Лекарство от помрачения
В Псалтири сказано: «Ищи мира и следуй за ним» (Пс 33:15). Кто не мечтал бы обрести его? Но вот как это сделать мятущейся душе, чтобы она стала тихой пристанью в бурном житейском море? На вопросы об этом, а также на другие, волнующие наших прихожан, отвечает протоиерей Владимир Гофман.
— Преподобный Серафим Саровский говорил, что, если стяжать мирный дух, возле тебя спасутся тысячи людей. Что значат эти слова и как это сделать?
— Обрести мирный дух — дело непростое. Подвижники во все века стремились не просто поститься и совершать молитву, но приобрести, благодаря молитве и посту, мир в сердце. А он виден всем. И виден через творимое добро. Это и Христос завещал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:16). Когда подвижник стяжает дух мирен, окружающие его люди сами хотят приблизиться к свету, сами начинают творить добрые дела, что, в конечном результате, и ведет к спасению души.
— Среди моих знакомых множество хороших людей, которые исповедуют другую религию. Но я не раз читал и слышал, что спасутся только православные, только наша вера ведет к спасению. Почему? И справедливо ли это?
— Давайте вспомним евангельский сюжет. Апостолы «говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк 10:26–28). Вот как, оказывается! Человеку, независимо от вероисповедания, спастись невозможно. Даже христианам! Но возможно Богу. Это Он нас спасает. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». Апостол Павел говорит: «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим 10:13). Значит, спасутся все? Ни в Священном Писании, ни у святых отцов мы не находим однозначного ответа.
Когда мы говорим о спасении, то подразумеваем спасение христианское. Как будут спасаться мусульмане, иудеи, буддисты, это их дело. Каждая религия имеет свое учение о спасении души. И учения эти отличаются друг от друга. Христиане, как известно, разделены, к сожалению, на разные деноминации. Некоторые из них уже давно сбились с пути, другие сейчас теряют христианский облик. Лютер, например, говорил, что спастись можно одной верой. Этот тезис положен в основу сотериологии (учение о спасении) протестантов. В католической церкви подход к спасению юридический: преступление — наказание. Православная Церковь в своей полноте хранит то главное, что заповедал нам Сам Христос — обожение, то есть восстановление падшего человека. У нас и грех не вина, а болезнь, рана, которую, по слову преподобного Исаака Сирина, грешник нанес сам себе. И если мы живем по-христиански, можем надеяться на спасение. Но только принадлежность к Православной Церкви по крещению не может стать пропуском в Царство Небесное. Когда настанет время, каждый из нас получит по вере своей и по делам, и по милосердию Божию. Христос, пришедший в мир спасать не праведников, а грешников, сказал: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин 14:2). Так что место всем найдется, и именно то, которое мы заслужили в земной жизни.
— Господь сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20). Не десятки людей и не сотни… Значит, двое молящихся — это уже Церковь?
— Церковь — термин многозначный. Это и здание, в котором собираются молящиеся, и община верующих, и форма организации верующих христиан. Сначала так и было. Первые апостолы. Два, четыре… двенадцать. А теперь — миллионы. «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос» (1 Кор 12:12). Он глава Церкви («Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18), а все верующие — члены одного тела).
— В Евангелии есть слова: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф 18:19). То есть мы имеем право просить у Бога того, что каждый хочет лично для себя? Но ведь часто бывает, что люди разнонаправленно настроены, даже будучи единоверцами… Чью тогда просьбу Господь исполнит? Чья молитва окажется сильнее?
— Дело здесь не в силе молитвы. Господь слышит наши молитвы всегда. Мы, действительно, имеем право и возможность просить у Бога что-то для себя. Но не секрет, что какие-то просьбы Он исполняет, а какие-то нет. Почему? А потому, что Бог, по слову святого апостола Иоанна Богослова, «есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин 1:5), а еще «Бог есть любовь» (1 Ин 4:8). Эта истина помогает понять, почему одни желания исполняются, а другие нет. Господь исполняет лишь те просьбы, которые идут во благо просящему и ведут к спасению души. А мы, по своему неразумию, считаем, что Он обязан исполнить все, что мы ни попросим.
— Я регулярно исповедуюсь и причащаюсь, но постоянно живу в каком-то страхе и тревоге. В последнее время стараюсь не смотреть новости по телевизору и в интернете, идущая оттуда информация вводит в уныние. Что делать? Как с этим справиться?
— Кажется, вы сами нашли способ с этим справиться. То, что мешает сохранить мир в душе, надо научиться исключать из жизни. Мы все, конечно, разные. И кого-то не беспокоит телевизионная информация, а кого-то повергает в грех. В Церкви веками разработаны способы борьбы с грехом (а уныние — это серьезный грех): молитва, участие в богослужении, чтение Священного Писания и святоотеческой литературы, паломничество. Они вам, безусловно, известны. Но мало знать, надо еще и делать. Иначе уныние приведет к еще более серьезным проблемам в духовной жизни. Что делать? Не смотреть такие передачи. Постигло уныние — бегом на исповедь и за дело! Святые отцы советуют при унынии не сидеть сложа руки, наблюдая, как уныние крепнет. Физический труд в том числе хорошее лекарство от этого греха.
— Некоторые священники для решения каких-то вопросов, проблем советуют прихожанам обратиться к психологу. Хорошо, если он окажется верующим, а если нет? Разве может далекий от Церкви человек разрешить проблемы верующего? И как относиться к тем, кто называет себя православным психологом?
— Есть проблемы, которые может разрешать только психолог, а несут их к священнику. Бывает и обратное: врачу-психологу открывают духовные проблемы. Нам самим нужно знать, что проблемы психологические и духовные не одно и то же, понимать, чья конкретно помощь нам требуется. Священник помогает бороться с греховными наклонностями — врач лечит психологические заболевания, неврозы, помогает решать личностные и семейные проблемы. Тот и другой дополняют друг друга, но никак не подменяют. Если вы пришли на прием к психологу, называющему себя православным, что ж, хорошо, лечитесь. Но грехи он вам не отпустит. Он специалист определенного профиля, пусть и с христианским мировоззрением. Каждый призван заниматься своим делом. Врач — лечить, педагог — давать знания, священник — помогать грешнику в деле спасения души.
— В современной психотерапии много методов, связанных со сложными для понимания обычного человека явлениями: нейролингвистическое программирование, гипноз и прочее. Позволительно ли православному человеку лечиться этими методами?
— Как писал апостол Павел коринфянам, «все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор 10:23). Сам по себе гипноз, как говорят специалисты, — это один из способов лечения, известный с древних времен. И не было бы ничего опасного в нем, если бы больной не подвергался внушению. Что нам внушат в состоянии гипнотического сна, что запрограммирует в нашем сознании доктор, не станет ли он проводником темных сил? Православию чужды методы, насильственно воздействующие на личность. Вот почему Православная Церковь определяет гипноз как «сознательное служение злу», называет его явлением, «разрушающим дух человека». Подчеркивается, что в гипнозе используются темные силы духовного мира (Журнал Московской патриархии, №12, 1989).
Мне кажется, что к лечению гипнозом следует относиться с большой осторожностью, хотя официальных запретов на него нет. Церковь не запрещает, она не рекомендует. А человек сам должен решать, пользоваться такими методиками или нет.
Заметим, святые отцы не прибегали к тому, чтобы исцелять человека в измененном состоянии сознания. Кротко и смиренно они являли дар целительства людям, который получили от Господа за святость жизни. Вот мнение оптинского старца преподобного Нектария: «Ужасное дело этот гипноз. Было время, когда люди страшились этого деяния, бегали от него, а теперь им увлекаются… извлекают из него пользу…»
— Можно ли мне причащаться, если чувствую, что настоящего покаяния у меня нет? Если чувствую, что в случае повторения ситуации поступил бы так же?
— Конечно, к причащению Святых Таин желательно приступать, искренне раскаявшись в грехах, с надеждой на Божию помощь в борьбе с ними, твердым намерением не повторять их. Можно ли говорить о Божией помощи тому, кто заранее знает, что при определенных обстоятельствах грех повторится? Нет человека без греха. «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин 1:8). К сожалению, даже со слезами раскаявшийся грешник может снова этот грех совершить. Если бы все было так просто (раскаялся раз — и больше не повторяешь), так нам и таинство Исповеди стало бы не нужно. Такого не бывает. Это таинство нам необходимо. Никто из нас, конечно, не достоин в полном смысле этого слова причащаться Тела и Крови Христовых, но Господь, по милосердию Своему, допускает нас к Чаше с надеждой, что мы стремимся стать чище, освободиться от греховных наклонностей, быть к Нему ближе. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин 1:9).
Протоиерей Владимир Гофман
Подготовила Дарья Петрова
Источник: Нижегородская митрополия
Фото на заставке: mccvu.ru
Просмотрено (156) раз