Выбрать страницу

Заповеди Господни: «Не прелюбодействуй»

Заповеди Господни: «Не прелюбодействуй»

Седьмая из заповедей Господних звучит как «Не прелюбы сотвори». Что же именно это значит?

Мы, христиане, знаем, что диавол не созидает, не создает что-либо новое, потому что не имеет своих сил для этого. А для достижения своих целей, противопоставленных Богу и всему миру, он паразитирует на добре, извращая все доброе, что нам дал Бог. Диавол побуждает человека направлять свои силы не на созидание, а на разрушение, действовать против природы, не так как задумано Богом.

Одним из таких примеров является побуждение диавола нарушить данный Богом в Раю единобрачный союз мужчины и женщины, чтобы они изменили своей второй половине, для того чтобы этим разрушением положить начало дальнейшему разрушению душевной жизни человека и в конце концов сделать своим орудием зла. Бог стремится предотвратить это искушение тем, что дает людям заповедь «не прелюбодействуй» (Исх. 20:14).

Слово «прелюбодейство» означает превосходную степень любодейства, физическую близость, совершаемую/совершенную вне брака.

В более широком смысле заповедь запрещает любой блуд, любое направление энергии не на достижения заповеди Божией, а для потакания страсти.

Существительное «блуд», однокоренное с глаголом «блудить», «заблуждаться» указывает на пустые поиски, безрезультатную трату усилий. В нашем случае это касается необдуманного поступка, искажение природы человека, той сферы, которая связана с продолжением человеческого рода.

Святитель Григорий Великий в толковании на Евангелие указывает, что «заповедь «не прелюбодействуй» отсекает грехи плотские, Искупитель же наш наказует и недозволенные помышления», что видно из слов Спасителя: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф. 5:27–28).

«Как гнев – матерь греха, – пишет Хроматий Аквилейский, – так похоть является матерью прелюбодейства». Душа создана самовластной, такой, чтобы иметь власть над самой собой, потому что она свободна. Она способна избежать гнева и вожделения, если того захочет и выработает навык это делать. Бог же дает заповедь душе, поскольку она в соединении с телом и от него принимает движения в теле.

Потому душа поставлена над телом, чтобы властвовать над телом, удовлетворяя не похоти, а потребности организма и исполняя заповеди Божии, данные человеку для нормальной жизнедеятельности его организма.

«Кто однажды разжег пламя вожделения, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – тот и в отсутствие увиденной женщины постоянно представляет себе образы постыдных дел, а от них часто переходит к действиям».

Бог велит хранить брак, не подавать повода его расторгать или другим это делать. «Муж, который дает жене разводную дает повод ей прелюбодействовать – говорит церковный писатель Феодор Мопсуестийский, – потому что жена остается телом мужа, ведь они – плоть». Брачный союз и общение плоти приводит к взаимопроникновению настолько, что люди имеют общую природу, остающуюся по-прежнему в двух телах, и действительно становятся одной плотью.

Прелюбодейство – грех. Потому что наступает не по природному неотвратимому желанию, а потому что происходит от нерадения. Святитель Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие указывает: «Не сказано «кто пожелает», потому что можно и идя в горах делать, но: «кто смотрит с вожделением» (Мф. 5:28)», то есть кто сам накапливает в себе вожделение, кто без всякого принуждения вводит сего зверя в свой спокойный разум. Это порицается еще в Ветхом Завете: «Не засматривайся на чужую красоту» (Сир. 9:8).

Однако можно посмотреть, но не быть увлеченным. Но Христос наказывает и за сам взгляд, чтобы, полагаясь на безнаказанность, не впасть в грех. «Но, может, – кто-то скажет, – я посмотрю, пожелаю, но ничего дурного не сделаю». И в этом случае человеку не стоит обманываться, и он будет равен распутнику, потому, что посмотрев раз-другой, накопив вожделение и раздув пламя, будет побежден плотью, потому что человек не выше человеческой природы. Бог наказывает нас, осуждая нескромный взгляд прежде преступления, чтобы однажды его не совершить.

Христос запрещает воображение такой связи в сердце, чтобы человек, хотя однажды и разжег в своем сердце страстное пламя и в отсутствие увиденной женщины (для женщины – мужчины), не представлял постоянно себе образы постыдных дел, а от них не перешел к действию.

Вожделение есть начало прелюбодеяния. Апостол Иаков пишет: «Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15).

Совершив грех однажды, человек может его повторить и таким образом усвоит навык вожделения и грех блуда. Во избежание этого Господь предписывает хранить свой взор. Кто любит ближнего своего, не позволит также и ему прелюбодействовать.

«Разве тот, кто любит ближнего своего, совершит прелюбодеяние с его женой? Конечно, никогда! Так соблюдаются все заповеди Закона, а также заповеди «Не укради» и «Не лжесвидетельствуй», потому что любовь к ближнему воспрепятствует нарушить заповеди», – пишет учитель Церкви Ориген в толковании на Послание к римлянам.

Прелюбодейство разрушает брак как союз двух людей, ставших единым целым. Однажды нарушенный союз очень трудно воссоздать, даже простив на словах, а тот, кто разрушил этот союз, получив временное удовольствие, впадает в более длительное отчаяние.

Обращение к Богу с раскаянием и желанием впредь этого не совершать, умеренность и осторожность помогут сохранить существующий союз и не разделять его.

Протоиерей Андрей Ухтомский
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: medaboutme.ru

Просмотрено (160) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Скоро праздник

6 мая - Вмч. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец - наиболее почитаемый святой ещё со времён раннего христианства. Был одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан перед императором объявил себя христианином и после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен... далее Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012)

Иверская икона Божией Матери принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно преданию он написан самим евангелистом Лукой... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

4 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

6 мая — Вмч. Георгия Победоносца далее »  Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012) далее »

8 мая — Апостола и евангелиста Марка далее »

9 маяДень Победы далее » Поминовение усопших воинов