Выбрать страницу

Отчего происходит духовное выгорание

Отчего происходит духовное выгорание

Смысл настоящей духовной работы заключается в том, чтобы проводить свою жизнь пред Богом. Проповедь в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!

Если мы хотим проверить себя, если мы хотим узнать о своей вере, нам нужно пристально и внимательно посмотреть, как мы выстраиваем свои отношения с людьми, с теми, кто нас окружает, – близкими, родственниками, незнакомыми, верующими или неверующими. Когда мы раздражаемся, если нас просят о помощи, и отталкиваем человека, когда ему плохо, когда смотрим искоса и внутренне осуждаем, сплетничаем и сами эти сплетни ищем, то все это говорит нам о том, что мы совершенно чужды Духа Христова. В сегодняшнем Евангелии эта тема звучит и раскрывается по-особому.

После долгого путешествия Христос остановился с учениками для отдыха возле колодца. В то время, когда ученики отправились за пищей, Господь встретился с женщиной-самарянкой, которая набирала воду из колодца, и Спаситель, изнуренный жаждой, попросил у нее воды. Казалось бы, обычная человеческая просьба о помощи, но женщина, воспитанная в религиозной традиции своего народа, сделала замечание, что не должно ему просить о помощи, из-за того, что между иудеями и самарянами долгое время существовал затяжной религиозный конфликт.

Г. Семирадский. «Христос и самаритянка». 1890 г. Фото: monastery.ru

Если кратко, то издавна иудеи считали местом поклонения Богу Иерусалимский храм, а самаряне – гору Гаризим, вследствие чего иудеи, желающие сохранить издревле установленные обычаи, стали воевать с самарянами за право «обладания» Богом, считая Иерусалимский храм священным и требуя отсылки жертвоприношений именно туда. Самаряне же настаивали на требовании отправлять эти приношения на гору Гаризим.

Не вдаваясь в саму суть конфликта, хочется сказать, что это повествование очень поучительно для нас. Ведь в этой истории мы узнаем себя: подобно этой женщине, мы так же готовы отгородиться от всех, лишь бы показать свое религиозное превосходство над другими. Мы себя считаем избранными, более приближенными к Богу, исключительными и ни на кого не похожими. Но являемся ли мы таковыми в глазах Божиих? Не живем ли мы во лжи и самообмане?

Господь до сих пор жаждет и ждет от каждого из нас чистой и незамутненной воды нашей веры. Веры, которая обнаруживает себя в наших отношениях с людьми и познается из добрых дел. Готовы ли мы дать Господу эту живительную воду? Если бы мы оказались на месте Христа, то, вероятно, мы бы устроили скандал, пустились в оскорбления и стали бы подливать масло в огонь, еще больше раздувая конфликт. Так зачастую и происходит, когда наше внешнее христианство остается без внутреннего наполнения, когда красивая оболочка нашей веры остается без духовного содержания.

Господь ждет от каждого из нас чистой и незамутненной воды нашей веры

Ведь и мы черпаем воду из духовного колодца Евангелия дырявым ведром и получаем то, что получаем: либо маленькие остатки на самом донышке, либо же вообще воды не остается ни для нас, ни для наших ближних – она вся вытекает через отверстие. Отсюда и трагедии, о которых приходится слышать зачастую: «Хожу в храм уже 20 лет, регулярно участвую в таинствах, вычитываю все положенные молитвословия, соблюдая посты, а в моей жизни ничего не меняется, и становлюсь я еще хуже, чем был раньше». И происходит это по одной простой причине. Человек выдумывает себе своего бога-идола, который отчего-то мыслит теми же человеческими категориями, что и мы, поступает с людьми так же, как мы, и становится во всем похожим на нас. Бог становится в нашем представлении таким же страстным и ограниченным, как мы.

Фото: monastery.ru

Знание о Боге и Сам Бог – это вещи абсолютно не тождественные. Еще через пророка Исаию Бог говорил: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55: 8–9). Разве Бог помнит обиды и мстителен? Или Он менее милосерден, чем сам человек? Нет.

В разговоре с самарянкой Господь Иисус сказал: «Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4: 23–24). Господь требует, чтобы мы поклонялись Богу в духе и истине, и только так мы можем обрести Его благословение.

Ищем ли мы этого общения с Богом? Желаем ли мы быть истинными поклонниками? Нет, нам проще исполнить все внешние предписания и жить самодовольно, думая, что мы преуспеваем духовно.

Есть много средств и инструментов для поклонения Богу: посещение храма Божьего, участие в таинствах, усердная молитва, усиленный труд, посвящение себя Богу и т. д. Но все это может остаться для нас мертвой буквой закона, если мы во всем этом не ищем реальной встречи с Богом.

Митрополит Антоний Сурожский рассказывал историю о том, как к нему пришла старушка с недоумением, что она много лет молится молитвой Иисусовой, но так и не смогла ощутить Божьего присутствия. И он посоветовал, чтобы она просто помолчала пред лицом Божиим. Та последовала совету. Старушка рассказала, как она убрала свою комнату, уселась в кресло, начала вязать и впервые после многих лет начала озираться вокруг, увидела свою комнату не как место какой-то отчаянной деятельности, а как место покоя. Ей стало тише телесно, душевно. «А потом, – сказала она, – не знаю, как это объяснить, но я почувствовала, что то молчание, та тишина, которые царствуют вокруг, – не просто отсутствие шума, а присутствие какой-то сущностной тишины, и что в сердцевине этой тишины – Бог». И уже на основании внутреннего успокоения у нее появилась настоящая живительная молитва. Это и можно назвать поклонением Богу в духе и истине.

Вот и нам, приступая к молитве или входя в храм, для начала нужно настроиться, успокоиться, привести все свои чувства в порядок, помолчать, просто постоять пред Богом, подумать о Нем, почувствовать, что Он рядом – видит нас, что нам хорошо рядом с Ним. Важно побеседовать с Богом сначала своими словами, не нарушая свою внутреннюю тишину, поговорить с Ним о том, что является значимым для вас в эту минуту, излить все свои переживания, рассказать о всех своих состояниях. Не нужно требовать и настаивать на своем, просто говорите о том, что для вас существенно важно в эту минуту, говорите о своих недостатках, о своих недоумениях, и вы ощутите, как Дух Святой, Утешитель, будет успокаивать вас, и в таком настроении вам будет легче всего влиться в свой привычный личный или церковный молитвенный строй.

Помните, как молился царь Давид? Он был прост в общении с Богом, его слова были лишены всякой высокопарности и риторических приемов: «Радость моя, утешение мое, прибежище мое и сила». Мы же чаще всего все наши усилия направляем на внешние практики. Мы стараемся молиться чуть дольше, чтобы было, как мы думаем, более эффективно. И даже во всем этом святом действе мы ищем свою выгоду, не оставляя места Богу. Внешне кажется, что мы тратим так много сил и усердия, но мы так и не открываем своего сердца для Бога. Мы больше ищем своего, но не Божьего, оттого мы и остаемся бесплодными, так как не поклоняемся Богу в духе и истине. Какими бы благообразными мы ни казались, соблюдение внешнего не приближает нас к Богу. Смысл настоящей духовной работы заключается в том, чтобы проводить свою жизнь пред Богом. Нужно научиться видеть Бога во всех обстоятельствах нашей жизни, довериться Ему во всем.

Нужно научиться видеть Бога во всех обстоятельствах нашей жизни

И в отношении наших ближних давайте научимся у Христа из сегодняшнего Евангелия, ведь это настоящая проповедь жизнью, настоящее миссионерство. Господь не уклонился от самарянки, не стал унижать ее религиозное представление, но одним Своим словом Он разрушил ту вражду и те неверные представления о Боге, которые бытовали в то время, Он указал на иной, отличный путь богоугождения и поклонение Богу в духе и истине, а не бил Себя в грудь, указывая на ее заблуждения.

Научимся и мы любить Господа по-настоящему и будем поклоняться Ему в духе и истине всем своим сердцем и душой. Аминь.

Иеромонах Кирилл (Попов)
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (246) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

26 ноября - Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника. Иоанн Златоуст – вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »