Первостепенная забота. Как наставить детей на истинный путь
«Кто небрежен к своим детям, тот, хотя бы в других отношениях и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех. Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях». Это слова святителя Иоанна Златоуста. Действительно, главная задача родителей — дать детям правильное воспитание. И сделать это без веры в Бога, без христианских нравственных заповедей, без православной культуры в наше время сложно. На вопросы прихожан о воспитании, о взаимоотношениях между родителями и детьми отвечает протоиерей Владимир Гофман.
— Ребенку третий год, ездит с нами в воскресные дни в храм, но очень тяжело для него все богослужение. Начинает плохо себя вести, хулиганить. Иногда это плохое поведение вызывает гнев у меня, приходится его наказывать. Мои родители говорят, что ни к чему «мучить» ребенка в церкви, что он все равно ничего не понимает в таком возрасте. Как быть?
— В первую очередь, не наказывать, конечно. Вспоминайте себя в этом возрасте, где вы были. Это сейчас вы в церкви, а тогда? Да и когда стали чуть старше? С радостью бежали на службу? Или хотелось отдохнуть в воскресенье после учебной недели? Что же делать, чтобы воспитать у ребенка любовь к богослужению? Очевидно, объяснять ему, когда он начнет понимать, что происходит в храме во время службы, не жалея на такие беседы времени. Для этого самим родителям надо знать основы литургики и уметь доступно и интересно рассказать своему малышу символику и суть Божественной литургии. Умеете вы это? Сами понимаете, что происходит во время таинства Евхаристии? Если да, то тогда, без сомнения, все получится. И второе условие: не нужно малыша приводить в храм к началу службы. Приучать надо постепенно. Сначала к Евхаристическому канону, потом уже и на всю службу. И еще. Не пугайте его наказанием Божиим, Бог, по словам апостола Иоанна Богослова, «есть Любовь». Это главное, что должен усвоить маленький христианин.
— Можно ли читать детям волшебные сказки, допускает ли это Церковь? Если да, назовите, пожалуйста, те сказки, которые вы советуете прочитать обязательно.
— Мнения по этому поводу существуют разные. Все зависит от родителей, их интеллектуального уровня, воцерковленности, четкого понимания, кого они хотят воспитать. На мой взгляд, сказки для формирования у детей христианского мировоззрения нужны. В них всегда ведется борьба добра со злом, и мы знаем, кто побеждает в этой борьбе. Поэтому надо внимательно выбирать чтение, объяснять прочитанное, тогда будет польза. Из всех известных я бы посоветовал многие народные, а из авторских — Андерсена, особенно «Снежную королеву», «Русалочку», Ершова «Конька-горбунка», Пушкина, конечно, и Жуковского. А вот к братьям Гримм отнесся бы с осторожностью и посоветовал бы их читать в более старшем возрасте, когда ваше чадо окрепнет в чтении.
— Мои родители очень строго меня воспитывали. Папа, бывало, за малейшую провинность наказывал, даже до ремня дело доходило. Сейчас у меня подрастает сын. Ему три года, он очень подвижный, не всегда слушается нас с мужем. Муж в ответ на это может ударить несильно. Мне это не нравится, хотя саму меня так и воспитывали. Как относиться к телесным наказаниям в процессе воспитания?
— Церковь признает физическое наказание детей, но «разумное и умеренное». Причем подчеркивается, что это крайняя мера. Я согласен с мнением покойного протоиерея Димитрия Смирнова, который говорил, что физическое наказание возможно только для мальчиков с 9 до 12 лет, и очень редко. Я бы еще добавил, что наказать шлепком может только отец и один на один, чтобы никто, даже мать, при этом не присутствовал. Родителям нужно контролировать свои эмоции, все делать по любви. Церковь вовсе не призывает наказывать детей физически, не одобряет таких методов, но и не отрицает их в крайних случаях, что в свое время и было высказано Патриаршей комиссией по делам семьи. И ласка нужна, и строгость. Святитель Тихон Задонский советовал родителям: «Везде ибо умеренность и средний путь похваляется. Сего ради родителям благочестивым среднего пути держаться должно».
— Сыну 26 лет, отслужил в армии, еле-еле окончил колледж, не работает уже пять лет, периодически «шабашит». Все эти годы он говорит нам, что пытается устроиться на работу, но его нигде не берут. Понимаю, что врет, но не знаю, что делать. Пробовали не раз с ним разговаривать, даже ругались — бесполезно. При этом человек он добрый, не пьет и не курит, но совершенно безответственный. Ему без разницы, что он плохо одет, что нет денег, не стыдно перед знакомыми и друзьями, которые все работают. Подскажите, что делать, кому молиться, куда идти?
— Молимся мы всегда Богу, даже если обращаемся к святым, имеющим благодать помогать нам в наших просьбах. Податель всех благ — Господь. Своего сына воспитали вы сами, теперь пожинаете плоды своих трудов. Как бы то ни было, возможность молиться за своих близких у нас остается всегда. Многое зависит от нашего усердия в молитве. Иногда человек быстро сдается. Раз помолился, два — результата нет, руки опускает и ропщет на Бога, будто Он не помогает и не слышит. А это не так. Ответ может быть не таким быстрым по разным причинам. Не надо оставлять надежду, продолжайте молитву, и результат будет обязательно. Не для того ли Спаситель говорит притчу о судье, который, даже будучи неправедным, внял мольбам вдовы: «…хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» (Лк 18:4–8). И другой пример — о женщине, у которой бесновалась дочь. «Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф 15:28). Так что нам всегда следует терпеть, не унывать, надеяться.
— Я мама двоих детей. Старшей дочери почти семь лет. Подскажите, как правильно приучать ребенка к посту? С какого возраста начинать, какие бывают послабления для детей? Как питаться, если ребенок целый день в школе?
— Конечно же, школьникам пост послабляется, особенно младшим. Достаточно ограничить ребенка в развлечениях, отказаться от каких-то любимых блюд, разумеется, осознанно. Увеличивать строгость воздержания надо постепенно. То же самое касается и посещения храма, участия в таинствах.
Если в семье посещение церкви — повинность, которую взрослые несут как долг, а не радость, то ребенок очень рано это поймет, сделает выводы и будет посещать храм и читать молитвы по обязанности до того возраста, когда послушание кончается. В 14–16 лет он твердо скажет папе с мамой: «Не пойду!», и они заставить его уже не смогут. Одинаковых рецептов для всех семей нет, но если у вас дома царит атмосфера любви, вам удастся воспитать православного человека. Потому что любовь — основа всего. И Сам Бог есть любовь: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин 4:8).
— Моему ребенку пять лет, но он тоже хочет поучаствовать в исповеди. Я сомневаюсь, не рано ли, может быть, он относится к этому как к игре и такое отношение только во вред пойдет?
— До семилетнего возраста дети не исповедуются. Считается, что если они и совершают какие-либо грехи, то делают это несознательно. Грех же — это осознанное преступление нравственного закона, за которое человек несет ответственность. Поэтому до семи лет дети причащаются Святых Таин без исповеди. Хотя и тут бывают исключения. Некоторые дети, часто посещающие храм, и до семи лет имеют понятие греха и хотят покаяться в совершенном проступке перед Богом. Сделать это им никто не запретит, напротив, таким образом они приобретают навык покаяния. Опытный священник всегда внимательно относится к первой исповеди ребенка. Обязательно выслушает его, задаст вопросы, которые позволят малышу ориентироваться, в чем нужно каяться. Например, любит ли ребенок животных, не обижает ли их, не доставляет ли ему удовольствие издеваться над ними? Или как строятся взаимоотношения у малыша с близкими и родными людьми, с товарищами, не завидует ли он друзьям, не желает ли кому-то зла, не гордится ли он какими-либо своими достоинствами и т.д.
Надо непременно объяснить маленькому человеку, что такое страх Божий, он должен понимать, что это не угроза наказания за проступок, а страх обидеть любящее существо. Это очень важно, к сожалению, не все взрослые это понимают. Если же внушать ребенку, что Господь лишь строго наказывает провинившегося, то как можно воспитать у него любовь к Богу? Только страх. А страх и любовь — вещи несовместимые. Отсюда очевидно, что подготовиться малышу к первой исповеди должны помочь взрослые. Для этого им необходимо знать особенности возрастной психологии, самим ясно понимать, что такое грех.
Протоиерей Владимир Гофман
Подготовила Оксана Москвина
Источник: Нижегородская митрополия
Фото на заставке: nne.ru
Просмотрено (61) раз