Выбрать страницу

Вверх по лестнице спасения

Вверх по лестнице спасения

В Священном Писании есть такие слова: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал.6:8). Что такое «сеять в дух»? Это значит, что мы должны заботиться о своем духовном возрастании и стремиться к стяжанию тех добродетелей, о которых нам часто напоминает Святая Матерь наша Церковь. Во время особого духовного делания — Великого поста, — словами преподобного Ефрема Сирина мы просим Господа о самом главном: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми» — вот о чем мы молим Бога день и ночь, о стяжании именно этого духа!

Среди тысяч и тысяч святых, которые просияли в нашей Церкви, в воскресные дни Великого поста из года в год особо чествуется память только трех святых — святителя Григория Паламы, преподобных Ефрема Сирина и Иоанна Лествичника. О преподобном Иоанне мы и поговорим сегодня.

Почему именно преподобного Иоанна Лествичника Православная Церковь выбрала из тысяч святых? Потому что при всем многообразии духовной литературы, нет другой такой краткой, богооткровенной, такой насыщенной, или, как бы сказал старец Паисий Афонский, «высококалорийной» духовной книги, как «Лествица» — великое творение преподобного Иоанна. В этой маленькой — всего в 250 страниц — книге излагается евангельский путь человеческой души к Небу в тридцати статьях — «ступенях», оттого и называется она — «Лествица», то есть лестница. Ее строки полны таинственной глубины. Ступени ее — крепки и надежны, их всего тридцать — по числу лет земной жизни Спасителя до того, как Он принял Крещение в водах Иордана и вышел на проповедь. И на иконах преподобного Иоанна эта книга изображается в виде лестницы, возводящей на Небо.

Вспоминаются нелегкие советские времена, когда не было вообще никаких духовных книг. Когда в 1988 году я поступал в семинарию, то у меня на руках был подаренный бабушками-боголюбками Новый завет издания 1906 года, молитвослов, изданный Московской Патриархией и еще — не какая-нибудь книга, а «Лествица»! Восьмой машинописный экземпляр. Вы даже себе не представляете, что это такое — восьмой экземпляр на папиросной бумаге! В те времена люди перепечатывали духовные книги на пишущей машинке и в закладку можно было положить самое большее пять листов через копирку. Для того чтобы напечатать еще больше, в шестой, седьмой и восьмой экземпляры закладывали папиросную бумагу. И мне достался восьмой экземпляр — слепой, то есть многих слов почти не было видно. Там, где не пропечаталось, приходилось обводить слова шариковой ручкой. Эта книга была со мной несколько лет до тех пор, пока ее не переиздали. Это было такое сокровище, бесценная пища для души, ведь в ней преподобный Лествичник уникальным образом все разложил по полочкам.

«Лествица» содержит тридцать «ступеней». Обо всех них в краткой беседе рассказать невозможно. Поэтому выделим только несколько ступеней-добродетелей, которые составляют сущность христианской жизни. Чтобы почувствовать колорит духа и рассуждений святого Лествичника, приведу отрывок из самой первой статьи-ступени: «Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха. Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу. Боголюбец есть тот, кто пользуется всем естественным и безгрешным и, по силе своей, старается делать добро. Воздержник тот, кто посреди искушений, сетей и молвы, всею силою ревнует подражать нравам свободного от всего такого. Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных».

Кто-то может сказать: «Так ведь преподобный Иоанн Лествичник был монахом и писал для монахов. Вот они и должны все эти заповеди исполнять, а мы — простые, немощные люди — с нас-то спрос маленький. Что мы особо можем сделать?» Есть в этом кладезе духовной жизни советы, касающиеся именно мирян. К нам — немощным, мирским людям — Иоанн Лествичник обращается с такими словами: «Все доброе, что только можете делать, — делайте, никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосердны, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части, то есть не прикасайтесь к чужому ложу, будьте довольны своими женами (или мужьями). Если так будете поступать, то недалеко будете от Царствия Небесного».

