Выбрать страницу

«Неупиваемая Чаша» – история не только про алкоголиков, но и про всех нас

«Неупиваемая Чаша» – история не только про алкоголиков, но и про всех нас

18 мая Православная Церковь почитает икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В этот день во многих храмах служатся молебны о выздоровлении зависимых от алкоголя людей, и, что самое печальное, востребованность таких молебнов никак не падает. Алкоголизм – большая беда, зависимость, избавление от которой – тяжелый труд, где Божественная помощь человеку крайне необходима.

Вообще, конечно, мне хотелось сказать несколько слов о Христе и Богородице, а не об алкоголиках, но совсем обойти эту тему я не мог. Тем более что у нас на приходе есть священник, окормляющий несколько наркологических ребцентров, который на собственном опыте может рассказать, как с Божьей помощью и при заступничестве Девы Марии люди вырывались из этой адской ямы.

Напомним, что икона «Неупиваемая Чаша» была явлена в конце XIX века в Серпуховском Владычнем Введенском монастыре. Что интересно, ее обретение не связано с именем или личностью какого-то святого человека, а именно с алкоголиком – опустившимся отставным солдатом Тульской губернии. Видимо, было в нем что-то, что позволило Богу пробраться сквозь зловонные и грязные мысли пьяницы и явить ему Свое откровение в виде сна. Этот момент – момент просветления, начало покаянного пути и преображения падшего человека. Солдату является старец, повелевающий отслужить молебен перед Богородичной иконой в упомянутом монастыре. Как это обычно бывает, когда «лошадка» пытается сбежать из дьявольского «стойла», демонические силы обрушиваются на него, дабы и пошевелиться не посмел. Оправдывая себя отсутствием денег и болезнью ног, солдат откладывал исполнение повеления, пока сон не повторился дважды, и тогда он, наконец, пополз в буквальном смысле.

В монастыре об иконе никто не знал, и она чудесным образом была найдена на стене в проходе из соборного храма в ризницу. Молебен отслужили, солдат исцелился как от пьянства, так и от болезни ног. Самое важное, что мы можем вынести из данной истории – мысль, что Господь спасает человека только вместе с человеком. Чудо – это не фокусы Бога, ради утешения наших экзальтированных наклонностей, если оно и случается, то только с определенной целью и ради человека трудящегося, как наставление или как дар. Казалось бы, наш солдат уже на таком «дне» лежит, что подняться оттуда нет никакой возможности, его духовное состояние отразилось на состоянии физическом – бездна отчаяния лежала перед его взором, но, в конечном итоге, он не захотел туда падать и пополз. Пополз на локтях, на животе, претерпевая боль, а мог бы отнестись к явленному сну как к очередному алкогольному бредовому видению. Даже из глубин ада Господь может вырвать человека, лишь бы сам человек этого искренне захотел и начал борьбу.

Мы не одни с нашей бедой, и икона «Неупиваемая Чаша» нам об этом ясно свидетельствует. Она относится к иконографическому типу «Оранта», где Богородица стоит с воздетыми к Небу руками и развернутыми ладонями. Это традиционный жест заступничества. Перед ней Младенец Христос, но не в медальоне, как на иконе «Знамение», а в Чаше, которая является подлинным источником жизни. Вспомним слова Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56).

Итак, перед нами две чаши: одна – источник смерти; другая – источник Жизни. К сожалению, люди часто предпочитают первый вариант, и здесь уже разговор идет не только об алкоголе. Задумайтесь, что любые пища и питие, нами употребляемые, требуют постоянного восполнения. И этот процесс практически бесконечный – он никуда не ведет и никуда не приводит, он просто есть и требует пропорционально бесконечных усилий для своего поддержания. Кроме того, и пищу, и питие мы воспринимаем как источник жизни, но как может дать подлинную жизнь то, что само мертво? Мы же реально питаемся мертвечиной. И животные, и растения, прежде чем попасть в наш желудок, должны умереть. Даже вода, можно сказать, что «умирает», если не в стакане, то в нашей пищеварительной системе. Мертвое едим, мертвое пьем, к смерти и стремимся.

Но есть другой вариант, о котором нам напоминает икона «Неупиваемая Чаша». Это Христос. Он нисходит в глубины нашего естества, в мертвые подвалы нашей души и самого корня, в самых основаниях преображает нашу природу. Спаситель – действительно Единственная на свете неупиваемая Чаша – та Чаша, которая не требует бесконечного восполнения, и которая всегда жива. Господь по-настоящему живой, и Своей Жизнью делится с нами: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, – говорит Христос самарянке, – тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14).

Пока человек жив, пока двигается и дышит, всегда остается надежда, возможность для борьбы и изменения, даже если кажется, что падать дальше некуда. Именно за этой надеждой, ради этой борьбы люди прибегают к молитвам перед Богородичным образом «Неупиваемая Чаша». Напомню, что мы не одни – с нами Великая Заступница и Ее Сын, с нами и все святые, и Небесные Силы. Не сочтите это кощунственным, но так и хочется сказать: какая удивительная команда! Неужели вместе мы не поборем, не преодолеем наши жизненные проблемы, величина которых сильно понижается пониманием их конечности!

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (168) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »