А вы к Духу Святому обращались?
После Вознесения Господа нашего Иисуса Христа апостолы с надеждой и упованием ждали, когда исполнится обетование Спасителя, сказавшего им: Пошлю вам иного Утешителя, Духа Святого, который наставит вас на всякую истину и возвестит вам все, что Я говорил вам (Ин.16:5). На пятидесятый день после Воскресения Христа Его ученики находились в Сионской горнице, молились, вспоминали жизнь Спасителя. И говорится в Писании: Дух Святой сошел на них в виде огненных языков и почивал на голове каждого из них (Деян.4:31). Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, передать людям те Божественные дары, которые Сын Божий приобрел для них Своими Крестными страданиями.
Апостолам была дарована благодать понимания Священного Писания, глубин Божественной жизни. Так простые рыбаки, не знавшие элементарной грамоты, смогли говорить на языках того народа, к которому приходили с проповедью Евангелия. Апостольские Деяния свидетельствуют, что народы услышавшие проповедь апостолов — парфяне, фессалоникийцы, малоазийцы и другие, были поражены — как они говорят на их языках. А это был дар ради того, чтобы Слово Божие распространялось среди всех народов. Не книжные, не ученые, апостолы проповедали по всему миру. Основали Церкви: один — в далекой Индии, другой — в Малой Азии. Апостол Андрей дошел до русских земель, а апостол Павел — до Испании. Весь тогдашний мир был просвещен проповедью о Воскресшем Христе Спасителе.
Праздник Сошествия Святого Духа на Апостолов имеет еще два других названия — День Святой Троицы и Пятидесятница. Этот день считается днем рождения Церкви. Вместо Христа Спасителя, Который жил, действовал, проповедовал среди учеников, сейчас реальным образом пребывает Дух Святой — Третье Лицо Святой Троицы. Мы различаем в Троице Бога Отца, Бога Сына, рожденного от Бога Отца, и различаем Бога Духа Святого, исходящего вечно от Бога Отца. Такова наша Троица — не имеющая ни начала, ни конца, непостижимая, всеблагая, всесовершенная, всегда пребывающая и никогда не перестающая быть, дающая бытие и свет этому миру. Человек не может смотреть на солнце без каких-либо вспомогательных средств. Так непостижимо и существо Святой Троицы, но единственное открыто нам, что Бог есть Любовь и познается любовью. Вот поэтому, если мы хотим познавать Бога и соединяться с Ним, тогда должны иметь смыслом своей жизни любовь. Любовь — единственная дверь, через которую мы можем вступить в Святая Святых и стать достойными «зреть» неприступную красоту Святой Троицы.
Блаженный Августин об этом так сказал: «Там где любовь, там и Троица».
В истории Русской Церкви известен случай откровения Святой Троицы иконописцу Андрею Рублеву. Неизвестно, как ему была явлена непостижимая тайна Святой Троицы, но ее отражение мы чувствуем, всматриваясь в великую икону святого Андрея. Каждый помнит ее, помнит — как Лица склоняются друг перед другом так, что невозможно постичь, кто из них первый, а кто последний, потому, что все они в «вечном движении любви». Вот и мы с вами, глядя на образ Святой Троицы, должны понимать, что христианами можем быть только тогда, когда помним, чей образ мы в себе носим. Носим же мы в себе образ Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы. Когда мы себя осеняем крестным знамением, когда мы складываем персты вместе во имя Отца и Сына, и Святого Духа, значит, в этот момент, мы осеняемся благословением Пресвятой Троицы. Поэтому перед каждым делом для успешного его совершения надо осенять себя крестным знамением.
Когда мы размышляем о тайне Святой Троицы, то нам хотелось бы получить какой-то Ее образ и представление о действии Ее Лиц на мир. Некое объяснение об этом нам оставили святые отцы. Так епископ Игнатий Брянчанинов говорит, что человек тоже похож на Святую Троицу, он троичен по своему составу, ибо у него есть владычествующий ум, воля и чувства. Нам дано познание Святой Троицы в подобиях. Солнце собою как бы символизирует внутреннее бытие Святой Троицы. Яркий, сияющий солнечный круг подобен Богу Отцу, Который не имеет ни начала, ни конца. Из этого круга исходят лучи света, этот свет подобен второму Лицу Святой Троицы — Господу нашему Иисусу Христу, который светом Евангелия просветил весь мир. И еще от солнца исходит тепло, оживляющееи согревающее каждого из нас, каждую травинку на земле. Вот эта теплота солнечная подобна третьему Лицу Святой Троицы — Духу Святому, животворящему, согревающему каждого человека, который стремится к познанию истины.