На самой первой «ступени» преподобный Иоанн Лествичник дает еще одно очень важное наставление: людям, желающим преодолеть все ступени «духовной лестницы», необходимо иметь наставника, «помощника — Ангела, то есть равноангельского мужа; ибо по гнилости наших ран потребен для нас и врач весьма искусный». В современной жизни это означает, что каждому христианину нужен постоянный духовник, лучше всего, если это будет приходской священник, который знает жизнь своих чад. Это как домашний, лечащий врач, которому не надо постоянно показывать свой анамнез, рассказывать предысторию болезни. И духовнику не надо каждый раз рассказывать одно и то же, из исповеди к исповеди. Зная особенности и возраста, и работы, и семейного положения каждого подопечного, он может вести его по духовной жизни. И самое главное — надо иметь послушание и не творить свою волю в том, что касается заповедей Божиих. Советы духовника на первый взгляд могут показаться элементарными. Это как если бы мы пришли на прием к профессору, и при всей многосложности диагноза он называет одну первопричину болезни и назначает только одно лекарство, хотя до этого прописывали пить семь таблеток. И человек, когда его ограничивают всего одной таблеткой, чувствует, что его чем-то «обделили», что профессор какой-то ненастоящий, и так далее, и тому подобное… Вот семь таблеток — это круто! Нечто подобное происходит и с простым, на первый взгляд, наставлением духовника. А на деле-то, оно оказывается самым главным, самым действенным!

Важнейшие ступени этой лестницы — оставление мира, послушание и безмолвие. Многие опять спросят: не чисто ли это монашеское дело? Посильны ли эти ступени для христиан, живущих в миру? Конечно, посильны. Потому, что оставление мира — это оставление греховного и страстного жития; послушание — это исполнение заповедей Христовых, которыми определяется образ жизни каждого человека как сына Церкви, семьянина и гражданина; а безмолвие — это устранение всякого греховного мысленного развлечения и собирание себя внутрь сердца, чтобы всегда пребывать пред лицом Единого Всевидящего, Любящего Бога.

На следующих ступенях небесной лестницы богомудрый Иоанн Лествичник поясняет, что такое дух целомудрия и что такое целомудренность. Он призывает не обольщаться, если мы отстали от больших плотских грехов, это не велико для христианина, который носит образ и подобие Божие. Но ты стремись, говорит он, чтобы у тебя была чистота мыслей, потому что именно в этом состоит целомудрие — цельная мудрость: не разбрасываться мыслями по предметам и соблазнам мира сего, а мысль свою иметь о вечности, пребывать в Боге.

Вот мы как раз и погрязли в этом духе жизни нецеломудренной. Особенно если мы постоянно и без разбора смотрим телевизор с его соблазнами и не только нецеломудренными вещами, но и прямо развратными и душевредными. Это совершенно несовместимо с нашей христианской жизнью. На каждого человека нам заповедано смотреть как на брата, на отца, на мать или сестру, имеющих образ и подобие Божие. Всякая же оценка красоты и пола уже заключает в себе нецеломудрие и дух, враждебный Богу. Будем же просить, чтоб Господь даровал нам эту чистоту мысли.

«Дух смиренномудрия даруй мне», — просим мы Господа. Преподобный Иоанн считает, что признак смиренномудрия состоит в том, чтобы себя ни с кем не сравнивать, чтобы на всякое укоризненное слово мы готовы были сказать «прости», а при начале всякого дела просить помощи Божией. «В этом, — говорит он, — состоят только признаки смиренномудрия. А что такое само смиренномудрие, знает только тот, кто его имеет».

Духа терпения нам в жизни все время не хватает — терпения своих болезней, своего положения на работе и в собственной семье. Нам все время кажется, что мы достойны чего-то большего и чего-то лучшего. Но если наша жизнь по-настоящему духовная, тогда обо всех трудностях и скорбях надо думать, что нам и этого еще мало по грехам нашим. Надо хотя бы устами благодарить Бога за все, что имеем в жизни, тогда, в конце концов, и сердце почувствует — все, что мы с вами терпим, это по нашим силам, и Господь дарует нам утешение, и будет всему этому предел и конец. В Священном Писании говорится: Претерпевши. же до конца, той спасен будет (Мф.10:22).

Еще мы просим в молитве духа смирения, а этому противится наша гордость, говорит преподобный Иоанн. Вот почему мы никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не хотим повиноваться, хотя, например, в семейной жизни конкретно определено, кто кому голова, и кто кого должен слушать. Однажды на исповеди подходит некая раба Божия и говорит: «Батюшка! Великим постом я попробовала, как Вы говорили, во всем беспрекословно слушаться мужа. Такая радость, так все просто, так спокойно!». Муж у нее верующий и семья живет единством в вере. Но она всегда отличалась упрямством, а постом все-таки решила попробовать. Муж посмотрел-посмотрел на такое дело — целый месяц жена неузнаваемая — и тоже решил во всем ей уступать. Вот привнесенный закон отношений: внесли закон «бодания» — так и будете бодаться, внесли закон «уступания» — так и будет этот закон руководить вашей жизнью.

Преподобный Иоанн Лествичник. Фото: solba.ru

Приведем слова святого Лествичника: «Быть кому-нибудь подчиненными мы не терпим; посему-то мы, и на небе пожелав начальствовать, отступили оттуда. Кратко сказать: мы родительницы всего противного смиренномудрию; а что оному споспешествует, то нам сопротивляется. Впрочем, если мы и на небесах явились в такой силе, то куда ты убежишь от лица нашего?» Представляете, какая страшная и тонкая, духовная брань воздвигнута против нас? Если человек терпит поругания, служит ближним, терпелив и непамятозлобив, то гордость тут как тут: «Молодец, давай-давай — это все ты!». Не с Божьей помощью, а все ты сам. И человек начинает себе потихонечку, уже при жизни, сочинять тропарь, кондак, чтобы после смерти никого не утруждать, рамочку сделать заранее. Преподобный Иоанн научает нас словами самой гордости, как спасаться от ее нападок: «Если будешь искренно укорять себя пред Господом, то презришь нас, как паутину».

Вот где источник смирения и терпения — подлинный источник, а не просто так на словах: «Грешная, я самая великая грешница…» Если она грешница, то должна быть самой великой. «Да, действительно, ты поросенок», — говоришь ей на исповеди. Удивляется: «Кто, я?..» Только что была «самая великая грешница», а когда конкретно об этом сказали — уже нестерпимая обида, удар по самолюбию. Поэтому укорять себя надо не на словах, а искренне. Многие из нас укоряют себя, но искренность и глубина осознания своей греховности есть только у единиц.

Верхом христианских добродетелей является любовь. У преподобного Иоанна Лествичника именно эта добродетель является тридцатой — последней ступенью в духовной лествице восхождения на Небо. Вот что он пишет: «Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге. Любовь есть Бог (1Ин.4:8); а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот покушается измерить песок в бездне морской. Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему, она есть упоение души; а по свойству источник веры, бездна долготерпения, море смирения».

Морем смирения называет Лествичник любовь… Как же нам достичь этой любви? Где взять пример таких отношений, чтобы хоть чуть-чуть стало понятно, что это за любовь между нами и Богом? Преподобный Иоанн советует заимствовать сравнения служения и любви к Богу от человеческих действий: «Блажен, кто имеет такую любовь к Богу, какую страстный любитель имеет к своей возлюбленной. Блажен, кто столько же боится Господа, сколько преступники боятся судии. Блажен, кто так усерден и прилежен в благочестии, как благоразумные рабы усердны в служении господину своему. Блажен, кто так предстоит Господу в молитве, как слуги предстоят царю».

Вот какие образы мы должны взять, как пример для повседневной, обыкновенной нашей с вами мирской жизни. И к духу любви нужно стремиться, как к вершине всякой добродетели. Начинается это с малого: кому-то уступить, оказать ближнему хоть малое внимание, и центром жизни этого мира ставить не свое собственное «я», а тех людей, которые окружают нас. Нам всем, к сожалению, до этого очень и очень далеко. Но надо хотя бы знать о том, что мы этого не имеем, от этого смиряться и приобретать духовную скромность, никогда не задирать нос, думая, что мы совершаем нечто духовное. Если нет у нас любви, значит — ничего у нас нет. И тогда все надо покрывать смирением и просить у Бога, чтобы когда-нибудь Он даровал этот дух любви Божественной.

Возлюбленным о Господе братьям и сестрам желаю, чтобы молитвами великого угодника Божия преподобного Иоанна Лествичника все мы стяжали хоть малую, хоть тысячную часть великих добродетелей любви, целомудрия, смиренномудрия и терпения. А для этого каждый христианин, ревнующий о своем спасении, обязательно должен иметь настольной книгой «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника. Я бы вообще советовал держать эту книгу под подушкой. Не для того, чтобы на ней спать, а для того, чтобы хотя бы немного почитать на ночь. После вечерних молитв, уже отходя ко сну, прочитали одну-две страницы до тех пор, пока сон не возьмет. Потому что, какой смысл ворочаться на кровати и ждать, когда уснешь? Так лучше заснуть с книжкой, чем просто ворочаться с боку на бок. Человек не в состоянии воспринимать много сконцентрированной, духовной информации, так что несколько прочитанных страниц «Лествицы» пойдут ему на пользу: засыпать он будет с мыслями о спасении души.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Источник: Николо-Сольбинский женский монастырь

Фото на заставке: solba.ru

Просмотрено (130) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

26 ноября - Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника. Иоанн Златоуст – вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »