Выбрать страницу

Как молиться о врагах, если это враги Церкви?

Как молиться о врагах, если это враги Церкви?

Ответ на данный вопрос стоит начать с мысли о том, а могут ли вообще у православного христианина быть враги? Читая труды святых отцов, мы видим, что подлинно верующий человек по определению не может враждовать против кого-нибудь, ведь в христианском понимании каждый человек, несмотря на уровень его духовности, – это, прежде всего, образ Божий. Кроме того, христианство – религия, основанная на принципе любви. Любви не к избранным людям, но ко всему человечеству. А значит, не только к тем, кто относится к нам хорошо, но и к тем, кто относится к нам плохо.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в одном из своих дневников писал: «Помолись о враге и увидишь, как хорошо тебе будет, как ты успокоишься, как будет тебе легко. Горька, как смерть, вражда. Да бегаем вражды, как яда змиина. Да держимся любви, ибо сладостна любовь». И далее тот же подвижник молится Богу такими словами: «Господи, всади и утверди во мне чувство искреннего доброжелательства ко всем людям. Даже ко врагам моим. Даже ко врагам веры. Отверзи их сердечные очи. Да увидят правоту нашу, да приимут Православие веры и единым сердцем и душею да прославят Тебя, единого в Троице Бога нашего. Да не творят нам зла. Да не противятся нам в правых делах наших. Буди. Да прославится имя Твое, Господи, во всех языцех и племенах человеческих». Подобные слова можем встретить и в наследии преподобного Силуана Афонского, который наставляет своих читателей: «Если кто вас обижает, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, молитесь Господу, говоря: “Господи, все мы создание Твое. Пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние”. И тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать».

Из истории Церкви мы знаем, что верующие всегда молились даже о той власти, которая была откровенно богоборческой. В церковной традиции испокон веков звучит молитва «о богохранимой стране, властех и воинстве ея», независимо от того, как эта власть относится к самой Церкви. Святой апостол Павел в своем Послании к римлянам недвузначно говорит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13:1–2). Размышляя над данными словами, преподобный Анастасий Синаит пишет: «…Когда ты видишь недостойного и дурного либо царя, либо начальника, не удивляйся, но знай и веруй, что за беззакония наши мы преданы во власть такого тирана». Таким образом, по мысли святого отца, тот факт, что иногда народ оказывается под властью недостойного начальства, имеет своей главной причиной, прежде всего, недостоинство самого народа, который в итоге получает себе такую власть, которую заслужил. А значит, сначала нужно молиться Богу об исправлении своей жизни и только потом – об исправлении и вразумлении властей.

Когда те или иные церковные авторы пишут о врагах Церкви, под таковыми стоит, прежде всего, понимать тех, кто учит вразрез утвержденному и официально признанному мнению Церкви. А это в первую очередь еретики и раскольники. Как относиться к ним? Ответ на данный вопрос мы также можем найти в святоотеческом наследии. Из жития преподобного Паисия Великого помним, как однажды, когда преподобный молился Господу о своем ученике, ставшем богоборцем, он услышал голос Христа: «Паисие, что же ты молишься за того, кто отрекся от меня?» Но Паисий ответил: «Господи, ты Милостивый, прости его». И тогда, согласно тексту жития, Господь сказал подвижнику: «О Паисие, ты уподобился мне любовью». Церковь всегда настаивала на одной очень важной истине: ненавидеть можно лишь грех человека, но не самого человека. Об этом очень хорошо говорит один из раннехристианских авторов: «Будь кротким по отношению к заблуждающимся и твердым по отношению к заблуждению».

Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что должно молиться о всех людях, а значит и о тех, кто относится враждебно к нашей вере и нашей Церкви. Мы должны помнить, что враги Церкви никогда не смогут уничтожить её, как бы они этого ни хотели, потому что Церковь – это не человеческая организация, но Божие учреждение, мистическое тело Самого Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Однако своими поступками они могут нанести вред человеческому обществу, городу или даже всей стране, в которой подобные беззакония происходят. Ведь, по сути, человеческое общество –единый организм. И если яд богоборчества попадает в один орган, отравление и связанные с ним болевые ощущения невольно передаются во все прочие органы. И тогда неизбежно страдает всё тело. Из этого следует, что мы должны молиться Богу не только о себе, но и о тех, кто всеми силами старается бороться против Церкви, дабы Господь вразумил их и обратил к познанию Истины. Потому что только в таком случае всё наше общество станет лучше и ближе к Богу.

Диакон Андрей Музольф
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (95) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »