Опыт Божьего присутствия
Человек склонен думать, что поститься не стоит: зачем поститься, зачем больше молиться, зачем посещать дополнительные службы, зачем делать все это?
Однажды его назвали «причиной всех беспорядков и волнений в Церкви». Так о нем сказал Константинопольский Патриарх в 1344 году. Это замечание было сделано ему во время Церковного собора, из-за чего его бросили в тюрьму на следующие несколько лет. Человеком, который был «причиной всех беспорядков и волнений в Церкви», был святитель Григорий Палама. Мудрая Церковь установила второе воскресенье Великого поста в честь этого святого. Почему же этого человека назвали «причиной всех беспорядков и волнений в Церкви»? Что такого ужасного он сделал?
Он вырос в Константинополе, в богатой семье, которая даже входила в круг императора. Но Григорий с юных лет склонялся к церковной жизни. Это неудивительно, ведь его родители любили Церковь. В молодости Григорий оставил комфортную жизнь и отправился на Афон, чтобы пройти обучение в монашеском молитвенном делании. Он посвятил всю свою жизнь Богу, потому что любил Бога и хотел служить Ему. Со временем он получил сан игумена – настоятеля одной из монашеских общин и стал очень уважаемым старцем на Святой Горе.
Настоящие сложности для него начались, когда на Афон приехал очень одаренный оратор и учитель, монах из Италии по имени Варлаам. Тот считал, что монахи на Афоне впустую тратят время в созерцательной молитве, когда им следует учиться. Он высмеивал подвижнический труд и жизнь монахов, их методы молитвы и их учение о Нетварном свете, переживаемом исихастами. Противореча традиционной позиции Церкви о том, что «богослов есть тот, кто молится», Варлаам ставил под сомнение достижение человеком через молитву близкого общения с Богом. Он оперировал тем, что Божество трансцендентно и пребывает в неприступном свете, и был убежден, что к Богу можно прийти только через философское, умственное познание, через рационализм.
Так что это привело к большому спору между монахами и особенно между святителем Григорием и Варлаамом. Почему был такой спор? Потому что Варлаам учил, что мы познаем и переживаем Бога через знание, через голову. Эта вера базировалась на рацио человека. Единственный верный способ познания вещей в ней лежит через разум, и это привело ко многим проблемам в западном христианстве и в конечном итоге к протестантской Реформации.
Проблема такой веры в том, что человек познает Бога только посредством логики, как если бы Бог был математическим уравнением. И в этом случае духовная работа и борьба, которые мы предпринимаем, становятся бесполезны. Здесь игнорируется тот факт, что на протяжении веков у неграмотных, но святых людей был истинный опыт общения с Богом через жизнь Церкви.
На протяжении веков у неграмотных, но святых людей был истинный опыт общения с Богом через жизнь Церкви
Варлаам ездил в Константинополь и останавливался в монастырях. Он отказывался от бдений, молитв и постов и не верил ни в какие духовные переживания. Короче говоря, он вел себя почти как современные христиане, в том числе и православные. Своим неправильным учением он вызвал раскол во всей Церкви, а затем обвинил во всем святителя Григория. Такого рода вещи случались и раньше и, вероятно, будут происходить всегда.
Святой Григорий Палама, напротив, учил о том, что мы безусловно можем познать Бога и что существуют две стороны этого познания. С одной стороны, конечно, ни один человек никогда не видел Бога, и никто не в состоянии постичь Его величие и славу. С другой, святитель Григорий говорил, что мы можем познать Бога через Его энергии: то, как Он ясно действует через наш мир и посещает нас. Он сравнивал познание Бога с солнцем. Бог подобен солнцу. Это Солнце никогда нельзя постичь или даже внимательно рассмотреть. И все же мы можем получать энергию от солнца, чувствовать тепло лучей, ощущать его свет и тепло.
Фото: monastery.ru
Святой Григорий не раз был заключен в тюрьму за отстаивание своего понимания веры. Возможно, однажды нам придется набраться мужества, чтобы пострадать за нашу христианскую веру. К этому можно подготовиться, оказывая любовь своим ближним и храня Божьи слова в своем сердце, становясь людьми молитвы и обучая этой молитвенной жизни своих детей.
Святитель Григорий учит нас, что можно впитать Божью любовь и благословения, если подвизаться в молитве. Это не происходит само собой, а приходит по милости Божией. Бог хочет общаться с нами через молитву, поскольку молитва – это не медитация и не интеллектуальное упражнение, а именно общение с Ним.
Бог хочет общаться с нами через молитву
Сегодня Церковь нам напоминает, что мы можем опытно ощутить Бога, что Он – не теория, спрятанная в книге. Образование и научные степени могут быть какими угодно, но опыт чистой молитвы является истинным учителем. Человек склонен думать, что поститься не стоит: зачем поститься, зачем больше молиться, зачем посещать дополнительные службы, зачем делать все это? Святой Григорий Палама отвечает нам: эти вещи открывают нас для переживания присутствия Божия. Так что продолжайте свою борьбу, она действительно того стоит. Слава Богу во веки веков. Аминь.
Священник Иаков Гиргис
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Out of Egypt
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (132) раз