Выбрать страницу

Поговорим о Любви

Поговорим о Любви

Разговор пойдет не о любви в привычном мирском понимании, а о самом главном — о законе любви, законе нашей жизни с Богом. Ибо все в мире существует по закону любви: любви Бога к человеку, любви человека к Богу и любви человека к человеку. Апостол Иоанн Богослов так и говорит: Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1Ин.4:7-8).

Ни в одной религии нет Бога Троицы, ни в одной религии нет Бога любви. Судия — да. Творец — да. Но чтобы Бог был Любовь — только христианство свидетельствует об этом. Суть Божественной жизни мы видим на иконе Святой Троицы — это взаимная любовь Трех. Один сам себя любить не может, это будет эгоизм. Два — некоторая неполнота и замкнутость. Три — это уже некая полнота, когда трое в этом круговороте любви пребывают вечно. И Богу захотелось, чтобы еще какое-то творение, подобное ему, приобщилось к жизни личной, умной, со свободной волей и в потенциале бессмертной, чтобы на Божию любовь это творение отвечало сыновней любовью. Можно сказать, что Бог сотворил нас с риском для Себя, потому что человеческая личность может выбирать — принять любовь Божию или не принять.

Подумаем о том, что наш сыновний долг — любить Господа так, как Он возлюбил нас. А Он нас возлюбил до Креста, до смерти крестной. Никто из нас даже представить себе не может, что было на Голгофе, какие мучения претерпевал Христос. Земля до сих пор стоит только из-за того, что кое-где есть еще между нами любовь. Если из жизни постепенно будет уходить любовь, тогда этому миру незачем будет существовать. По выражению одного мудреца, солнце — это слабая тень Бога. Что мы можем принести Тому, Кто в тысячи и даже несравненно более раз — светлее, ярче, больше всякого солнца? Оказывается, такому Богу дорого маленькое человеческое сердце, в котором должна бы быть ответная любовь к своему Создателю и Спасителю. Если в этом сердце есть любовь, то ради этого стоило Сыну Божьему и рождаться, и жить, и учить, и страдать, и умирать, и давать заповеди, Евангелие, Церковь с ее Таинствами. И чем больше будет таких ответов на Божественную любовь — тем больше будет существовать наш с вами мир. Ибо нам Писание говорит, что тогда придет Господь судить мир, когда оскудеет в мире любовь.

Каждая новая жизнь — это частичка Божественной любви. Один из святых отцов сказал: «Какова причина творения мира? Он сотворен ради человека. А человек почему появился на этом белом свете? От преизбытка Божественной любви». Бог нам открывает смысл жизни, вечность человеческой души, Царствие Божие, Рай и Ад, жизнь с Ним и жизнь без Него.

Жизнь с Богом это как лестница со ступеньками на небо. Ступени есть евангельская жизнь: постепенно, не спеша, с первого класса — во второй, третий, десятый — потихонечку поднимаемся. Господь нам открыл, что человек — богоподобное существо, созданное не для смерти, не для страданий и болезней, не для кризисов и испытаний, но для блаженства.

К чему это нас подвигает? К бесконечной ответной любви к Богу. Реально свою любовь мы показать и засвидетельствовать можем через любовь к молитве, к богообщению, к храму, к Таинствам Церкви. Это одна из составляющих любви к Богу. А вторая — возлюбить Бога через наших ближних, людей, которые окружают нас. Пусть это будет хотя бы один или два родных, близких нам человека. Но как сказал один из святых отцов, любовь должна начинаться с родных и близких, но она не должна ими заканчиваться.

Господь Сам сказал, что на двух заповедях зиждется весь закон: …возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею… возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мк.12:30-31). Если нет в сердце любви к Богу, что тогда? Да ничто ее не заменит. Все, что мы с вами в храме делаем, это только поводы и средства, чтобы что-то в нас было похожим на нашего Бога. Главное, что делает нас похожими на Бога — милосердие, любовь. Не крест на груди, не платок, не длинная юбка, не Акафист и не Псалтирь, не знание богослужения и Священного Писания наизусть — нет. Дела, ведь вера без дел мертва. Жизнь нам дана Богом не для того, чтобы просто прожить ее, или выжить, или чтобы что-то «нажить»… Нашей жизнью земной мы должны вжиться, влиться, врасти в вечную жизнь.

Часто люди говорят: «Я не знаю, как надо любить Бога. Я Его ищу и не знаю, как до Него достучаться». На самом деле — очень просто: через нуждающегося человека можно достучаться до Него. Апостол Иоанн Богослов сказал: Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец (1Ин.4:20). Никто не может любить невидимого Бога, если до этого не научился любить конкретного живого человека. Поэтому прежде, чем ставить вопрос: «Как достичь Бога?», спросим себя: «Как мы относимся к ближнему?» Если наше сердце закрыто, холодно, замкнуто, если оно пугается при одной только мысли, что ближнему от нас что-то надо, — тогда не о чем и говорить, нечего искать близости Божией. Надо сначала научиться иметь сердце теплое, живое и внимательное к ближнему, только тогда через любовь к людям оно увидит Бога.

Преподобный Силуан Афонский сказал: «Любить Бога никакие дела не мешают». Этому мешают только наша духовная бездарность, безблагодатное сердце, не имеющее ни веры, ни любви, ни смирения. Если у нас изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год не умножается долготерпение, снисходительность, благость, милосердие, сострадательность, которые, в конце концов, должны привести к умножению высочайшего дара любви Божией, то мы отклонились от путей Божиих.

Суть жизни духовной — отстать от каких-то грехов с помощью Церкви, молитвы, Таинств. Но мы должны не только уклониться от зла, но сотворить благо (Пс.33:15). Если дерево, посаженное в землю, растет год и другой, и третий, и пятнадцатый и не плодоносит, то оно просто занимает место. Господь однажды сказал апостолам в притче о смоковнице неплодоносящей: Сруби ее: на что она и землю занимает? (Лк.13:7) Для Бога самое главное — это плод. А самый главный плод нашей жизни по отношению к Богу и людям — любовь.

Пост, молитва, домашнее правило, чтение Евангелия — это не самоцель, а только средство для стяжания этого плода — любви. Тот человек, который живет для себя одного, — лишь коптит свою жизнь. Тот же, кто живет для других, — живет настоящей жизнью. Кто собирает деньги — собирает лишь средства к существованию; тот же, кто использует их на благо ближнего, — уже сейчас живет реальной, полноценной жизнью для Бога и для вечности.

Христос Спаситель заповедал нам: …да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:34-35). Господь не сказал, что узнают нас по одежде, хотя и одежда должна быть соответственной нашему исповеданию, или по четкам и черным платкам, опущенным головам или скорбным и унылым лицам, выражающим глубину покаяния — его надо иметь, но внутри души. Ни на каком внешнем образе жизни Господь наше внимание не останавливает, только на одном и самом главном, что делает нас учениками Христовыми — любовь между собою.

Если в своей душе мы имеем только небольшой росток, слабый отблеск этого чувства, надо молиться всесильному Богу, чтобы Он возрастил этот росток в дерево, приносящее плоды любви, а слабый отблеск воссиял полнотой небесного сияния любви, от которого могла бы согреться наша жизнь, жизнь близких, а потом и всех тех, кто нас окружает. Будем же делать прежде всего дела любви, потому что недостаточно одного сострадания, ибо вера без дел мертва (Иак.2:26). Именно дела являются выражением нашей любви, сердечного участия, ласки и доброты.

С чего начинается любовь к ближнему? Молитва друг за друга есть дело любви. Господь расположит к нам сердце недоброжелателей, если будем молиться за них словами, которые заповедали нам святые отцы: «Спаси Господи и помилуй сестру мою (или брата моего) и святыми ее (его) молитвами прости мои согрешения». Пусть даже мы еще думаем, какие же они святые, все равно, изо дня в день надо молиться такими словами, и Господь, в конце концов, дарует некое видение в сестре или брате действительно хорошего и достойного.

Если мы последователи Христовы, Его ученики, то должны помнить, чему Он нас учил накануне добровольного предания Себя на Распятие. Он взял полотенце, препоясался и стал умывать ноги ученикам Своим. Этим действием Спаситель дал заповедь: Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (Ин.13:14). Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Мф.20:26). К сожалению, именно эту заповедь никто из нас не помнит, мы как-то скользим умом по поверхности этих святых слов, но надо помнить, что за Божественной трапезой это были последние слова Господа Своим ученикам. Поэтому всегда надо молиться, чтобы Господь даровал нам силы творить добрые дела. Чтобы не нам служили, а мы служили.

Сейчас нет такого обычая — умывать ноги. Святые отцы нас наставляют: мы должны друг перед другом смиряться и искать случая, как послужить друг другу. Христос сказал нам: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить (Мф.20:28). Сегодня никто из нас не ищет, где, кому и как послужить. Наоборот — все в жизни должно крутиться вокруг нас. В таком случае судьба наша будет печальной. Ведь когда мы предстанем пред лицом Божиим, то услышим: «Все крутилось вокруг тебя, ты был центром своей жизни и хотел, чтобы все было по-твоему. Итак, тебе достаточно было жизни с самим собою, ты любил только самого себя — теперь ты здесь один и останешься, но только навечно. Как ты никому не служил, так тебе здесь никто служить не будет». Авва Дорофей говорит, что это и будет ад: «Представьте себе, что вас закрыли в темной комнате, где нет ни еды, ни общения, ни звука, ни просвета, ничего — один только ты, себя помнящий и сознающий». Попробуй, проведи так день, другой — просто один: больше никого и ничего. Там же это будет вечно.

Только представить себе такое уже будет более чем достаточно. Так будем же каждый день радеть об обновлении нашей души и учиться, как со всей полнотой послужить ближнему, чтобы через это стать подлинными, истинными, любящими сынами Божиими.

Христос Спаситель знал, что если врагов не будем любить, то мира в душе не будет. Поэтому в Нагорной проповеди Он заповедовал нам: …любите врагов ваших (Мф.5:43) Если не будем любить врагов своих, то лишь по временам душа будет как бы спокойна, но если мы любим врагов, то мир в душе пребывает день и ночь. Люди скорее слабы, чем злы, надо к ним быть более снисходительными. «Когда нам делают добро, — пишет святой Амвросий Медиоланский, — признательность требует помнить его. А когда делают зло, любовь побуждает забывать его».

Мы, православные люди, должны жить так, чтобы через нас прославлялось имя Божье, чтобы люди говорили о нас, как о христианах первых времен. Язычников поражало их отношение друг к другу, они говорили: «Посмотрите на них, как они любят друг друга». Дела были вместо слов, потому что слова без дел не принесут никакой пользы, а дела и без слов могут оказать огромное влияние. Для святых отцов самым главным была любовь. Как жили подвижники первых веков, мы знаем: пустыня, полная аскеза, порой, лишение себя даже самого необходимого — насущного хлеба, когда питались одной травой ради подвига и ради Христа.

