Какие народные обычаи на кладбище терпимы, а какие недоступны?
Говоря о приемлемости или же неприемлемости тех или иных обычаев, прежде всего, мы должны подумать: насколько логичен или вообще объясним обычай, пусть даже не со стороны религии, а хотя бы со стороны человеческого рассудка.
Ни одна подлинно христианская православная традиция не идет вразрез со здоровым смыслом. А вот сложность и даже невозможность какого-либо объяснения того или иного действия – это как раз признак обычая, пришедшего к нам из язычества, либо же просто – от элементарной духовной неграмотности.
К сожалению, очень часто люди могут где-то что-то услышать, добавить к услышанному какие-то свои личные интерпретации, и получившийся результат выдать как некое церковное учение или церковную традицию. Вполне понятно, что такой подход к церковной традиции неприемлем. Ведь еще в Древней Церкви был сформулирован главный критерий традиции: церковная традиция (или Предание) – это не то, что я изобретаю, а то, что я воспринимаю, нимало не повреждая и не добавляя к этому ничего своего. Следовательно, чистота передачи – вот главный критерий традиции.
Понятно, что не все наши церковные традиции могут «похвастаться» такой чистотой передачи. Очень многие из них со временем обросли наслоением человеческих дополнений. Но, опять-таки, мы должны помнить, что все, что совершается в Церкви, должно иметь свое логическое объяснение. Никогда в Церкви не делалось то, что никто не мог объяснить, отвечая при этом, что это такая традиция и мы просто делаем так, как делали наши предки. Нет! Любая традиция объяснима. Потому что в Церкви все совершается с одной целью – для освящения и спасения человека.
Относительно же традиций, связанных с поведением человека на кладбище, можно сказать то же самое. Взять хотя бы традицию оставлять на могиле умершего еду. Если мы это делаем с надеждой, что эта еда будет кому-то полезна, например, кто-то нуждающийся в пище сможет ее взять, утолить голод и при этом помолится о упокоении души человека, с чьей могилы он смог взять для себя пищу – это очень хорошо. Но если мы будем думать, что еда, оставленная на могиле, нужна душе самого умершего – это уже заблуждение.
Точно так же и с другими традициями. Почему на кладбище нельзя употреблять спиртное? Не потому, что тем самым мы вредим душе умершего. Душа умершего – уже у Бога и никакие наши поступки ей хуже сделать уже не смогут, а наоборот, только лучше – если мы, например, молимся за этого человека и подаем за него милостыню. Пьянство на кладбище вредно для самих выпивающих, потому что тем самым они, во-первых, оскверняют кладбище, как место захоронения людей, которое всегда в народе было окружено благоговением. А, во-вторых, уже само по себе пьянство – это грех, так как человек начинает терять контроль над собой и склонен к совершению других грехов.
Подобный подход можно и нужно применить и к прочим традициям. По словам одного мудрого человека, входя в храм, нужно снимать шляпу, а не голову. Это значит, что все то, что пытаются нам преподнести как церковную традицию, мы должны тщательно проанализировать, дабы наши необдуманные поступки не стали как раз нарушением какой-либо поистине церковной традиции.
Преподаватель КДА Андрей Музольф
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (263) раз