.
Фото: spzh.news
Лучшее пособие
Старец Симон (Безкровный) в литературной форме от третьего лица изложил саму методику и методологию практики Иисусовой молитвы в своей книге «О счастье праведной жизни. Откровенный разговор с духовным отцом, объясняющий секреты Иисусовой молитвы». (Изд. Усекновенской пустыни «Катафиги». Великой Лавры преп. Афанасия. Афон. 2020 г.)
По сути то, что передавалось в веках из поколения в поколение, от старцев к ученикам, впервые подробно в доступной форме изложено для чтения всем, кто желает приобщиться практике исихазма. Зная высоту духовной жизни старца Симона, я могу с уверенностью утверждать, что эта книга появилась в наше время не случайно. Воля Божия была в том, чтобы это сокровище стало явлено миру в тяжелые времена. Она доступна как в текстовом, так и в аудио формате всем желающим.
О молитве Иисусовой кратко и по существу
Враг рода человеческого принуждает нас видеть в Иисусовой молитве некую эзотерическую «православную мантру», магическую формулу, которая предположительно должна дать потрясающий эффект при правильном употреблении. К сожалению, такими фантазиями касательно этой молитвы болеют не только миряне, но и духовенство.
Прежде всего нужно понимать, что Иисусова молитва – это такая же молитва, как и все другие краткие молитвенные воздыхания, которые мы имеем в виде библейских стихов (прокимнов) или кратких молитвенных форм, как, к примеру, «Боже, милостив буди мне грешному» и т.п.
Особенности Иисусовой молитвы
Да, в ней есть свои особенности, на которые нужно обратить внимание. А именно то, что здесь употребляется Имя Иисусово. Минуя все тонкости, касающиеся Имени Божьего в имяславских богословских спорах, я сразу обращусь к мнению опытных практиков, т.е. тех, кто знал, о чем говорил, не из книжек, а из опыта. А они говорят о том, что Бог, конечно же, не есть Имя, но Имя Божие есть Бог.
Взаимосвязи имени и личности посвящено немало богословских трудов (мы на них не будем останавливать здесь свое внимание). Скажем лишь то, что касается Имени Христа в практике Иисусовой молитвы. Оно имеет огромное значение. Те, кто овладел умным деланием в совершенстве, учат нас тому, что к произнесению этого Имени нужно относиться с таким же благоговением, с каким мы относимся к Причастию Тела и Крови Христовой.
На использовании Божественного Имени Христа, освящающего и просвещающего наш ум и сердце, созиждется уникальность практики Иисусовой молитвы.
Борьба за внимание
Принято ошибочно считать, что новоначальным приличествуют сначала длинные молитвенные правила, которые даны нам в богослужебных книгах, а потом уже можно приступать и к практике Иисусовой молитвы. Но все как раз наоборот. И тот, и другой молитвенный труд нужно употреблять одновременно.
Дело в том, что длительное чинопоследование канонов, кафизм, акафистов требуют от нас куда большей концентрации внимания, чем краткая молитва, состоящая из пяти слов. Мысли при чтении длинных текстов быстрее рассеиваются, чем когда ум сосредотачивается на кратком молитвенном воздыхании. Поэтому Иисусова молитва является более легкой и удобной молитвенной формой, позволяющей нерассеянно молиться, чем церковные и келейные правила.
Непрестанно молитесь
Следующее преимущество Иисусовой молитвы основано на предыдущем. В силу краткости и легкости для запоминания, Иисусова молитва может быть произносима всегда и везде. Т.е. она, по сути, является постоянным мобильным богослужением, на всякий час и во всяком месте.
Иисусова молитва дает нам возможность исполнения заповеди апостола Павла «непрестанно молитесь» (1Сол. 5:17). Ее можно читать на ходу, сидя, лежа, за рулем в машине, при переездах, переходах, на работе.
Беспокойный ум
Но даже при всей, казалось бы, удобности и легкости этой молитвы, борьба за внимание на первых порах будет доминирующей, потому что наш ум будет делать все от него зависящее, чтобы убежать в свои мечты и желания. Для него Иисусова молитва – это цепь, которой его привязали к сердцу. И мы легко убедимся, что эта цепь слишком тонкая. Она то и дело рвется, и ум наш бегает по всему миру, в то время как молитва хоть и хранится у нас на устах, однако лишена внимания и покаяния. Собственно борьба за прочность этой цепи и является нашей первоочередной задачей.
Для достижения этой цели мало пытаться читать молитву на ходу, во время работы в течение дня и проч. Нужно еще специально выделять для нее время, как для молитвенного правила.
Ежедневный труд
Поэтому духовники советуют мирянам выделять по полчаса времени утром и вечером для чтения Иисусовой молитвы. Подробности того, как это делать, можно найти в книге старца Симона. Можно практиковать ее на медленный вдох «Господи, Иисусе Христе» и выдох «помилуй мя, грешного», можно и другими способами. Важно, чтобы ум в это время внимал словам молитвы, благоговея перед Именем Христа и имея покаянное чувство.
Конечно же, сама по себе Иисусова молитва не принесет никакой пользы и даже, более того, принесет вред, если христианин не будет стремиться жить по заповедям Евангелия, не будет иметь трезвение (т.е. следить за своим умом, за мыслями и чувствами), не будет «ходить перед Богом», ведя воздержанную духовную жизнь.
Лучшая помощь на мытарствах
Есть еще одна деталь, касающаяся практики Иисусовой молитвы. Святые Отцы учат о том, что во время умирания, если человек уходит в иной мир в ясном сознании, важно удержать молитву, чтобы душа вышла из тела вместе с ней. Или хотя бы не потерять из внимания память Божию. Но силой своей воли сделать это практически невозможно, потому что в организме происходят тяжелые и болезненные процессы.
Именно поэтому, зная какую великую помощь может оказать Иисусова молитва во время прохождения мытарств, святые Отцы прилагали все усилия, чтобы сделать ее в своем сердце самодвижной, т.е. такой, которая бы совершалась без всяких с нашей стороны на то усилий. Но для достижения этой цели нужно очень много потрудиться, чтобы обуздать свой ум и ввести его в сердце, в чем да поможет нам Бог.
Протоиерей Игорь Рябко
Источник: Союз православных журналистов
Фото на заставке: Господи, помилуй! facebook.com / spzh.news
Просмотрено (68) раз