Последние слова Христа
Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:16). Эти евангельские слова свидетельствуют о великой любви Божией к каждому из нас, ибо Господь пришел в этот мир, чтобы разрушить дела дьявола и даровать нам вечную, нескончаемую и блаженную жизнь, чтобы привести мир к полноте бытия.
Наше спасение необходимо было совершить через подвиг, через Крест и смерть, через страдания и искупление и даровать всем нам вечное блаженное Царство, о котором ежедневно во святых храмах Божиих возглашается: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». И весь смысл человеческого бытия заключается в том, что эта земная, временная жизнь является только подготовкой к той вечной жизни, к которой призвал нас любящий Господь.
Именно ради этой вечности Он пришел на землю, принял на Себя человеческую природу, претерпел боль, страдания и даже саму смерть, чтобы изнутри уничтожить ее, чтобы она больше безраздельно и беспредельно не царствовала над человеком. Этим Христос показал, что Он — Начальник Жизни, Начальник Царства, что Он пришел на землю ради того, чтобы человек не умирал. Воскрешение души и тела нашего невозможно, если мы в своей жизни не пройдем путем заповедей Господних, потому что есть два воскресения, как сказал Сам Господь: есть воскресение славы и есть воскресение осуждения. Одни воскреснут, чтоб возрадоваться и получить венец жизни за веру, любовь и чистоту. А другие воскреснут, чтобы получить достойное по делам и грехам своим.
Вдумаемся в слова Иисуса, которые он произнес в последний момент Своей жизни с Голгофского Креста. Они обращены и к нам, сегодняшним, они учат нас радоваться и ничего не бояться, потому что смерти больше нет, она побеждена смертью Сына Божия. Ад уже не имеет безраздельной власти над человеком, потому что всем тем, кто ждет воскресения и избавления, даровано вечное спасение. Крестом Господним был положен конец проклятию и смерти, которые тяготели над родом человеческим.
Когда Спасителя пригвоздили ко Кресту, к этому великому жертвеннику, с которого воссияло воскресение наших душ и тел, Он сказал, обращаясь в молитве к Своему Небесному Отцу: Отче, прости им, ибо не ведают, что творят (Лк.23:34). Этим Христос дал нам заповедь и наставление, что любовь к ближним должна простираться и до любви к своим врагам. Он показал, что возлюбил всех и до конца, возлюбил даже тех, кто распинал Его, чтобы и мы учились всепрощающей любви. А мы порой не только врагов своих, но даже ближних не любим, больше думаем о себе, и где уж нам думать о своих врагах и тем более о наших «распинателях». Но мы должны уразуметь, что именно в этом и состоит истинное следование за Господом. Прежде всего, должны быть не слова, а дела и молитва обо всех тех, кто нам досаждает, кого мы не любим. Святые отцы заповедуют нам говорить хорошо о врагах своих, хвалить их за их добрые дела, потому что и в грешных людях доброе достойно похвалы. А мы порой распускаем свой язык, не думаем о том, что дадим отчет за всякое праздное слово.
Господь показал, что мы должны молиться за врагов своих — и в этом заключается совершенство христианской жизни. Преподобный старец Силуан Афонский справедливо считает, что критерием духовного преуспеяния является любовь человека к врагам своим. Для нас, плотских людей, эти вещи непостижимы, но мы должны о них задумываться. К сожалению, нет в нас той любви, которой обладает Христос Спаситель и которая должна бы быть в нас как в Его последователях. Нет в нас заботы о людях, которые окружают нас, делают нам добро, готовы положить за нас свою душу и этим дают нам пример жертвенной любви.
Когда охваченный покаянием разбойник, пригвожденный к кресту рядом с со Спасителем, обратился к Нему со словами: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Господь со Своего Креста ответил ему: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк.23:42-43). Этим Христос показал, что заботу Свою обращает на грешников кающихся. И мы с вами должны помнить, что рай обещан только тем, кто идет стопами Божиими, не отчаивается в своих грехах, а кается в них и радеет о своем исправлении. Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя выносить приговор тем людям, которые нам кажутся очень грешными — для этого есть власть Божия. Кающийся грешник может оказаться впереди нас и услышать слова Божии: Ныне же будешь со Мною в раю. А тем, кто с осуждением относится к грехам других людей, Господь может сказать совсем другие слова: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф.7:21). Не судите, да не судимы будете (Мф.7:1).
Хочу обратить внимание на одну деталь, которая показывает, какие чудовищные страдания претерпевал Сын Божий на Кресте. В те времена под ногами распятого прибивали доску для того, чтобы человек на кресте мог дышать, опираясь на нее ногами и делая очередной вдох, который еще на некоторое время продлевал его жизнь, а вместе с тем и бесконечные мучения. Но иудеи эту доску для Господа прибили криво, чтоб Он левой Своей ногой тянулся еще больше и еще сильнее от этого мучился. Терпя такие невообразимые для нас мучения, в эти мгновения Он думает не о Себе, а о тех, кто находится рядом с Ним: о Своей Матери, Которая даровала Ему жизнь по плоти, о том, чтобы нашелся человек, который будет хранить Ее, когда Он Сам уже не сможет заботиться о Ней.
Он обращается к Своему возлюбленному ученику Иоанну: Чадо, се, Мати твоя. А Богородице, показывая на него взглядом, так как не мог указать пригвожденными ко Кресту руками, говорит: Жено, се, сын Твой (Ин.19:26-27). Так в лице Иоанна Богослова Он всех Своих учеников и все человечество отдал под покровительство Матери Божией, чтобы Она стала ходатаицей рода христианского. Мы так к Ней и взываем: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице». Через это благословение Божие мы переданы Божией Матери на вечное попечение. И к ней, Царице Неба и Земли, Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, мы обращаемся со словами: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»
Только помолившись за всех и устроив земную жизнь Своей Матери и Своих последователей, только тогда Господь «возопил громким голосом: Элои! Элои! ламмасавахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мк.15:34). Эти слова Христа свидетельствуют о том, как страшен момент, пережитый Им на Кресте, — момент богооставленности. Только тогда подумал о Себе Самом, когда на Него нашло самое последнее и страшное испытание скорби, уныния и отчаяния по Его человеческому естеству. Он ужасался смерти как человек, показывая этим, что страдания на Голгофе были истинны, а не призрачны, что Ему было также невыразимо больно, как больно было бы нам. Только Его тело и душа страдали в сотни раз сильнее, чем страдали бы мы, потому что мы не можем остановить свои страдания, а Он в любой момент мог призвать легион Ангелов и остановить эти муки силою Своего Божества. Но Христос по Своей воле решил до дна испить чашу страданий и правды Божией, чтобы совершить дело нашего спасения.
Великий пример подал нам Христос, чтобы мы, когда будем испытывать предсмертные муки, страдания и скорби, обращались за помощью и утешением не к кому-либо, но взывали: «Боже мой! Боже мой!». И надеялись не на князи и на сыны человеческие (Пс.145:3), но на только Бога. Ведь только Он может утешить и поддержать нас, утолить скорбь, даровать мужество и силы смотреть с надеждой и искренней верой в лицо смерти и видеть за ней не конец, а рождение в вечную жизнь с Богом.
После этих слов Господь воскликнул: Жажду! (Ин.19:28). И один из воинов-легионеров взял губку, смоченную уксусом, нанизал ее на трость и поднес к губам Христа. Кто-то может подумать, что Спаситель просто захотел пить. Нет, речь идет об иной жажде — о жажде исполнения правды Божией, жажде спасения людей. Этими словами, произнесенными на Кресте, Господь показал, что эту правду пришел исполнить, вочеловечился и умер, чтобы даровать нам вечное спасение.
Когда Он испил чашу страданий до дна — испил за нас все то, что мы должны были испить за свои грехи, то вознес Свои молитвы к Небесному Отцу: Отче! в руки Твои предаю дух Мой (Лк.23:46). И мы, следуя за нашим Господом, всю нашу жизнь, надежду и скорби должны влагать в руки Божии, которые сильны, многомощны, Божественны и которые вознесут нас от земли на Небо. Дай Бог, чтобы и мы в конце жизни с чистой совестью, а самое главное, с любовью смогли сказать своему Небесному Отцу: «Отче, в руки Твои предаю дух мой». И действительно предать дух свой в руки Божии. Вот так и надо прожить, чтобы и жизнь свою, и смерть посвятить Богу. Если мы на самом деле будем исполнять волю Христа Спасителя, тогда и жизнь наша будет иметь естественное продолжение — то, которому начало было положено здесь, на земле. Если здесь наша жизнь была с Богом, то она и там будет с Богом. Если она была здесь в любви, значит, будет и там в любви. Потому что начатое здесь — там будет преумножено в тысячу раз!
Последнее слово, произнесенное Христом на Голгофском Кресте, было: Совершилось! (Ин.19:30). Совершилось дело спасения, искупления рода человеческого, потому что все грехи и их последствия, все страдания, которые должны были понести люди, в том числе и мы с вами, Господь взял на Себя. Казалось бы, столько было у нас в жизни грехов и беззаконий, что земля должна была бы разверзнуться и поглотить каждого из нас, но этого не происходит. Почему? Да потому, что Он Один пострадал за всех и за вся. Тот, кто принимает Его евангельское слово о вечной жизни — слово о любви, сострадательном подвиге и всепрощении, тот становится участником этой вечной жизни.
Сын Божий пострадал за всех, чтобы потом иметь право миловать каждого из нас. Чтобы Он каждому, кто захочет прощения и исправления жизни, мог сказать: «Прощаются тебе грехи твои без наказания, потому что Я уже был наказан за всех». После этой жертвы какая же должна быть у нас жизнь и какая должна быть любовь ко Господу?! Один из святых отцов сказал: «Такого Бога, Который предал душу Свою за нас, не любить нельзя». Будем же стремиться к тому, чтобы и в нас воскресла Его любовь. Будем же молиться, чтобы любовь Христова, Его святая воля исполнялась в нас и не оставалась бесплодной. Чтобы свою искреннюю любовь ко Христу Спасителю, к Матери Божией, любовь ко Святой Церкви мы показывали всей своей жизнью, всеми своими делами.
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Источник: Николо-Сольбинский женский монастырь
Фото на заставке: solba.ru
Просмотрено (182) раз