О главном в православной Литургии
Литургия, содержанием и центром которой является Евхаристия, показывает нам, что единство Бога и человека есть не только то, к чему мы лишь стремимся и что должно прийти в какой-то момент, но это то, что нам даровано, что уже существует здесь и сейчас.
Перед тем как начать говорить о Литургии, мне бы хотелось сначала процитировать русского богослова XIX века А. С. Хомякова, который сказал: «Кто знает, что такое Литургия, тот знает, что такое Церковь». В этих словах заключена глубокая истина. Вся жизнь Церкви вытекает из Литургии, как из живительного родника, и возвращается обратно в Литургию.
Это относится ко всей сакраментальной жизни Церкви. Все Таинства Церкви, начиная с таинства Крещения, ведут к Литургии или являются ее продолжением и осуществлением в повседневной жизни. Вот почему Литургию и Евхаристию по праву называют всеобъемлющим таинством.
Мы знаем, что слово Литургия этимологически означает «общее дело». Таким образом, это дело народа Божьего – предание самих себя и своих талантов в дар Богу. Но это не только общее дело народа Божьего, это, прежде всего, действие Бога среди нас и над нами. Это момент, когда Он предлагает Себя в дар человеку и когда люди приносят себя, всю свою жизнь и все свои таланты в дар Ему.
Литургия – это явление и исполнение любви Божией к человеку и ко всему миру. Она есть также осуществление любви человека и всего творения к Богу. В момент ее совершения Бог открывает Себя и отдает Себя человеку и всему творению как жертвенную Любовь. Но в этот момент также и человек раскрывается и отдает себя Творцу в преданной любви.
Литургия – это явление и исполнение любви Божией к человеку и ко всему миру
В Литургии открывается нам и другая истина, а именно истина о том, что союз человека с Богом есть конечная цель сакраментальной жизни, да и вообще всей жизни. Все, что происходит с человеком от его рождения до его кончины, ведет к единству с Богом. В ней открывается нам и истинное значение существования человека и всего мира.
Литургия, содержанием и центром которой является Евхаристия, показывает нам, что единство Бога и человека есть не только то, к чему мы лишь стремимся и что должно прийти в какой-то момент, но это то, что нам даровано, что уже существует здесь и сейчас. Поэтому по самой своей природе Литургия есть залог вечной жизни. В этом бренном мире, в этой временной земной жизни она есть начало жизни вечной.
Фото: monastery.ru
В Литургии нам, прежде всего, даруется истинная вера. Но не только истинная вера, а, что важнее, – общение с Тем, в Кого мы веруем, то есть общение со Христом через действие Святого Духа. Здесь вера открывается нам именно как реальность жизни, а не только как психологический или интеллектуальный процесс и устремление. Мы находимся в поиске, но мы также уже нашли то, что искали: подлинное бытие и радость, которыми мы в Литургии овладеваем. Поэтому только те, кто действительно опытно пережил Литургию, могут понять смысл слов апостола Павла: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11: 1).
В Литургии нам даруется не только истинная вера, то есть то, что мы называем ортодоксией, но и правильный образ жизни в вере – ортопраксия. Именно здесь нам открывается подлинный христианский этос. Вся христианская этика, все заповеди Божии присутствуют в Литургии в сжатом виде. Ключевыми факторами осуществления христианского этоса являются покаяние (метанойя), изменение духовного отношения к жизни, просвещение, само преображение жизни.
Покаяние как основа христианского бытия является отправной точкой для чего-то более важного, на что указывает и к чему ведет нас Литургия. Она напоминает нам о сути христианского этоса, который заключается в жертве. Она направляет нас к жертвенной любви как к единственно верному способу человеческого существования. Через Литургию мы научаемся жить не для себя, а для других: для тех, кто является братьями Христовыми и, в свою очередь, нашими братьями. Если мы живем этим, то мы становимся подобными Христу. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Мы впитываем природу Христа». Таким образом, жертвенная любовь, переживаемая в Литургии, открывает нам истину о том, что единение и общность свойственны человеческой природе и являются ее призванием.
В Литургии мы узнаем, кто мы есть и какими мы должны быть; познаем, что человек есть существо, сосредоточенное на Боге, но у него есть определенные отношения с Богом, с ближними и с миром. Все это в чистом виде присутствует в Литургии. В ней присутствует Бог. Он с нами, в нас и среди нас как благословенное Царство, как Тело и Кровь Христовы, как сила Духа Святого, как Свет истинный.
В Литургии мы узнаем, кто мы есть и какими мы должны быть
В ней присутствует также и ближний, внутри общины верных, а именно в общине, совместно исповедующей Отца, и Сына, и Святого Духа. Ближний представляет здесь единство всех прошлых, настоящих и будущих поколений.
Все творение также присутствует в Литургии в виде Евхаристических Даров, ибо хлеб и вино в этом употреблении заключают в себе его сущность. Литургическое отношение к этим Дарам – единственно правильное отношение человека ко всему, что сотворил Бог. Эти подлинные отношения были потеряны человеком из-за грехопадения. Грех есть отчуждение человека от Бога, от ближнего и от всего творения. В этих Дарах, в хлебе и вине, нам открывается верный способ того, как их приносить, нам открывается смысл всего созданного Богом.
Фото: monastery.ru
Творение по своей сути и назначению является свидетельством Божьего замысла, то есть это икона Божьего присутствия, которая указывает на Него, это знак любви Божией. Литургия есть средство общения человека с Богом и Его творением.
Но в то же время Литургия – это показатель любви человека к Богу, их взаимной любви. Священник молится на Литургии перед чтением Евангелия: «Да воссияет в сердцах наших, человеколюбивый Владыка, Твоего Богопознания нетленный Свет». В этом нетленном Свете мы видим Свет Истины. В нем весь сотворенный мир становится для нас светлым. Все в нем освящается, как в этой жизни, так и в жизни вечной. Этот Свет хранит все истинное и все доброе, все святое от начала мира и до его конца.
В Литургии нам открывается, что совершающееся сохраняется не только в памяти человеческой, но и в памяти Божией. Вся Литургия является историей жизни Господа нашего Иисуса Христа. Это воспоминание (по-гречески «ἀνάμνησις» – «ана́мнесис»), которое мы совершаем по Его повелению, есть не просто некий психологический обряд, но знак истинного незримого присутствия Христа (по-гречески «παρουσία» – «парусия») и всего Его домостроительства нашего спасения.
Слова Христа: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» и «пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов» – есть, были и останутся краеугольным камнем и опорным столпом всей жизни и учения Православной Церкви. Они проникнуты неизреченной тайной, и Церковь всегда принимала их с детской открытостью, рассматривая их как истину, как действительность, как сердцевину всего благовествования и всей реальности прошлой, настоящей и будущей.
Христос отдал и отдает Себя за жизнь мира. Святая Литургия есть Божие присутствие, когда Он непрестанно отдает Себя за жизнь мира до Своего Второго Пришествия. Когда Он придет еще раз, мы более полно приобщимся к Нему.
Фото: monastery.ru
Святая Литургия также вводит нас в тайну будущего века, в тайну Царства Божия, пребывающего среди нас и грядущего, потому что Христос среди нас и есть, и будет. Это присутствие Христа является реальностью, но это также и путь, ведущий к совершенной реальности. В Литургии и через нее мы возрастаем «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4: 13).
Христос отдал и отдает Себя за жизнь мира
Без этих эсхатологических измерений Литургии ее значение не могло бы быть полным. Как без эсхатона (по-гречески «ἔσχᾰτον» – «последняя вещь»), без Второго Пришествия Христа не имели бы смысла жизнь человека и существование творения. Только в свете грядущего века все мировые события обретают свой завершенный смысл. Прежде всего, Литургия и все, что в ней происходит и через нее осуществляется, обретает свое совершенное значение в эсхатологическом свете.
Именно в Литургии нам дарована «благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа» (2Кор. 13: 13). Святой Дух делает нас достойными и способными принять то, ради чего мы созданы и ради чего существуем: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».
Конечно, мы научимся правильно славить Бога как Отца, и Сына, и Святого Духа, когда научимся правильно поклоняться Самому Богу живому. Когда мы вверяем себя Богу, когда предлагаем свою жизнь в дар Ему, когда предаем себя, друг друга и всю нашу жизнь Христу, только тогда мы будем поклоняться Ему должным образом.
Благодатью Святого Духа мы становимся причастниками Пречистого Тела и Крови Христовых, получаем прощение грехов и вечную жизнь. Все это дается нам в Святой Литургии, которая таким образом вырастает, как мы сказали вначале, во всеобъемлющее Таинство. По своему содержанию, своему смыслу и своему действию это Таинство заключает в себе всю тайну жизни и мира.
Митрополит Амфилохий (Радович)
Перевела с немецкого Александра Калиновская
Сайт Orthodoxe Bibliothek
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (86) раз