Покаяние – это изменение своей жизни
Выбор темы для этой беседы не случаен — ведь именно с покаяния начинается путь христианина к спасению души. Покайтесь!.. (Мф.3:2, 4:17) — этими словами начинают свое служение Иоанн Предтеча, а затем Спаситель. Почему сначала они обращаются не с призывом: «Да возлюбите друг друга, да творите милостыню, да прощайте друг друга»? Но начинают именно со слов: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.4:17). «А для чего вообще нам каяться? — спросят многие. — Разве мы хуже других?» Делать это необходимо каждому христианину, потому, что покаяние — это всеобъемлющая добродетель. Покаяние — есть очищение души, ее изменение к лучшему, светлому, чистому, возвышенному, небесному. Потому что слово «покаяние» с греческого языка переводится словом «изменение», то есть покаяние состоит в том, чтобы осознать свой грех, покаяться в нем и никогда больше к нему не возвращаться.
Именно о таком истинном покаянии должен заботиться каждый человек, а не о внешнем его проявлении, которое мы можем принять за само покаяние. Внешнее — пост, слезы, молитва, бдения — еще не его суть. Смысл и суть покаяния состоят в том, чтобы мы стали другими людьми. «Ради чего?» — опять спросите вы. Господь говорит нам о том, что в Царство Небесное не войдет… ничто нечистое (Откр.21:27). А Царствие Божие — это конечная цель каждого христианина. Как водами Крещения омывается прародительский грех, так и слезами покаяния омываются грехи каждого из нас. Слезы покаяния — это «второе Крещение». И Святая Матерь наша Церковь призывает всех нас к этому великому деланию — деланию покаяния, то есть к исправлению, изменению своей собственной души, изменению мыслей, поступков и расположения сердца.
Церковь приводит нам в пример покаянное житие преподобной Марии Египетской, чтобы каждый из нас не отчаивался, если у кого и была жизнь, как у Марии в первой ее части, страшно греховной. Но чтобы каждый увидел и вторую половину, когда она, безжалостно осудив себя за грешную жизнь, совершила великий подвиг покаяния и стала избранным сосудом Божиим, наделенным огромной духовной мощью. Мария, осознав весь ужас 17-ти лет развратной жизни, отправилась в пустыню и провела там 47 лет в полном самоотвержении, беспощадном самообвинении, посте, молитве и злостраданиях. Одежда, в которой она вышла из Иерусалима, скоро истлела, и она летом мучилась от жары, а зимой от невероятного холода. Вкушение трех хлебов, которые она взяла с собой, Мария растянула на несколько лет, а потом питалась травами, которые произрастали в пустыне.
Фото: monastery.ru
Через 47 лет таких трудов молитвы и покаяния, которые нам даже трудно себе представить, Марию в пустыне находит преподобный Зосима и поражается глубине ее жизни в духе. Она, неграмотная, говорит словами Священного Писания, которые открываются ей Духом Божиим. Впервые увидев старца, она называет его по имени. Зосима видел ее молящейся на воздухе и переходящей Иордан «аки по суху». Она жила и дышала надеждой, что по покаянной жизни Господь сподобит и ее честнейшего соединения с Собою через Причастие Небесного Хлеба Жизни. По ее просьбе старец приносит в пустыню Священные Дары, и пред смертью преподобная Мария причастилась Тайн Христовых. Для нас это урок покаяния и пример великой милости и благости Божией к раскаявшемуся грешнику. Именно об этом милосердии Божием к кающемуся человеку святитель Иоанн Златоуст сказал: «Наши грехи, — это горсть песка, брошенная в море Божественного милосердия. Нет, — поправляет он себя, — я ошибаюсь. Море имеет предел, а милосердие Божие предела не имеет».
Поэтому каждый из нас должен не оставлять дел покаяния и не унывать, как бы низко ты не пал. Ибо Ангел Хранитель, видя твою скорбь и желание стать лучше, в свое время подаст тебе изменение твоей жизни. «Но враг рода человеческого, диавол, часто прибегает к одной хитрости, — говорит нам Иоанн Лествичник. — До грехопадения он внушает человеку, что Бог милостив, милосерден, человеколюбив и всякий грех прощает. Но после грехопадения внушает человеку, что Бог неумолим. Первым внушением он добивается, чтобы человек впал в беспечность, в нерадение и согрешил, вторым — чтобы человек впал в отчаяние, в уныние, потерял надежду на Бога и Его милосердие».
В одном из патериков описывается такой случай. Умер некий человек, отличавшийся чрезвычайно греховной жизнью. Его собрату было открыто, что бесы приступили к душе этого грешника со словами: «Наконец-то он наш и наш навсегда, потому что до самой смерти творил дела наши. А тот, кто творит дела наши, тот есть сын диавола». Тогда Ангелы обратились с вопросом к его Ангелу Хранителю: «Так ли это?». И он ответил: «Да, действительно, вся его жизнь была нечестивой, и не было такого греха, которого бы он не сотворил. Но перед смертью он тяжело заболел и начал задумываться о прожитой жизни, о душе, о вечности, об ответе на Суде Божием. И исповедал перед Богом все свои грехи с покаянным чувством, со слезами, от всей своей души и от всего сердца. Господь милостивый принял его покаяние». После этого бесы отступили: «Если этот человек имеет надежду на спасение, тогда мы зря трудимся». И Ангелы отвечали: «Действительно, всякий, кто принесет истинное покаяние и встанет на путь изменения своей жизни, наследует жизнь с Богом».
К этому надо стремиться сейчас, не ожидая последнего часа, не откладывая на завтра и послезавтра. Мы, люди церковные, не должны обольщаться тем, что отошли от тех грехов, которые были у нас прежде, или которые есть сейчас у других. Необходимо помнить слова Спасителя: И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк.12:48). Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф.19:30). Если мы будем думать, что, посещая много лет церковь, как-то преуспели в духовной жизни и стали людьми «продвинутыми», то надо знать, что это самое опасное духовное мнение о себе, которое святые отцы называют прелестью.
Святитель Иннокентий Херсонский говорит: «Не обольщайся, что у тебя нет на шее греховного камня — большого греха, который может потопить тебя в пучине морской. У тебя на шее мешок с песком, он наполнен грехами, которые ты считаешь мелкими, но их — целый мешок. Образумься и скинь с шеи этот греховный груз».
Истинное покаяние состоит и том, чтобы никогда и никого не осуждать, а себя считать достойным всякого наказания от Бога. Кающийся человек уже не задает вопросы: «Почему? Для чего? Отчего именно со мной?» Оценим честно прожитую жизнь. Может быть, за наши грехи нас давно на белом свете и быть не должно? Но Господь милосерден и ждет нашего покаяния буквально до последнего нашего вздоха, чтобы хоть в последний момент, но спасти человека.
И как нам надо каяться? Если уж случается падать, то падать и вставать, падать и вставать, падать и вставать — и так всегда. Не примиряться с теми грехами, с теми страстями, которые мучают нас всю жизнь, но шаг за шагом идти по пути покаяния и надежды на милость Божию, которая даст силы тому, кто ищет исправления и изменения своей жизни. И начинать нам надо с того, чтобы просить у Бога видения своих грехов, чтобы Он открыл нам понимание того, каковы мы на самом деле. Это совсем не то, что мы думаем о самих себе, и не то, что думают о нас люди, а то, каковы мы перед Небом. Увидев всю эту бездну, да не придем в отчаяние, но будем надеяться, что милосердный Господь не оставит грешников кающихся.
С чего же и когда нам надо начинать дело покаяния? Прежде всего, ошибочно думать, что живя уже много лет в Церкви, мы не нуждаемся в покаянии. Наоборот, чем ближе к Богу, тем отчетливее видит человек свои грехи. И святые отцы учат, что чем больше мы приближаемся к Свету, тем лучше видим свои недостатки. Когда пришли Ангелы за душой аввы Арсения — великого подвижника первых веков, творившего чудеса и воскрешавшего мертвых, то он взмолился: «Подождите!», словно он и не начинал дело покаяния. Когда ученики спрашивали его: «Авва, боишься ли ты Бога?», он отвечал: «Да, боюсь». — «Как же так? Ты же во святых по твоей жизни!» — «Иной суд Божий, и иной суд человеческий…» — ответил авва.
Таков правильный взгляд святых — не доверять себе до самого последнего часа. Нет такой высоты, с какой невозможно было бы упасть. А самый верный и самый надежный путь в деле покаяния — это самоукорение. Так и святые: чем больше они приближаются к Богу, тем грешнее себя почитают, ибо сравнивают себя с Ним. А как достичь такого состояния? Об этом можно только молиться, и молиться усердно. Ибо, как говорит святитель Игнатий Кавказский, видеть свои грехи гораздо труднее, чем видеть Ангелов. «Будем молиться, — учит он, — о том, чтобы Господь даровал нам видение своего собственного духовного устроения». А увидеть это можно, только если смотреть на себя через призму Евангелия. В нем, как в зеркале, мы можем увидеть все свое несовершенство и непостоянство, всю внутреннюю духовную мерзость, абсолютную удаленность от Бога за наши грехи. Один из святых отцов сказал: тщательное исполнение Христовых заповедей научает человека видеть свои немощи. Только если мы возьмемся за такое неукоснительное исполнение заповедей, то сможем увидеть, что жизнь наша так отстоит от идеала евангельской жизни словами, делами, мыслями, как само небо отстоит от земли.
Покаяние должно красной нитью проходить через всю нашу жизнь, но в то же время нам нужно его дополнять надеждой на беспредельную милость Божию, о которой Сам Господь сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф.9:13). Не хощу смерти грешника, но ежели обратитися… и живу быти ему (Иез.33:11). Вспомним слова великого покаянного 50-го псалма, читаемые в храме ежедневно: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Пс.50:3). Они вырвались, как молитвенный вздох, из глубины души пророка Давида, который совершил два страшнейших греха — прелюбодеяния и убийства, и потом всю свою жизнь горько сокрушался о содеянном и оплакивал свои грехи. Грех мой предо мною есть выну (всегда)… Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50:5, 19) — услышал он в глубине своего сердца.
Это нам всегдашнее напоминание о том, что никто и никогда, какие бы грехи он ни совершил, не должен отчаиваться, но уповать на милость Божию, которая помогла псалмопевцу Давиду за сердечный плач и сокрушение сделаться святым и почитаться как учитель покаяния. Не на что нам в своей жизни надеяться, как только на благоутробие Божие: нет такого человека, который смог бы оправдаться своими делами и своею жизнью. Ин суд Божий, и ин суд человеческий.
Несколько пояснительных слов надо сказать о духовном содержании 136-го псалма, который тоже напоминает нам о необходимости внутренней собранности и призывает нас посмотреть духовными очами на свое собственное сердце, на свою жизнь и деяния. В VI веке до Рождества Христова израильский народ был уведен в семидесятилетний плен в Вавилон и обращен там в рабство. Там, в Вавилоне, от лица гласа народного богодухновенный псалмопевец Давид говорит такие слова: На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона… (Пс.136:1). То есть, вспоминая свою духовную родину, плененные израильтяне плакали. Так и христиане, глядя на этот мир, утопающий в грехах, должны почувствовать себя «на реках Вавилонских», подумать о том, с какой высоты мы упали, какой мы лишились благодати Божественной, дарованной каждому из нас во святом Крещении, через Святую Матерь Церковь. Мы же порой со своими грехами, беззакониями, совершенными если и не на деле, то, во всяком случае, допущенными в мыслях наших, уходим в «плен Вавилонский». Но мы должны вспомнить, где наша истинная родина.
Если мы не живем по Евангелию и при этом думаем, что все у нас нормально и благополучно, это большая иллюзия. Человек, считающий себя безгрешным, не стоит на пути спасения, а находится в прелести. Так будем просить Господа даровать нам способность не только видеть свои грехи, но и возненавидеть их. И не только возненавидеть, но и сотворить плоды, достойные покаяния, чтобы через преображенную благодатью и милостью Божией душу мы в жизни будущего века насладились тем Царством, которое нам обещал Христос Спаситель.
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Источник: Николо-Сольбинский женский монастырь
Фото на заставке: solba.ru
Просмотрено (118) раз