Алтарь. Почему вход женщинам запрещен?
Разбираемся, почему благословение заходить в алтарь есть только у мужчин, и почему всё же есть исключения.
Почему в православии женщине нельзя заходить в алтарь? Этот вопрос часто задают священникам. Некоторые быстро отвечают на это Первым посланием апостола Павла к Коринфянам: «Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить» (1 Кор. 14: 34), или же подобными цитатами. И добавляют, что пошло так с первых дней, что Ева первая прельстилась, а значит – виновата больше, чем Адам.
Но Христос изменил общественное мнение о женщинах. Он беседовал с ними, равно как и со всеми остальными; принимал их служение как норму (вспомнить хотя бы пример Марфы и Марии – сестер Лазаря Четверодневного). Пресвятая Дева Мария до конца жизни была Учительницей апостолов. В христианских собраниях женщины нередко трудились и даже проповедовали (в апостольские времена это называли словом «пророчествовали»).
Фото: monastery.ru
Если посмотреть указанный выше фрагмент Послания к Коринфянам в контексте, то можно понять, что там были нестроения и споры, идущие от нескольких женщин в общине. И приведенная выше цитата говорит не о тотальном запрете для всех женщин, а конкретное указание замолчать именно этим спорящим, вносящим смуту в общину: женщины ваши да молчат. Мол, не можете спокойно служить общине – вообще не служите и молчите.
Христос изменил общественное мнение о женщинах
В других же местах апостольских посланий нередко упоминаются учащие (пророчествующие) женщины как абсолютно нормальное, бытовое для Церкви явление. В послании к Римлянам в 16 главе апостол добром отзывается о диакониссе Фиве. Напомню, диаконы были кем-то вроде администраторов собрания раннего периода Церкви.
Во 2-й главе Книги Деяний говорится о четырех пророчествующих девицах; а в том же Первом послании к Коринфянам в 11 главе апостол Павел дает назидание, чтобы женщины молились и пророчествовали с покрытой головой. Но запрета не дает.
Да и в Послании к Галатам апостол говорит: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». (Гал 3: 28). В христианстве не должно быть гендерного разделения. К сожалению, не все это понимают.
Единственная причина, по которой женщины не становились апостолами – старые массовые взгляды о второсортности женщин. Их бы просто не стали слушать ни римляне, ни иудеи, ни многие другие, поэтому учили они только среди христиан. Хотя Мария Магдалина, рискуя жизнью, пошла с вестью о воскресшем Христе к самому императору Рима…
Фрагмент фрески «Мария Магдалина и император Тиберий» Фото: monastery.ru
Итак, к вопросу, почему женщине нельзя в алтарь? Ответ прост: в алтарь нельзя вообще никому. Это Святое место, где Господь регулярно совершает чудо претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. Просто так зайти туда не имеет права никто. Даже Патриарх.
Исключение – несение послушания, то есть заходят в алтарь только те, кто там в это время подготавливает службу, служит, наводит чистоту или делает ремонт. Дело сделали – вышли, без права заходить до появления следующего послушания. Именно поэтому, кстати, на запричастном стихе, пономари выходят из алтаря. Не потому, что там священство причащается (в этом нет ничего особенного), а потому что конкретно им, конкретно в этот момент там делать нечего. Даже когда наш император причащался (он это делал в алтаре, вместе со служащими), он заходил туда только на время Причастия – и сразу же уходил. Так что никому «просто так постоять-помолиться» или «в гости» в алтарь нельзя, ибо место святое. Только ради службы, подготовки к службе или ремонта/наведения чистоты в нем.
Если же кто из мирян (любого пола) по незнанию зайдет в алтарь, то нужно вежливо и с любовью, чтобы не напугать и не смутить, вывести этого человека в храм. Допуск в это священное место открыт только ради несения послушания.
Фото: monastery.ru
И ни в коем случае нельзя в алтаре допускать кровотечений. Кровь там может быть только Христова. Если там прольется хоть капля человеческой крови, то в этом храме нельзя совершать Бескровную Жертву (службу), пока его не освятят заново.
По этой причине было принято в обязательство всем: если у служителя есть кровоточащая рана, даже если она надежно перевязана, ему в алтарь заходить нельзя, пока не остановится кровь. И к святыням прикладываться не стоит без особой нужды, чтобы исключить все возможные нюансы: ведь облачение и утварь, на которых есть человеческая кровь, непригодны для использования, пока она не будет отмыта или отстирана. В многопричтовом приходе, если служащий священник поранился, его срочно должен заменить другой. А поранившийся выходит из алтаря, пока не остановит кровь.
У меня лично был такой момент, что перед вечерней службой я дома порезался ножом (случайно, разумеется). А я там единственный, подмениться не с кем. И придя в храм я попросил ребят вынести мне облачение и кадило. Отслужил вечерню с акафистом, не заходя в алтарь, потом дома залечивал порез (медицинский клей в помощь).
Но что же касается женщин? Все просто: у девушек есть естественная кровопотеря каждый месяц, что автоматически превращается в «профнепригодность». Женщины несут послушание на клиросе, читают Часы, выполняют административные функции и так далее, но не заходят в алтарь.
Однако известно, что при монастырях и в некоторых маленьких приходах, за недостатком кадров, до алтарного служения допускаются старицы, у которых уже нет естественной кровопотери. Во время Второй Мировой это вообще было нормой, так как почти всех мужчин забрали на фронт, а бабушки и пели, и читали, и пономарили. С апостольских времен, как уже было сказано, существовал чин диаконис, хотя сейчас его редко где можно встретить.
Иерей Алексий Таах
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (477) раз