Фото: solba.ru
Известен такой случай, показывающий предел познания тайны Троицы.
Однажды блаженный Августин размышлял о Святой Троице и хотел человеческим умом понять всю Ее полноту и тайну. Прохаживаясь по берегу моря, он увидел юношу, который выкопал в песке маленькую яму, черпал ведром воду из моря и переливал в эту ямку. Блаженный Августин спросил его, что он делает. Юноша ответил: «Я хочу море перелить в эту ямку». Святой Августин говорит ему: «Это же невозможно». И услышал в ответ: «А ты, Августин, как своим немощным, ограниченным, человеческим естеством пытаешься проникнуть в тайну Святой Троицы? Не мудрствуй, а лучше в простоте и искренним сердцем верь Пресвятой Троице и поклоняйся Ей в духе и истине». Так через Ангела, явившегося в виде отрока на морском берегу, блаженному Августину было открыто, что не богословствование нужно нашему Господу, а наипаче всего чистая вера и дела во славу Божию.
Посмотрите внимательно на икону Сошествия Святого Духа на апостолов и обратите внимание: Святой Дух сошел не по отдельности на Петра в Иерусалиме, на Иакова на Иордане, на Матфея в Назарете — нет. Он сошел, когда они все вместе были в молитве, единым братством, когда двенадцать первых апостолов получили благословение созидать Церковь Христову и являли собою Церковь! Вот туда приходит Святой Дух, потому что мы спасаемся не каждый сам по себе, не по отдельности, а вместе спасаемся в Церкви, которая именуется Телом Христа, в Котором Он Глава, а каждый из нас является маленькой клеткой одного живого организма. И если мы хотим действительно жить в благодати Святого Духа, то должны составлять братство — настоящее, сущностное. Если же мы не имеем тесного, реального общения и соединения, содружества, хотя бы в мысленной молитве, то живем раздельно от других людей.
Окинем взглядом свою жизнь: есть ли у нас двенадцать братьев и сестер, так же близких нам, как родные братья? Куда, в какое единство будет приходить Святой Дух? Вряд ли таким единством живут люди, но к этому нужно стремиться. Потому что, как поется в День Святой Троицы на праздничном богослужении: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством». Только в единстве, в цельности, в дружбе, в соединении во имя Христа придет благодать Святого Духа, когда ты реально для кого-то брат или сестра. Христианство есть общая жизнь, единомышление, при котором единение людей можно уподобить единству Лиц Пресвятой Троицы.
Дух Святой со дня Пятидесятницы живет в нашей Церкви, в святых Таинствах, и через них восстанавливает в нас образ Божий. Порой это непостижимо человеческому уму, но сердцу дано знать Духа Святого. Каждый из нас знает такое слово «благодать». Это слово человек познает, когда вдруг к нему приходит сила, и он реально ощущает ее — сила со стороны, Божественная энергия, мы ее именуем «благодатью Божьей». С ней мы хоть иногда, но соприкасаемся в молитве, в Церкви, через чтение Евангелия, через Таинства. Когда человек беседует в Духе с Богом, тогда он исполняется благодати Божьей, которая выражается в чувстве умиления. А что такое чувство умиления? Мы познаем, что Господь любит нас грешных, и за это проливаем теплые слезы умиления. Когда человек чувствует любовь Божью и понимает, как далеко он отстоит от Бога, то исполняется неизреченной благодати. Когда в руки попадет книга святого отца, в который неожиданно приоткроется глубина духовной жизни, тогда мы тоже чуть-чуть приобщаемся этого веяния Святого Духа, Которого Бог послал в этот мир — просвещать и готовить его для Царствия Божьего. Это ощущение посещения нас Святым Духом — явно происходит в Таинствах нашей Церкви, особенно в Таинстве исповеди и в Таинстве причащения.
Каковы же плоды благодати Духа Святаго? Об этом говорит апостол Павел: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22-23). И еще слова апостольские призывают нас не подвергаться совершенно другому духу, не духу благодати, а духу мира сего, плоды которого — раздражение, гнев, самолюбие, эгоизм, немилосердие, несострадательность. Святитель Василий Великий сказал: «Как пчелы боятся дыма, так и Дух Святой не живет в сердцах гневливых». Если в нас мирность, значит, и мирность вокруг нас.
Наш христианский долг — наблюдать за тем духом, который у нас. Как часто мы слышим такие слова: «Он не в духе». Вот именно, не в духе, потому что тот, кто в мире душевном, тот в духе, в Духе Христовом, в Духе Божьем. И божьего человека, прежде всего, отличает мирность, спокойствие, доброжелательность, когда из любого сложного положения он ищет выход, проявляя всепрощение и терпение, идя на компромисс и уступки. Старец Амвросий Оптинский говорил: «Тот, кто уступает, тот приобретает». Он приобретает расположение и доверие другого человека, приобретает мир и согласие в отношениях с окружающими, что чрезвычайно важно в повседневной жизни, особенно в семье. И не будем забывать наставление святого апостола Павла: Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов (Гал.6:2). Как мы, современные христиане, далеки от этого! Но Церковь, как больница, приходит на помощь, чтобы мы понемногу научились думать об этом и к этому стремиться.
Дух Святой — это сила, благодать, которая дана Церкви, и через Церковь мы можем приобщиться к этому источнику и продолжать жизнь Церкви за ее пределами. Вот тогда кусочек рая мы понесем домой с собой, потому что рай не где-то там или здесь, но, если его не будет в сердце, его нигде не будет.
И если в твоей душе с литровым объемом будет хотя бы 10 граммов добра, то 990 граммов благодать добавит, чтобы полна была твоя душа. Но 10-то граммов надо иметь! Господь все готов нам дать, только был бы сосуд нашей души не дырявый, готовый с благодарностью воспринять силу Божью и хранить ее в чистом и наполненном любовью к Богу и людям сердце.
В виде огня, огня согревающего и просвещающего, Дух Святой сошел на апостолов. Это образ существования Духа Святого, образ всей христианской жизни, в которой мы должны гореть любовью к Богу и ближним. Недаром в Церкви всегда горят лампады и свечи, как символ огненных языков Святого Духа, Сошедшего в этот мир, чтобы его оживить, согреть и просветить. Вот и в нас, христианах, всегда должен гореть огонь, прежде всего, любви, потому, что Бог наш есть любовь. Если мы хотим быть похожими, как дети, на своего Отца, то в нас должна быть любовь, и не просто любовь, а огненная — к Богу и к людям.
Каждый христианин в отношении ближних должен гореть Духом Святым потому, что когда человек живет для самого себя, то такой человек тлеет, но когда он живет для других — он горит. Святой Василий Великий научает нас: «Если ты хочешь жить для самого себя, то живи для других, потому что, живя для других, ты будешь жить для самого себя». Только в этом состоит истинное счастье, радость, покой и ликование, которые ни за какие деньги не купишь. Когда мы собираем материальные блага, то мы собираем средства к жизни, но когда мы этими земными благами делимся с другими людьми, помогаем им в беде или нуждах, то это и есть собственно жизнь, и это — плоды благодати Духа Святого. Должна быть у нас огненная решимость и огненная ревность о славе Божьей, о спасении, о доброделании. И как сказал святитель Николай Сербский, добродетель наша должна быть мгновенной: задумал доброе дело — сделай его сейчас. Хочешь попросить прощения — сделай это без промедления. Не откладывай ни на завтра, ни на послезавтра, потому что если ты этого не сделаешь сейчас, то не сделаешь никогда. Об этой решимости, об этой огненности на добро, все мы должны помнить.
Не одних апостолов Дух Святой просветил божественным светом. Он как божественный наставник учит весь христианский мир, и каждую душу, верующую в Иисуса Христа, наставляет на всякую истину и на всякое благое дело. «Душа человеческая, оставленная самой себе, — учит преподобный Антоний Великий, — столь слаба, что когда дух злобы нападает на нее или чувственное желание, она редко может противиться им, а потому сама собой она не может восставить себя в первобытное безгрешное состояние». И если это так, то долг всякого христианина требует постоянно и искренне желать даров Святаго Духа, неотступно просить их у Господа.
Задайте любому человеку в храме вопрос: «А хочешь ли ты иметь в себе Святого Духа?» Каждый ответит: «Хочу». В Священном Писании говорится, что не мерою дает Господь свою благодать просящему, а столько, сколько просящий может ее вместить. И именно в этом заключается несоответствие нашего «хочу» и «могу». Мы хотим Святаго Духа — Господь его дает, а взять его нам некуда. Нам дается не ограниченная ничем Божия благодать, а мы болеем, имеем скорби и несчастливы в своей жизни. Как у любого человека в доме для всего есть свое место, так и в нашей душе должно быть свое место для Духа Святого. Попробуйте в свою квартиру на шестой этаж поставить автомобиль — он туда не войдет. И каждый поймет: «В квартире для моей машины места нет, а место для нее есть в гараже». Так и в своей душе мы зачастую путаем квартиру и гараж, складываем в душу всякие ненужные вещи, и не оставляем в ней места для того, что ей действительно необходимо — для Духа Святого. Сколько лишнего и ненужного в нашей душе! Все это надо выбросить! И без храма, без помощи Божией разобраться, что лишнее, а что — нужное, зачастую нам не удается.
Когда юноша и девушка хотят соединить свои жизни, обычно он говорит ей: «Я тебя люблю». А что она ему отвечает? «Докажи». И юноша начинает доказывать: покупает цветы, аккуратно подстригается, старается выглядеть красиво, читает ей стихи, свои или чужие, ну, частушки, на худой конец. Так же и мы, когда читаем в Евангелии слова Господа «примите Дух Свят», должны доказать, что хотим его иметь. Как это можно доказать? Нужно очистить душу покаянием, жить по заповедям Божиим, не допускать ничего неполезного и нечистого, и после этого уже позвать Дух Святой к себе. Ну, как в жизни. Ждете кого-нибудь в гости — убираетесь в квартире, накрываете стол. Но человека-то позвать просто, допустим, позвонили по телефону: «В семь часов у меня». — «Все, понял. Буду». А как же нам позвать Святого Духа? Только молитвой. «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Постоянно молиться так и в храме, и дома.
Один старец, выслушивая на долгих исповедях скорбные обстоятельства жизни и болезней, однажды полушутя спросил: «А вы к Духу Святому обращались?» Человек удивился: «Это как, батюшка?» — «Столкнувшись в этой жизни с неправдой, унижением, нечистотой, читай про себя „Царю Небесный”. Заболел, и нет помогающего тебе в болезни доктора медицинских наук — читай „Царю Небесный” уже вслух. Если не можешь уже терпеть телесной или душевной боли, тогда кричи: „Царю Небесный!” Если стало полегче, разрешилась какая-либо жизненная ситуация, ушла боль телесная, скорбь, тогда пой — „Царю Небесный”. Когда приблизилось время перехода в жизнь вечную, и ты чувствуешь свою негодность и греховность, сокрушайся и плачь: „Царю Небесный”. Для всякой минуты нашей жизни подходит эта молитва призывания и благодарения Духу Святому за то, что выполнил Он святое послушание от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа — освятил, омыл, защитил нас Божьею благодатью».
Каждый человек имеет в себе дух, подобно тому, как в Троице есть Дух Божий. И наш дух живится, укрепляется Святым Духом и в свою очередь животворит душу и тело, но только при тесном взаимодействии с Божественным Духом. «Стяжание Духа Святого — истинная цель нашей жизни», — так говорит нам преподобный Серафим Саровский. Чтобы сподобиться постижения догматов и самому непостижимого из них, догмата о Троице, наш ум должно посвящать служению Богу, добру и истине, и настолько познавать «вечное движение любви» Лиц Святой Троицы, насколько мы приобщены к Божественной Троице делами любви и милосердия. Прежде всего, волю свою каждый человек должен предавать Богу, борясь со своими страстями и похотями, потому, что только тот, кто распинает свою плоть, борется с пороками, только такой человек отдает свою волю Богу. И чувства наши должны мы также посвящать Единому, Непостижимому Богу, призывая в свою жизнь благодать Святого Духа.
Те люди, которые собрались строить Вавилонскую башню, которые хотели утвердить свое имя на земле, захотели уподобиться Богу — их Господь лишил способности понимать иностранные языки, а значит и друг друга, что привело к рассеянию этих племен. И вот перед нами Апостолы, собравшиеся ради единства всех людей, ради создания Церкви. Господь дает им понимание других языков и, через это они все народы привели к познанию Евангелия, к Церкви Христовой. Ведь Церковь — это приобщение к Пресвятой Троице, это место, где присутствие Христа и освящающая сила Святого Духа служат восстановлению соборности человеческой природы.
Будем призывать в нашу жизнь Святого Духа, Утешителя, чтобы в нас горел огонь любви к Богу, чтобы мы исполнялись верности и единства по образу Святой Троицы. Будем молиться, чтобы и на нас сошла благодать Святого Духа, вразумляющая, умиротворяющая, просвещающая нас, чтобы и мы стали для других светом, о котором так сказал однажды преподобный Амвросий Оптинский: «Будьте друг для друга солнышком, которое всегда просвещает и согревает всех людей, которые находятся под его благодатным воздействием». Дай Бог, чтобы мы были таковыми через благодать Святого Духа, которая приходит только туда, где единство и мир, где только понимание и любовь во имя Бога Любви.
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Источник: Николо-Сольбинский женский монастырь
Фото на заставке: tatmitropolia.ru
Просмотрено (142) раз