В древнем патерике рассказывается о старце, пришедшем к собрату сообщить, что завтра пойдут верблюды в город. С караваном он хотел отослать для продажи корзины, но ему не удалось закончить к ним ручки. Получалось, что только через месяц, когда пойдет следующий караван, старец сможет продать свои корзины, а пока останется без хлеба. Тогда его собрат-монах идет в свою келью, расплетает ручки от своих корзин и отдает их старцу со словами: «Возьми, они у меня лишние». Это означало, что он сам останется без куска хлеба. Для нас это — и далеко, и непонятно. Кто-то сказал: «Эгоизм рождается с нами, а скорее всего, даже раньше нас». Все мы — большие эгоисты. Если мы делаем какое-то добро, то делаем все равно с расчетом на то, что люди его заметят, а если мы чуть-чуть «духовнее», то нам неважно: заметят люди или нет, мы верим и знаем — Бог его точно заметит! В любом случае — делаем это дело, подспудно ожидая какой-то награды, поэтому даже в добром деле присутствует корысть. Мы еще слишком далеки от того, чтобы творить добрые дела просто и бескорыстно.

В жизнеописании преподобного Силуана Афонского рассказывается, что он слезы проливал о всякой твари. Есть у него чудесная молитва: «Господи, да познают Тебя все народы, как Ты любишь нас». Старцу была открыта сущность и глубина любви Божией, которая преображает человека, потому что когда Господь касается сердца, тогда оно невероятным образом становится другим. Это мы с вами можем ощущать, в какие-то моменты маленькой земной радости, которую нам иногда дает Господь в этой временной жизни. Так бывает после особой молитвы, в дни великих праздников, после Причащения святых Тела и Крови Христовых, когда Господь дает умиление в сердце, неизъяснимую радость, благое расположение буквально ко всем. Но так бывает на малое, краткое время. Господь показывает, что если мы будем идти этим путем, то есть не мириться с греховным положением, в котором сейчас находимся, а постараемся изо всех сил, чтобы нам стали присущи мирное расположение сердца и любовь, то наше преображение будет — к вечной жизни, жизни с Богом.

Конечно же, чувство любви, милосердия, сострадания и ласки надо вымаливать у Бога, неотступно прося: «Господи! Дай мне другое сердце! Измени меня ими же веси судьбами! Я этого хочу, но сам этого сделать не могу!» Сами же мы должны использовать каждый малюсенький случай, когда представляется возможность сделать что-то для близких. Никогда никто нас ни на какой подвиг не позовет. А если и позовет, то мы не будем готовы к нему, потому что не умеем поступать по любви. От нас и требуется-то иной раз — посуду помыть да пол подмести. Мы думаем, что кто-то должен это сделать, забывая, что даже малое дело, совершенное нами, изменит, прежде всего, нашу душу и умягчит черствое сердце. Каждодневными делами особенно удобно распинать собственный эгоизм, о котором апостол Павел сказал: те, кто Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Галл.5:24). А наш эгоизм всегда все сваливает на других. Христос же говорит: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (Мк.9:35).

Суть нашей жизни состоит в том, чтобы понимать и помнить: смерть наступает не тогда, когда останавливается сердце или когда отказывают почки. Смерть наступает тогда, когда из сердца человеческого уходит любовь. Если у человека есть любовь, независимо от того, какой орган отказал, благодать будет жительствовать в нем, потому что он уже перешел от смерти к жизни. Жизнь будет в нем, даже если он на время и вкусил эту смерть, потому что он Бога носил в себе, потому что носил в своем сердце любовь. Мы, православные люди, счастливы тем, что вечность реально может наступить уже здесь, сейчас и среди нас. Если в сердце есть любовь, то там Бог, а значит с Ним и вечность.

В Свое Царство Небесное насильно Бог никого не тянет. Можно сказать, что человеческая душа имеет дверь, но она открывается только с внутренней стороны. Даже Бог открыть и взломать ее не может. Так Он о Себе и говорит: Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр.3:20). Господь ждет, чтобы мы свое сердце открыли добровольно и впустили в него Бога, чтобы Он впустил нас в Свое Царство, в которое пропуск только один. Ни партийный билет, ни сберкнижка, ни возраст, ни диплом об образовании, ни национальность — значения иметь не будут. Значение будет иметь одно имя. Имя христианина.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Источник: Николо-Сольбинский женский монастырь

Фото на заставке: solba.ru

Просмотрено (231) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »