Опыт Божьего присутствия | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Опыт Божьего присутствия

Опыт Божьего присутствия

Человек склонен думать, что поститься не стоит: зачем поститься, зачем больше молиться, зачем посещать дополнительные службы, зачем делать все это?

Однажды его назвали «причиной всех беспорядков и волнений в Церкви». Так о нем сказал Константинопольский Патриарх в 1344 году. Это замечание было сделано ему во время Церковного собора, из-за чего его бросили в тюрьму на следующие несколько лет. Человеком, который был «причиной всех беспорядков и волнений в Церкви», был святитель Григорий Палама. Мудрая Церковь установила второе воскресенье Великого поста в честь этого святого. Почему же этого человека назвали «причиной всех беспорядков и волнений в Церкви»? Что такого ужасного он сделал?

Он вырос в Константинополе, в богатой семье, которая даже входила в круг императора. Но Григорий с юных лет склонялся к церковной жизни. Это неудивительно, ведь его родители любили Церковь. В молодости Григорий оставил комфортную жизнь и отправился на Афон, чтобы пройти обучение в монашеском молитвенном делании. Он посвятил всю свою жизнь Богу, потому что любил Бога и хотел служить Ему. Со временем он получил сан игумена – настоятеля одной из монашеских общин и стал очень уважаемым старцем на Святой Горе.

Настоящие сложности для него начались, когда на Афон приехал очень одаренный оратор и учитель, монах из Италии по имени Варлаам. Тот считал, что монахи на Афоне впустую тратят время в созерцательной молитве, когда им следует учиться. Он высмеивал подвижнический труд и жизнь монахов, их методы молитвы и их учение о Нетварном свете, переживаемом исихастами. Противореча традиционной позиции Церкви о том, что «богослов есть тот, кто молится», Варлаам ставил под сомнение достижение человеком через молитву близкого общения с Богом. Он оперировал тем, что Божество трансцендентно и пребывает в неприступном свете, и был убежден, что к Богу можно прийти только через философское, умственное познание, через рационализм.

Так что это привело к большому спору между монахами и особенно между святителем Григорием и Варлаамом. Почему был такой спор? Потому что Варлаам учил, что мы познаем и переживаем Бога через знание, через голову. Эта вера базировалась на рацио человека. Единственный верный способ познания вещей в ней лежит через разум, и это привело ко многим проблемам в западном христианстве и в конечном итоге к протестантской Реформации.

Проблема такой веры в том, что человек познает Бога только посредством логики, как если бы Бог был математическим уравнением. И в этом случае духовная работа и борьба, которые мы предпринимаем, становятся бесполезны. Здесь игнорируется тот факт, что на протяжении веков у неграмотных, но святых людей был истинный опыт общения с Богом через жизнь Церкви.

На протяжении веков у неграмотных, но святых людей был истинный опыт общения с Богом через жизнь Церкви

Варлаам ездил в Константинополь и останавливался в монастырях. Он отказывался от бдений, молитв и постов и не верил ни в какие духовные переживания. Короче говоря, он вел себя почти как современные христиане, в том числе и православные. Своим неправильным учением он вызвал раскол во всей Церкви, а затем обвинил во всем святителя Григория. Такого рода вещи случались и раньше и, вероятно, будут происходить всегда.

Святой Григорий Палама, напротив, учил о том, что мы безусловно можем познать Бога и что существуют две стороны этого познания. С одной стороны, конечно, ни один человек никогда не видел Бога, и никто не в состоянии постичь Его величие и славу. С другой, святитель Григорий говорил, что мы можем познать Бога через Его энергии: то, как Он ясно действует через наш мир и посещает нас. Он сравнивал познание Бога с солнцем. Бог подобен солнцу. Это Солнце никогда нельзя постичь или даже внимательно рассмотреть. И все же мы можем получать энергию от солнца, чувствовать тепло лучей, ощущать его свет и тепло.

Фото: monastery.ru

Святой Григорий не раз был заключен в тюрьму за отстаивание своего понимания веры. Возможно, однажды нам придется набраться мужества, чтобы пострадать за нашу христианскую веру. К этому можно подготовиться, оказывая любовь своим ближним и храня Божьи слова в своем сердце, становясь людьми молитвы и обучая этой молитвенной жизни своих детей.

Святитель Григорий учит нас, что можно впитать Божью любовь и благословения, если подвизаться в молитве. Это не происходит само собой, а приходит по милости Божией. Бог хочет общаться с нами через молитву, поскольку молитва – это не медитация и не интеллектуальное упражнение, а именно общение с Ним.

Бог хочет общаться с нами через молитву

Сегодня Церковь нам напоминает, что мы можем опытно ощутить Бога, что Он – не теория, спрятанная в книге. Образование и научные степени могут быть какими угодно, но опыт чистой молитвы является истинным учителем. Человек склонен думать, что поститься не стоит: зачем поститься, зачем больше молиться, зачем посещать дополнительные службы, зачем делать все это? Святой Григорий Палама отвечает нам: эти вещи открывают нас для переживания присутствия Божия. Так что продолжайте свою борьбу, она действительно того стоит. Слава Богу во веки веков. Аминь.

Священник Иаков Гиргис
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Out of Egypt
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (135) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Скоро праздник

8 мая - Апостола и евангелиста Марка

Апостол Марк - один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти. Был учеником апостола Петра. Согласно преданиям, он основал Церковь в Египте и был первым епископом в Александрии. Написал вторую книгу Нового Завета и самое короткое из четырёх Евангелий... далее

День Победы

9 мая - День Победы (День Воинской Славы России)

80 годовщина Великой Победы!
8 мая 1945 года ночью фашистская Германия подписала Пакт о безоговорочной капитуляции. На территории СССР уже было 9 мая. Великая Отечественная война закончилась. В этой войне погибали вне зависимости от национальности, цвета кожи и вероисповедания. И нет, наверное, ни одной семьи в России, в которой не потеряли родных и близких во время войны. Традиционно проводятся в этот день праздничные парады, возлагаются венки, а также совершаются заупокойные службы. Каждая страна празднует этот памятный день по-своему. Но скорбное молчание во время панихиды объединяет людей по всему миру больше, чем пламенные речи. Почтим же память погибших на поле битвы, в местах оккупации, в застенках политических и концентрационных лагерей минутой молчания. Не дай, Господи, чтобы подобное повторилось… далее Вечная память павшим в годы войны

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, приснопамятным вождем и воином за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положившим, от ран и глада скончавшимся, в пленении и горьких работах невинно умученным и убиенным, и всем Победы ради потрудившимся, и сотвори им вечную память.

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

6 мая — Вмч. Георгия Победоносца далее »  Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012) далее »

8 мая — Апостола и евангелиста Марка далее »

9 маяДень Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном далее »