Выбрать страницу

О недуге неверия

О недуге неверия

Сейчас мы слышали чтение из Евангелия от Марка. Евангелист Марк очень кратко, короче всех евангелистов, рассказывает о том, что происходило с момента выхода Спасителя на проповедь до Воскресения Его из мертвых. Но те события, на которых он останавливает свое внимание, он, наоборот, передает гораздо более подробно. В этом отношении не уступает ему, пожалуй, только Иоанн Богослов. И вот как описывает евангелист Марк — очень живо, правдоподобно — исцеление Господом Иисусом Христом бесноватого юноши.

Евангелие от Марка, зачало 40, глава IX, стихи 17-32

Господь наш Иисус Христос, возвратившись со Своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном с горы Фавор к остальным апостолам, увидел, что те окружены народом, среди которого заметно некое смущение, недовольство, может быть, идет спор. «Он спросил книжников: о чем спорите с ними?» (Мк. 9, 16).

Книжники, видимо, упрекали в чем-то учеников Господа, а те пытались доказать свою правоту. «Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли» (ст. 17–18). Вот причина недовольства и спора: ученики не смогли исцелить бесноватого, и книжники увидели в этом предлог упрекнуть учеников в заблуждении. Немного было случаев, которые могли бы послужить поводом для упрека Господу Иисусу Христу. И Сам Он совершал многочисленные великие чудеса, и ученики Господа, по Его благословению проповедуя всюду, Его именем также изгоняли бесов и исцеляли недужных. Даже неверующий или маловерующий Ирод, преступник и человек безнравственный, — и тот, когда до него дошли слухи о Спасителе, сказал: «Наверное, это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому такие чудеса совершаются им» (см. Мф. 14, 2; Мк. 6, 14), то есть этот как будто бы воскресший Иоанн Креститель получил такую власть, что может и своим ученикам дать силу совершать чудеса. И вот предлог, чтобы упрекнуть Господа Иисуса Христа, вдруг нашелся, и можно с Ним поспорить, в Нем усомниться. Однако этот случай послужил к еще большей славе Господа Иисуса Христа и Его Божественного, Небесного учения.

«Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне» (ст. 19). В самих словах Спасителя виден упрек, некоторое возмущение, недовольство. Если отец бесноватого отрока пытался доказать, будто ученики оказались немощными, у них не было веры и силы, чтобы совершить чудо, то из слов Спасителя можно сделать вывод, что, наоборот, причина того, что чудо не совершилось, — неверие самого отца отрока. Господь сказал ему: «О, род неверный! доколе буду с вами?» — не упрекнул лично его, чтобы сразу не обидеть, но дал ему понять, что знает причину того, почему чудо не произошло. Упрямое, самоуверенное неверие было настолько укоренено в этом человеке, что Спаситель восклицает: «Доколе буду терпеть вас?» — то есть это неверие терпеть было невозможно. Но в то же время из человеколюбия, из любви и к отцу этого отрока, и к самому отроку, и к тем, кто присутствовал и усомнился в Господе по той причине, что Его ученики не смогли совершить чудо, и ради самих учеников, которые также смутились, — Господь велел привести этого бесноватого.

«И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену» (ст. 20). Тот, кто посещал святые места, наверное, видел, что у великих святынь — чудотворных икон, мощей святых угодников, — а иногда и просто во время литургии душевнобольные люди беснуются, у них начинаются припадки. Демоны, испытывая действие благодати Божией, вблизи святынь начинают сами мучаться и мучить человека, одержимого ими. Это явление известно многим верующим людям. Тем паче это должно было произойти, когда бесноватый отрок приблизился к Источнику благодати — к Тому, Кто и ныне подает эту благодать Своим святым угодникам (и она действует даже в их святых мощах по кончине этих людей) и святым иконам. Едва увидев Господа, дух почувствовал необыкновенную, безграничную, всемогущую Божественную силу, действующую в Господе Иисусе Христе и исходящую от Него, — чего люди не видели, не понимали и не чувствовали. Демон сотряс отрока, бросил его на землю и стал, мучаясь сам, мучить и этого бедного человека.

«И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства» (ст. 21). Для чего Господь задал этот вопрос? Конечно же, не для того, чтобы узнать как будто бы неизвестное Ему, но для того, чтобы все услышали, что отрок в своих страданиях не виноват, потому что их причина — это грехи его отца. Если отрок был мучим бесом с детства, то есть Господь попустил демону войти в него, истязать его и даже пытаться убить, то все здравомыслящие люди, присутствовавшие там, могли сделать вывод: значит, в его страданиях виновен не он сам, а его отец (что потом и обнаружится из его признания), ведь отрок не успел еще совершить ничего такого, что вызвало бы столь страшное наказание.

