Приобретайте четырех друзей!
В каждой фразе и даже в каждом слове святого Евангелия всегда очень много поучительного для ума и сердца любого человека. Такова и следующая история. Толпы народа следовали за Христом. Когда он остановился в доме тещи апостола Петра в Капернауме, к нему со всех сторон стали приводить больных и одержимых. Все спешили сюда: кто-то, опираясь на костыль, кто-то, поддерживаемый братом… Дом заполнен до предела, и на улице толпится народ. Все жадно слушают, что говорит Христос. К Нему обращены все лица, все желания, все сердца. И вот появляются четыре человека, неся на одре своего больного друга. Они не могли пробраться в дом через толпу и тогда решились на чрезвычайную меру — разобрали крышу и спустили носилки с расслабленным на веревках прямо к ногам Спасителя. И видя их веру, силу любви, сострадания, безгласной сердечной мольбы, Господь исцелил их друга: чадо, прощаются тебе грехи твои (Мк.2:5)!
В Евангелии есть много примеров, когда люди просят Христа и Господь откликается на их просьбу. Обычно мы видим личное покаяние перед Спасителем — мытаря, блудницы, раскаявшегося разбойника, которому было сказано: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк.23:43). Но в этой евангельской истории речь идет еще об одном поразительном деле и чуде любви. Такой случай, может быть, в Евангелии единственный: когда сам расслабленный ничего не просит. Собственно, даже принесшие его друзья не успели сказать: «Исцели, помоги, восставь от одра болезни!» Сами дела говорили за них — движимые сердечной верой и деятельным состраданием, эти люди предприняли немалый труд — сделали носилки, принесли на них больного да еще умудрились затащить расслабленного человека на крышу дома высотой минимум 2,5 метра, а то и 3… Потом надо было еще разобрать кровлю и аккуратно опустить носилки к ногам Христа Спасителя. И они делают это — четыре друга. Только тогда, «увидев веру их», Господь исцеляет расслабленного, потому что они делами своими показали, что ждут от Христа чуда и делают для этого все от них зависящее. Какую великую милость дарит нам наша вера и наша Церковь! Оказывается, у нас есть такая возможность, есть шанс вымолить наших безбожных детей, внуков, жен, мужей, родных и близких, если мы будем до конца последовательны, мужественны и верны, до конца духовно настойчивы и трудолюбивы.
Еще вдумаемся в удивительные слова Спасителя: чадо, прощаются тебе грехи твои… тебе говорю, встань, возьми постель твою и иди в дом твой (Мк.2:5,11). Эти слова показывают, что Господь увидел причину болезни, причину страдания и скорби — грехи. Тяжелобольной, которого принесли друзья, был совершенно расслабленный. Эта болезнь имела основную причину не столько внешнюю, сколько внутреннюю, потому что такой недуг происходит не от простуды, а является последствием расслабления духовного, сердечного. Грех стал причиной его расслабления телесного. Для исцеления больного нужно, чтобы были прощены его грехи, необходимо исцелить более глубокую болезнь — болезнь души, грех. Страдания расслабленного, невозможность даже повернуться на другой бок, самому взять стакан воды — заставили его внимательно заглянуть в свою прошлую жизнь. Покаяние захлестнуло его, и тогда Бог услышал его молитвы.
Для нас, верующих людей, эта история открывает великую надежду, великую милость: Господь по молитвам других людей и ради их любви к ближним готов приходить на помощь, если видит сердечность и терпение, если чувствует непоколебимую веру. Вся история Церкви изобилует благочестивыми примерами, когда христиане вымаливают своих детей, жены — безбожных мужей, а мужья — своих неверующих жен. Ибо так и получается в жизни, как сказал апостол Павел: Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1Кор.7:14). Редко, очень редко бывает в семье единство, единомыслие и единоверие. Господь сказал: Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк.18:8). И Он же ободряет нас: Не бойся, малое стадо! (Лк.12:32), то есть верующих, верных людей всегда будет очень мало.
Когда люди готовят пищу или запасают ее для длительного хранения, они добавляют в нее малое количество соли, которая предохраняет всю пищу от гниения. Соль — малая вещь, но делает большое дело. Так и верные — мы с вами — призваны быть солью этого мира (Мк.9:50). Это возможно. Каждый из нас способен с помощью Божией распространять вокруг себя веру, мир и любовь Божию.
Недавно я получил письмо от одного своего знакомого, ученого, который несколько лет назад крестился в Оптиной Пустыни. Он пишет: «Батюшка! Не могу умолчать о чудесном событии в жизни моих близких! Моя старшая сестра Галина, шестидесяти одного года от роду, последние три года тяжело болела. Ее мучил голос человека, который уже умер. Это страшное заболевание. Я настойчиво, но осторожно обращал внимание Гали на заповеди Господа нашего Иисуса Христа. Она сопротивлялась — бесы в ней сопротивлялись. Я молился о ней, и, наконец, она крестилась. Вскоре после этого бесы вышли из нее, голос отступил, она стала вести нормальную жизнь, часто бывать в храме. Я могу только повторять про себя: долготерпелив и милостив Господь!»
Дивную историю о том, как вера одного человека спасла от вечной погибели другого человека, рассказал мне владыка Арсений, викарий Святейшего Патриарха Кирилла. Когда мы с ним заговорили о скорбях, о тяжелых болезнях, постигших родных и близких людей, умирающих от рака, он рассказал такой случай из его жизни. Жила по соседству с ним одна верующая женщина. Муж у нее был совершенно безнадежный безбожник: и пьяница, и матерщинник, словом, имел «уникальную» по своим грехам жизнь. И вот этого Ивана Ивановича посещает тяжелейшая болезнь — рак. Вскоре от этого мужчины, пышущего жизненной энергией, остается одна треть. Слег он на одр болезни — немощный, расслабленный, как сегодняшний евангельский больной. Жена же потихоньку молилась вслух перед иконами, читала Евангелие, создавая какую-то благоприятную духовную атмосферу, о которой он раньше и слышать не хотел. Но когда лежишь больной — тут уж ничего не поделаешь, возражать не будешь. И однажды она уговорила мужа пригласить к нему батюшку. И он согласился, видя, что действительно дни его сочтены. Говорили они довольно продолжительное время. Священник причастил умирающего и вышел оттуда с радостью, потому что это была первая и последняя его исповедь — исповедь за всю жизнь, которая открыла ему дорогу ко спасению души.
Иван Иванович после этого прожил всего полтора дня. Но с того момента, как его причастил священник, он не переставая читал молитву, и такую, какой мы с вами никогда не молились. Он не ел, не пил (потому что уже не мог), но непрестанно читал эту молитву и умер с ней на устах. А молитва была такая: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» Он читал ее, потому что другой молитвы не знал. Время было послепасхальное, он слышал, как молилась жена, и запомнил именно эти слова. Так Господь сподобил этого человека в сознании, добровольно услышать и принять добрый совет. Благочестивая супруга, движимая верой, надеждой и любовью, утвержденными на фундаменте терпения, привела к Богу своего мужа. Именно эти четыре добродетели и являются четырьмя друзьями, которые приводят нас к Богу.
Вот что может сделать терпеливая молитва, сострадание и сердечное участие в жизни другого человека. Давайте и мы с вами научимся надеяться, верить, любить и терпеть и так приобретать тех самых четырех друзей, которые смогут по милости и благодати Божией нас самих представить перед Богом. И научить нас жить Богом. Тогда, может быть, по нашей смиренной и теплой молитве наши родные и близкие, которые еще живут как расслабленные и парализованные душой и умом (потому что большая часть мира именно таковой и является), придут к покаянию. Если они «атлеты» по своему физическому состоянию, если они не нуждаются ни в какой врачебной помощи и чувствуют себя превосходно, и прекрасно выглядят, то, не имея веры в Бога, не зная Евангелия, они мертвы душой. Когда мы будем иметь терпение, а на его фундаменте воздвигнем веру, надежду и любовь, мы приобретем тех четырех друзей, которые души наших родных и близких принесут и положат к ногам Христа. Все это, конечно, не исключает, а предполагает, что кроме этих духовных друзей у каждого из нас будут и друзья телесные — наши ближние, которые будут молиться о нас.
Нам, в свою очередь, даны возможность и силы молиться о людях, которые нам близки и дороги. Тяжело в храм идти, а надо. Ленишься в руки взять Псалтирь и «двадцатку» читать за близких, а надо. Неохота акафист читать, а надо. Трудно поститься, а надо. Почему? Да потому что за тобой стоит этот расслабленный, который сам ничего не может сделать. И дай Бог, чтобы у каждого из нас совершилось в жизни это чудо, чтобы Господь, видя веру нашу, сказал бы тем людям, о которых мы молимся Ему: возьми одр твоей болезни и ходи ногами — ногами добрых дел иди к Богу и к Царствию Небесному!
Поразительно — если мы сопереживаем ближним, своим друзьям, тогда за это сопереживание и молитву, за боль сердца о другом человеке Господь дарует и умножает в нас духовную радость! Потому что Бог видит, что такой человек живет не только для себя, молится не только за себя и подвизается не только за себя. Поэтому при чтении молитвы Иисусовой обязательно хотя бы одну молитву произносите так: «Господи, Иисусе Христе, помилуй нас, грешных!» Именно «нас», а не «меня». И это тоже твой маленький-маленький шаг наверх. Подниматься всегда тяжело. Гораздо легче скатываться вниз, а подниматься тяжко. Зато такие труды щедро вознаграждаются Господом. Как сказал старец Паисий Афонский: «За самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье».
Еще одно поучительное заключение можно вывести из этой истории. Четыре друга совершают, казалось бы, невероятное — движимые любовью, состраданием и сердечным участием, они преодолевают все препятствия вплоть до того, что залезают на крышу дома и разбирают ее! Так бывает и в нашей жизни: когда мы хотим помочь своим родным и близким, прежде всего, в их духовной жизни, мы действительно на каждом шагу встречаем препятствия. Порой мы сталкиваемся с непреодолимой, казалось бы, стеной из людей или обстоятельств. Мы тоже видим, что «протиснуться» невозможно — по причине человеческого упрямства наши слова, убеждения, уговоры не оказывают никакого воздействия. И тогда настоящие друзья идут в обход — идут через верх. Святитель Феофилакт Болгарский объясняет, почему они разобрали именно кровлю, крышу дома. Он говорит, что это — образ. Крыша — это верх. Есть такое выражение: «крышу сорвало». Под «крышей» подразумевается голова человека: у него что-то с головой случилось, «крышу сорвало». Вот четыре друга и разобрали крышу дома. Это означает, что человеку нужно помочь справиться с его умственными заблуждениями, разобрать те скептические и безбожные построения, которые у него сложились в результате воспитания, принятого в этом материалистическом мире, в школе, в институте. Нужно помочь такому человеку в том, чтобы голова у него немножко просветлела. Как же это сделать? С помощью Евангелия, с помощью духовных книг, душеполезных разговоров.
После того, как эти люди разобрали крышу дома, они спустили вниз к ногам Христа Спасителя своего друга. А спуститься вниз, говорит нам святитель Феофилакт Болгарский, означает прийти в глубину смирения. Что я собой представляю, своими мозгами, своей жизнью? Если посмотреть через призму Евангелия, то я — просто абсолютный ноль. До того, как я прочел Евангелие и пришел в Церковь, я думал, что я замечательный, добрый человек: помогаю, уважаю, не курю, не пью, матом не ругаюсь, супругу люблю. О том, как мы далеки от высоты и красоты евангельского идеала, что мы до него еще не доросли и вряд ли когда-нибудь дорастем, мы и не знаем. Когда человек смирится перед Богом, увидит все свое несовершенство, вот тогда он может услышать голос Христа: Чадо! прощаются тебе грехи твои (Мк.2:5). А затем — возьми постель твою и иди в дом твой (Мк.2:11). Значит, между грехом и болезнью существует прямая связь. Мы лечим печень, язву, давление — чего только не лечим, чего только у нас нет! Оказывается — все это имеет прямую связь с нашими грехами и с нашей нравственностью. И пошел расслабленный, взял носилки и пошел, радуясь и хваля Бога. Вот когда возможно исцеление — тогда, когда начнет исцеляться душа.
Всем нам предстоит разломать крепкую крышу нашего самомнения, нашей гордыни и высокомерия, чтобы наша расслабленная душа могла предстать пред ногами Христа и получить долгожданное исцеление.
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Источник: Николо-Сольбинский женский монастырь
Фото на заставке: solba.ru
Просмотрено (100) раз