Христиане! Возлюбим пост
Наступила четвертая седмица Великого поста – середина времени Святой Четыредесятницы, данное нам милостью Божией для благодушного подъятия подвига постного. Но какой пост угоден Богу? Есть пост только приятный врагу нашего спасения: когда мы постимся в ссоре, ябедах, клеветах, в осуждении ближних и подобное! Будем поститься постом, приятным Богу; истинный пост есть избежание всякого зла, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, отчуждение лжи и клятвопреступления. Избежание всех этих грехов есть истинный пост и благоприятный. Запомните это и, главное, исполните.
*
Каков будет наш пост? Каково будет покаяние? Если Бог – наше сокровище, Его святая воля, Его правда и вечная жизнь с ее бесконечными благами, то и пост наш будет искренний, нелицемерный, и покаяние будет искреннее, пылкое, твердое, неизменное; ибо только такое покаяние снова возвращает нам наше утраченное грехами сокровище бесценное: Господа Бога и Его благодать.
Фото: Святой праведный Иоанн Кронштадтский / monastery.ru
*
Братия мои! Поймите задачу, цель своей жизни. Мы должны умерщвлять многострастное тело или страсти плотские чрез воздержание, труд, молитву, а не оживлять его и страсти его чрез лакомство, пресыщение, леность.
*
Говорят: неважное дело – есть скоромное в посте, не в пище пост. Возможно ли работать Богу и мамоне, быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и велиару? Невозможно. Присмотритесь хорошенько: из-за чего мы не радеем о спасении души своей, столь дорого стоившей Сыну Божию, из-за чего прилагаем грехи ко грехам, впадаем непрестанно в противление Богу, в жизнь суетную? Не из-за пристрастия ли к земным вещам и в особенности к сластям земным? Из-за чего грубеет наше сердце? Как же после этого говорить, что есть скоромное в посте неважно? Это самое, что мы так говорим, есть гордость, суемудрие, непослушание, непокорность Богу и удаление от Него.
*
Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотью бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным. О, как надо беречь душу постом!
Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим
*
О нарядной, чистой одежде телесной все хлопочем, стараемся все принарядиться со вкусом и изяществом, а об одежде нетленной, которая вся осквернена грехами и в которой всем подобает явиться к Судии-Богу, кто помышляет? Кто измывает ее слезами покаяния, делами милосердия, украшает постом, молитвою, бдением, богомыслием?
*
Пост – хороший учитель: он скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо более надлежащего, то есть того, чем сколько требует наша природа.
*
Пост хорошо обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода оказывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор. Он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения.
Пост хорошо обнаруживает все немощи нашей души
*
Пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, которых коварства при озарении теперь нас светом благодати Божией ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей.
Фото: monastery.ru
*
Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего «объядением, пиянством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34), а чрез то отпадаем от источника жизни: Бога – и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий.
*
Объедение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы, и там научились божественной премудрости. И как человек унижает себя чревоугодием, объедением и пьянством! Он извращает свою природу, созданную по образу Божию, и уподобляется скоту бессловесному, и даже делается хуже его. О, горе нам от пристрастий наших, от беззаконных навыков наших!
*
Есть и пить, то есть иметь пристрастие к чувственным удовольствиям, свойственно только язычеству, которое, не зная духовных, небесных наслаждений, поставляет всю жизнь в удовольствие чрева, в многоядении и многопитии. Оттого Господь часто обличает в Евангелии эту пагубную страсть.
*
Одолевает чревоугодие – скорее поревнуй о воздержании и посте. Для поддержания в себе христианской жизни или горячности веры, надежды и любви, нужны воздержание и пост. Ничто так скоро не погашает в нас духа веры, как невоздержание, лакомство, и пресыщение, и рассеянная, разгульная жизнь.
*
Если будешь с жадностью много есть и пить, то будешь – плоть, а если будешь поститься и молиться, то будешь – дух. «Не упивайтеся вином, <…> но паче исполняйтеся Духом». Постись и молись – и совершишь великие дела. Сытый не способен к великому делу.
*
Если «радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся» (Лк. 15: 7), то какое радостное время для благих Ангелов Божиих наш Великий пост, и, в частности, дни покаяния и причащения?
Но, с другой стороны, для бесов нет печальнее времени, как время поста, потому-то они <…> с особенною силою стужают в храме и на дому благочестивым христианам, ревнующим о молитве, посте и покаянии.
*
Не для опечаливания человека запрещаются пища и питие, не для стеснения его свободы, как говорят в свете, а для того, чтобы поставить ему истинное услаждение, прочное, вечное, и потому именно и запрещаются скоромные снеди и винные напитки (в пост), что человек-то очень дорог у Бога и дабы вместо Бога не прилепилось сердце его к тленному.
*
К чему ведет пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведет к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению пред Господом. Есть из-за чего попоститься и от всего сердца исповедаться. Награда будет неоценимая за труд добросовестный. У многих ли из нас есть чувство сыновней любви к Богу?
Не далек ли Отец Небесный от сердец наших? Поспешим же умилостивить Его покаянием и слезами. Войдем сами в себя, со всею строгостью рассмотрим свое нечистое сердце и увидим, какое множество нечистот заграждают к нему доступ Божественной благодати, сознаем, что мы мертвы духовно…
*
С пресыщением и пьянством враг бесплотный входит в сердце человека – это каждый внимательный может ощущать. Господи! Се плоть наша жадная и сластолюбивая, дебелая, косная, отторгает нас от Тебя; нам нужны пост, воздержание, а мы страстны до сластей. Укрепи нас к воздержанию!
С пресыщением и пьянством враг бесплотный входит в сердце человека – это каждый внимательный может ощущать
*
Для того посты, чтобы очищать и освящать чад Божиих, ради соединения с всеблаженным Существом, в Троице славословимым Отцом, Сыном и Духом Святым.
*
Пора научиться не радеть о сластях, из-за коих бывает нелюбовь к Богу и ближнему, пора за ничто сласти считать, презирать их, как прах, как песок подножный. Отрешаться должен я от земного. Поститься.
*
Чем более услаждаешь, насыщаешь плоть свою, тем она больше гордится, презорствует, злится, раздражается, неистово кричит, скупится, сребролюбствует. Смирять ее постом нужно, молитвою, трудами, терпеть обиды, лишения и благоволить в злостраданиях и обидах. Чем более плоть лишается благ земных, чем более страдает, тем более смиряется дух, тем более иссушаются потоки страстей. Радоваться лишениям плотским, как находке, как приобретению, а не скорбеть при лишениях, не озлобляться, не раздражаться.
*
Зачем я жадничаю до земных сладостей? У меня есть небесная, вечная, несравненная сладость – Христос Бог, Его Святые Тайны. Вот мое брашно! Мне нужно воздержание и воздержание, пост и пост как священнику и пастырю словесных овец.
*
Чем наипаче усиливается и питается во мне грех? Чем обессиливает меня? Господствует надо мною? Чревоугодием и пресыщением. Вот что меня и нас всех губит, вот отчего усиливается в нас владычество греха. Постом грех ослабевает и благодатию Божиею совсем теряет силу. Потому надо непременно поститься и молиться для спасения от греха и особенно причащаться Святых Таин.
*
Чревоугодие и сластолюбие убивает духовную жизнь в человеке, как это я и на себе многократно испытал, охлаждает к Богу и ближнему, делает жестокосердым, раздражительным, злым, ленивым. И чрез одно чревоугодие можно погубить душу, не напрасно оно называется смертным грехом. Господи, помилуй мя! Меня попаляет и разрушает чревоугодие. Доколе я томлю себя им? Доколе не буду поститься?
Чревоугодие и сластолюбие убивает духовную жизнь в человеке, как это я и на себе многократно испытал
*
Чревоугодие в пост есть безбожие, материализм на практике, отпадение души от Бога, впадение в скотские похоти, в зверскую злобу. Вот к чему приводит несоблюдение богоучрежденного поста! Это я испытал на себе. Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
*
О, как необходимо мне немедленное исправление всестороннее! Начать надо с пищи, с воздержания – невоздержание и сластолюбие виною всех бед.
*
Скоромная пища располагает к лени и бездействию, ко сну, особенно вечером, но не к молитве, размышлению, покаянию, чтению; она же располагает к блуду и жестокосердию, к скупости и сребролюбию. Блажен, кто постится разумно и пост сопровождает делами добрыми, особенно молитвою и милостынею.
*
Нельзя побеждать страсти, не содержа поста или вообще не держа плоти своей на всегдашней узде, не утомляя ее трудом, бдением, молитвою, упражнением в добрых делах, в служении ближним милостынею или другим чем по возможности и требованию обстоятельств.
*
Желаю вам провести Великий пост в борьбе с ветхим человеком, который крепко сидит и работает. Ах, как от пресыщения и от сластей грубеет сердце наше! Ах, как мы безрассудны, подчиняя госпожу душу рабу – телу, образ Божий – персти! Христиане! Возлюбим пост.
Праведный Иоанн Кронштадтский
Подготовила Александра Калиновская
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: nikola-sov.cerkov.ru
Просмотрено (375) раз