Далее отец продолжает описывать болезнь сына: «И многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (ст. 22). Беснование было необыкновенно сильным и выражалось не только в немоте, но и в припадках, происходивших притом в самые неподходящие, с человеческой точки зрения, моменты, когда отрок мог и утонуть или сгореть. Отрок необыкновенно мучился, и его болезнь была закоренелой. Было важно, чтобы отец отрока признался в этом перед всеми, — и стало понятно, во-первых, что именно он виноват в страданиях сына, а во-вторых, что не простое дело — изгнать демона, который уже привык жить в человеке, много лет им владеет и тиранит его. Заметьте слова отца: «Если что можешь, сжалься и помоги нам». Видя, что ученики ничего не смогли сделать, он уже сомневается и в том, что сможет помочь их Учитель. «Иисус сказал ему (объясняя, что причина прежде всего в самом отце отрока. — Игум. А.): если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (ст. 23). Посмотрите, тот говорит: «Если можешь, сжалься над нами и помоги нам», а Спаситель отвечает: «Если сколько-то можешь верить, то все возможно верующему», то есть: «Я могу сделать, но ты препятствуешь, мешаешь этому своим неверием. Поэтому, чтобы Я смог что-либо сделать, ты должен хоть сколько-то веровать. Если у тебя нет этой малой веры, то ты таким образом сам отвращаешься от благодати Божией, как бы презираешь ее, и потому она не может действовать».

И тогда «отец отрока воскликнул со слезами…» — конечно, со слезами отчаяния, мольбы. Словно вырвалось из его души признание причины как страданий отрока, так и того, почему ученики не смогли исцелить болящего. «Верую, Господи! помоги моему неверию» (ст. 24). Эти слова нелогичны, противоречивы, но очень понятны всем нам, потому что в душе каждого из нас также происходит борьба между верой и неверием и нас часто мучают сомнения. Даже великие угодники Божии испытывали хульную брань, иначе говоря — брань неверия, одну из самых тяжелых и мучительных. Например, общеизвестно, что преподобный Серафим Саровский три года и ночью и днем стоял на камне, молясь с покаянием, с сокрушением сердечным: «Боже, милостив буди мне грешному». Но немногие знают, что причиной этому была хульная брань, которая его мучила. Все слышали о чудесах святого праведного Иоанна Кронштадтского, но мало кто знает, что и он также прошел через эту брань. Даже во время самой Божественной литургии, в момент высочайшего молитвенного подъема и напряжения, на него вдруг нападало неверие, он испытывал страшное оцепенение, менялся в лице, мрачнел. Святой преподобный Нифонт подвергся хульной брани до такой степени, что на четыре года лишился рассудка. В безумии он бродил по разным местам. Однажды на молитве его не оставляли хульные помыслы, и он просил Господа: «Дай мне узнать, что Ты Бог и что нет иного кроме Тебя», — и когда, подняв взор на икону, он увидел вместо нее живого Господа Иисуса Христа, тогда только успокоился и умиротворился. С того времени Нифонт стал другим человеком — великим праведником, угодником Божиим, которому было открыто даже далекое будущее. Он пророчествовал и о наших временах, о духовном состоянии людей наших дней.

Итак, мы не должны смущаться тем, что и в нас происходит подобная борьба, но должны подражать искренности отца этого отрока и молиться Господу, раскрывая перед Ним свое внутреннее состояние, со слезами покаяния, с сокрушением сердечным, а не с дерзостью и безразличием к тому, что у нас мало веры. «Верую, Господи! помоги моему неверию» — это восклицание как раз и свидетельствовало об исполнении того требования, которое Господь предъявил к этому человеку: «Если ты хоть сколько-то можешь веровать, то все возможно верующему». Именно столько оказалось у него веры, не больше, но он не солгал, не стал лицемерить. Он откровенно сказал: «Верую, Господи! помоги моему неверию». Вера и неверие боролись в отце отрока, но все же в его душе что-то жило — какая-то благодать в нем была. И ради его душевного напряжения и покаяния — ведь он воскликнул со слезами, — ради любви к этому душевно страдающему человеку, из-за неверия которого мучился и его сын, одержимый беснованием, Господь совершил чудо. Обратите внимание: сначала отец отрока как бы препирался со Спасителем и упрекал Его учеников. Но потом он произнес эти странные слова: «Верую, Господи! помоги моему неверию» — и признался в самом сокровенном, самом постыдном, в чем, может быть, боялся во время молитвы сознаться и себе самому или за что старался себя оправдать, как в начале своего разговора со Спасителем.

Господь, «видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому» (ст. 25). Когда произошло это само по себе необыкновенное событие — проявление столь редкой искренности, — тогда стал сбегаться народ, желавший увидеть, чем закончится этот удивительный разговор между Господом и маловерующим человеком. И тогда Господь «запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер» (ст. 25–26). Это было настолько страшно и мучительно, что от изнеможения после многих лет страданий юноша лежал, как мертвый, то есть был так неподвижен и бесчувствен, что всем показалось, будто он умер. Может быть, некоторые даже и желали этого, чтобы вновь позлорадствовать над Господом.

«Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?» (ст. 27–28). Апостол Матфей несколько иначе описывает это событие, и для того, чтобы правильно понять происшедшее, мы должны обратиться и к его словам. По его свидетельству, Господь сказал ученикам, что они не могли изгнать духа из-за своего неверия (см. Мф. 17, 20): не только неверие этого человека, но и недостаточная сила веры самих учеников послужили причинами того, что они не смогли исцелить отрока. Апостол же Марк передает слова Спасителя так: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (ст. 29), то есть неверие побеждается постом и молитвой. Мы должны понимать, что неверие — это не просто наше душевное состояние, но и действие нечистых духов. Если человек живет невнимательно, рассеянно — я уже не говорю о том случае, когда он совершает тяжкие грехи, — то благодать его оставляет и в его душе возникает смущение, борьба веры с неверием. И, наоборот, если он живет ревностно, благочестиво, то вера в нем усиливается, потому что усиливается благодать. Вера также есть не только состояние человеческого ума или души, но и Божественное действие Святого Духа, присутствие в человеке благодати. Как глаза созданы для света и без него не могут видеть, так и в человеческом духе есть такие чувства, которые живут, действуют и имеют силу, только когда в них проникает Божественный свет, благодать Божия.

Из сегодняшнего евангельского повествования мы должны сделать правильный вывод, извлечь жизненно полезный урок. Надо понимать, что в борьбе с неверием, если в нас есть хотя бы малая искорка веры — пусть мы и поддаемся различным сомнениям, — нужно искренне, со слезами прибегать к Господу Иисусу Христу. Не обязательно молиться именно этими словами: «Верую, Господи! помоги моему неверию», хотя и они иногда бывают полезными. Можно с чувством, выраженным в этих словах, произносить разные молитвы, какие угодно — Иисусову молитву или другие, может быть, более пространные молитвословия, соответствующие нашему душевному настроению или полагающиеся на правиле. Напрягая все душевные силы, как бы представляя Богу свою малую веру, будем со слезами умолять Его, чтобы Он избавил нас от неверия. И тогда наконец может совершиться то, чего не происходило в течение долгих лет. Многие годы человек страдал и мучался от разных душевных болезней. Он был подобен этому бесноватому отроку, бросавшемуся и в огонь, и в воду: то страдал от пламени блудной страсти, то погружался в воду отчаяния и уныния, то мучился от других страстей, воспламеняющих человека или, наоборот, остужающих его ревность. На протяжении многих лет мы бываем одержимы как бы немотой перед Богом: мы не умеем молиться, не можем произнести молитвенных слов. Всякое понуждение себя, приближение к Евангелию, к заповедям Спасителя вызывает в нас лишь муку, подобную той, какую испытал бесноватый отрок при виде Господа Иисуса Христа, когда упал и стал испускать пену.

Но если мы, подобно отцу отрока, напряжем все силы своей души и искренне, непредвзято исповедуемся перед Богом, покажем Ему нашу душевную немощь вместе с желанием исправиться, измениться, тогда может произойти нечто необыкновенное, чудесное. Нас самих, знающих себя, это будет изумлять больше, чем чудо исцеления бесноватого отрока изумило толпу. Мы почувствуем в себе исцеление. Пройдя через борьбу, страдания, мучение, через такое страшное, даже гибельное, состояние, когда нам казалось, что мы душевно мертвы, — как и окружавшим Спасителя людям показалось, что отрок мертв, — мы вдруг восстанем и окажемся способны к духовной, евангельской жизни. От нас зависит искренность и одновременно терпение. Мы должны терпеть это свое душевное состояние, смиренно повергать себя перед Господом, искренне исповедовать Ему свою немощь — и в нас будет происходить изменение. Пусть иногда и через обострение, как это бывает при обычных телесных болезнях (если лекарства правильно назначены, болезнь сначала обостряется, а потом наступает исцеление).

Каждый из нас может почувствовать на себе действие Божественной силы. Мы же, читая или слушая Священное Евангелие, только озираемся на прошлое, смотрим в глубокую древность и думаем, что происходившее тогда ныне уже невозможно. Нет, невозможно это для нас по одной причине — той же самой, по какой для отца бесноватого юноши невозможно было, чтобы его сын исцелился. Невозможно потому, что в нас нет веры. Но даже самый немощный, самый маловерный из нас может подражать отцу отрока в той глубочайшей искренности, которую он проявил, когда воскликнул эти знаменитые, необыкновенные, нелогичные, но совершенно искренние слова: «Верую, Господи! помоги моему неверию». Аминь.

25 марта 2001 года

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Источник: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь

Фото на заставке: jesus-portal.ru

Просмотрено (123) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

4 декабря - Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - это один из 12 главных церковных праздников Православной Церкви. Подобно всем великим праздникам, Введение во храм Пресвятой Богородицы является одним из этапов пути Домостроительства Божия. О событии Введения во храм Пресвятой Богородицы можно говорить и как о символе, предзнаменовании, божественном намёке на великое грядущее событие Рождества Христова... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »