«Смерть – нарушение Божьего замысла»
Почему Лазарева суббота – личный праздник каждого верующего? Зачем Христос ждал, пока Его друг умрет? И как история воскрешения Лазаря связана с молчанием Бога в нашей жизни? На эти и другие сложные вопросы в канун празднования Лазаревой субботы отвечает протоиерей Виталий Бабушин.
– Отец Виталий, бывает, что человек сам себе простыми словами не всегда может объяснить, в чем конкретно для него смысл того или иного церковного праздника. Это традиция, память по-настоящему значимого события? Что мы празднуем в Лазареву субботу?
– Церковный календарь для нас, верующих людей, своего рода повод, который дает нам Господь, чтобы мы могли внимательно посмотреть на свою жизнь и окружающий нас мир. Мир, в котором есть живая, животворная творческая Божия сила. Она проявляется в том числе в жизни людей, созданных по Его образу и подобию. Господь хочет иметь с нами отношения, с человеком как личностью, хочет отражаться в нас. Мы можем познавать Бога и Его Промысл, строить личные отношения с Господом, а значит, можем получать и радость, и благостные утешения, которые Господь посылает нам.
Календарь для нас – повод увидеть людей прошлого, их опыт духовной радости, опыт личных побед над грехом и главное – увидеть то, как Господь открывает Себя людям, встречаясь с нами на страницах евангельской и церковной истории, в жизни святых. Мы словно получаем возможность начать новые живые отношения с Богом или как-то по-новому их осознать и сделать какой-то важный решительный шаг к тому, чтобы пребывать в божественной радости-благодати, которой Господь с нами делится.
В глубокой древности опыт этих взаимоотношений с Богом передавался от отца к сыну, из уст в уста, а для нас с вами открыта удивительная и уникальная возможность – знать об этих взаимоотношениях через Священное Писание и Предание, через церковный календарь. Он имеет «яркие картинки», от которых мы сначала испытываем некое впечатление, когда их встречаем, как ребенок, который листает красочный журнал. Далее, пролистывая календарь, мы научаемся быть в постоянном памятовании о Боге. Кто-то сказал, что церковный календарь – это «костылик», на который можно опереться, чтобы, хромая, восстанавливать и тренировать свои ноги, делая уверенные шаги на пути к Богу.
Один из таких важных шагов в канун Страстной седмицы – обратиться к интереснейшему евангельскому событию, которое мы знаем как воскрешение Лазаря. Произошедшее за день до Входа Господня в Иерусалим, оно оставляет едва ли не самое яркое из всех впечатлений евангельской истории, потому что связано с колебаниями нашей веры. Мы видим, что вера колеблется даже у живых свидетелей невероятных событий, и видим, как Господь нашу веру утверждает и укрепляет.
Воскрешение Лазаря оставляет яркое впечатление, потому что связано с колебаниями нашей веры
Обычно в богослужении всегда есть некоторые наиболее важные моменты, выражающие суть праздника, и тексты, песнопения праздника, которые эту суть раскрывают, обыгрывают, придают им характерную окраску. Лучше всего в данном случае это выражают слова тропаря:
О́бщее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я,/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́ победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Этот текст является также тропарем следующего события, которое грядет за Лазаревой субботой – Входа Господня в Иерусалим, также называемого Вербным воскресеньем. Здесь нужно внимательно услышать слова: «прежде Твоея страсти», то есть прежде Своих страданий на Кресте Господь дарует заверение в нашем общем воскресении тем, что возвращает к жизни Своего друга Лазаря, который, как мы знаем, был похоронен и уже четыре дня находился в состоянии смерти. Для нас Лазарева суббота – это предвосхищение общего воскресения, которое грядет за победой Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.
Вход Господень в Иерусалим. Фреска храма Воскресения Христова. Сретенский монастырь. Фото: monastery.ru
– Почему Спаситель выразил радость по поводу того, что Его в Вифании в момент смерти Лазаря не было?
– Когда приходит весть из Вифании, что Лазарь тяжело заболел, Христос говорит, что эта болезнь не к смерти, но к славе Божией. Сестрам Лазаря Он дает надежду, что будет рядом. Лазарь был Ему близок, Спаситель часто бывал в доме друга и его сестер, возможно, отдыхая от земных забот. Эту весть Марфа и Мария принимают, но для них наступает время испытаний. Они ждут, что будет дальше. Христос медлит, чтобы явить Свою славу. Часто бывает так, что мы ждем чего-то от Бога, умоляем Его, посылаем какие-то «весточки в небо», обращаемся к святым в надежде, что кто-то исцелится, что-то исправится у нас… А Господь словно молчит. И мы не знаем, что делать, начинаем теряться. А Господь через пример ответа сестрам Лазаря, возможно, и нам тоже хочет ответить, чтобы мы набрались терпения и доверились Ему.
Иногда Господь медлит, промышляя о нас особым, зачастую непонятным для нас образом. И у нас, как у сестер Лазаря, наравне с верой, может возникать чувство ропота или недоверия к Богу. Ведь когда Марфа с Марией выбежали навстречу Христу (а Лазарь уже четыре дня как был во гробе), обе сказали: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин. 11: 21; 11: 32). Это был упрек. Отцы-толкователи объясняют это как ропот на Христа. В этом выражается наша человеческая суть. Но ведь Господь на расстоянии исцелял людей, возвращал их к жизни. Он почему-то этого не делает в данном случае, давая повод сестрам (а через них и нам тоже) допустить особый Промысл Божий по отношению к ним (нам). Даже несмотря на то, что просьба сиюминутно не исполняется, Господь медлит, чтобы явить Свою славу, но иным образом. Может быть, в отчаянном горе, связанном со смертью близкого человека, это трудно постичь. «Если бы Ты был здесь, тогда ничего бы не случилось, я в это верю, но поскольку мы остались один на один со своим горем…» Отчаяние начинает захлестывать человека, и он выплакивает горе слезами.
– Христос знал, что Лазарь умер. Но почему Он заплакал? Ведь Спаситель – Богочеловек. Здесь возникает диссонанс. Зная, что друг умер, но при этом также зная, что его предстоит воскресить (и это совершится), Господь заплакал…
– Он заплакал потому, что ничто человеческое Ему не было чуждо. Господь свидетельствовал, что Он есть истинный Человек. И как истинный Бог Он знал, что Лазарь воскреснет. Но тут мы видим и убеждаемся, что Божественное не упраздняет человеческие скорби и страдания, поэтому Христос плачет. И никакой человек, тем более совершенный, каким был Спаситель, не может остаться в стороне от наших человеческих скорбей и страданий. Он сопереживает, и смерть Лазаря, близкого, любимого человека, Он принимает как истинный Человек, близко к сердцу, хотя и знает, что Лазарь оживет.
Спаситель не может остаться в стороне от наших скорбей и страданий
К смерти все-таки невозможно привыкнуть. Бог не сотворил смерть, смерть – нарушение Божьего замысла, поэтому всё в человеке всегда возмущается и препятствует отношению к смерти как к чему-то естественному. В человеке как в образе и подобии Божием существует некий закон, который прорастает сквозь смерть, как любовь. Эта любовь, желание «быть», жить вечно не дает нам успокоиться. Мы не можем привыкнуть к самому факту смерти. Оттого очень скорбно и грустно расставаться с человеком, когда тот заканчивает свой земной путь, хотя мы и знаем, и верим, что мы воскреснем. Но эта скорбь есть некий процесс проявления нашей любви и нежелания расставаться друг с другом, пусть даже временно.
– И мы подошли к центральному событию праздника – собственно самому воскрешению Лазаря, который находился в гробнице уже четыре дня. Его умершее тело было подвержено всем естественным биологическим процессам распада… Выходит, Спаситель повернул их вспять?
– Господь говорит: «Отвалите камень от пещеры, где похоронен Лазарь». Ему напоминают, что тело уже смердит. Господь действительно запускает биологические процессы в обратную сторону. Лазарь возвращается к жизни так, как будто и не умирал. Свидетелями этого становятся многие, кто пришел плакать над гробом, поддержать сестер: родные, близкие, друзья, соседи. Но все стали свидетелями события, которого не знало человечество доселе. И они видели, Кто явился главным героем этих событий – Спаситель Иисус Христос, о Котором уже много говорили. Кто-то был уверен, что Он известный учитель закона, раввин, а кто-то – что Он чудотворец, восставший пророк. А кто-то говорил, что Христос – Мессия, о Котором предвозвещали пророки в древности. Слава Божия была явлена во всей своей торжествующей силе.
Воскрешение Лазаря. Генри Осавва Таннер. Фото: monastery.ru
Возвращаемся вновь к тексту тропаря праздника. Прежде всеобщего воскресения Господь вернул к жизни Лазаря с тем, чтобы дать нам повод увериться в личном бессмертии, способности и воле Бога, не сразу порой отвечающего на наши просьбы, увериться, что Он все равно промышляет о нас. Ведь, как говорит Священное Писание, прежде желания нашего Господь знает, что нам нужно (см.: Мф. 6: 8). Нам стоит набраться терпения и дать Богу свободу творить так, как Он этого хочет. А Господь вправе призвать нас через какие-то жизненные обстоятельства, лишения не только к проявлению нашей веры, но и к верности Ему своим терпением, ожиданием, пониманием того, что Бог не пустил нашу ситуацию на самотек, особенно когда какие-то скорби приходят в нашу жизнь. И вот для заверения всех нас в грядущей победе над смертью и перспективой вечной жизни каждому из нас Господь дарует это чудо воскрешения Своего друга Лазаря.
Нам стоит набраться терпения и дать Богу свободу творить так, как Он того хочет
– В завершение беседы: отец Виталий, как провести Лазареву субботу? Сохранились ли вообще сегодня какие-то традиции особого чествования этого праздника вне богослужения?
– В традициях Русской Православной Церкви, Древней Руси как-то не закрепился обычай ходить в гости, выпекать постные печеньки в форме маленьких человечков в память о воскрешении Лазаря, как это делают, кажется, на Балканах. Есть свои обычаи также на Западной Украине и у греков. В традициях Русской Церкви внимание к событиям Лазаревой субботы закреплено прежде всего внутренним предвосхищением Страстной седмицы и воспоминанием Входа Господня в Иерусалим. Господь грядет туда, где будет предан и распят. Приближение Страстной седмицы не дает нам разгуляться, устроить своего рода «великопостное пиршество», хотя богослужебный устав и предполагает ослабление поста в Вербное воскресенье. На Руси было принято сосредоточиться на молитве, быть внимательными к движениям своей души, не заполнять ее какими-то суетными склонениями. Сейчас наша задача – следовать за Христом тихо и кротко, наблюдая и сопереживая тому, как Спаситель входит в Иерусалим и приближается к Голгофе.
Все дальнейшие события в жизни Спасителя – главные дни не только нашего богослужебного года, но и наши личные события как православных христиан. Чтобы ободрить себя перед переживанием Страстной седмицы, мы видим, как Господь совершает чудо воскрешения Лазаря, а дальше – Вербное воскресенье и Крест.
Что же касается традиций Русской Церкви в Швеции, то у нас особенность заключается в том, что в Вербное воскресенье и Лазареву субботу празднуется «Шведская Пасха». За неделю до православной Пасхи шведы встречают Пасху по западной католической традиции. И Лазарева суббота для них уже Великая Суббота, предожидание Воскресения Христова. А поскольку у нас многие прихожане имеют родственников – членов тех или иных инославных церквей, то мы стараемся не нарушать порядок, заведенный в их общинах и семьях. Этот день у местных больше связан с бытовыми моментами: подготовка трапезы, прием гостей. И наши прихожане, являясь частью «шведского мира», стараются, по слову апостола Павла, быть в мире со всеми людьми и радоваться с радующимися (см.: Рим. 12: 15). Не нарушая священного поста, уделять должное внимание всем, кто в нас нуждается, уже вне зависимости от календаря.
Протоиерей Виталий Бабушин
Беседовал Владимир Басенков
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: Воскрешение Лазаря. Фреска храма Воскресения Христова. Сретенский монастырь / monastery.ru
Просмотрено (172) раз