
Спасет нас только Благодать Божия
Посмотрев на подвиг святых, нам очень важно понять, что же привело их к святости, ведь Господь призывает к святости каждого из нас.
Сегодня мы совершаем память всех святых. Каждый день церковного года Церковь прославляет того или иного святого, подвижника, угодника Божьего, который особо просиял в том или ином подвиге. Кто-то из них особо прилежал посту, кто-то – молитве, кто-то – милосердию, добрым делам, кто-то учил других христианской жизни. Так или иначе все эти люди своей христианской жизнью достигли вечности, достигли спасения. Если мы поднимем глаза на купол нашего собора, то увидим множество этих святых. И там рядом изображены и царь Давид, живший за много столетий до Рождества Христова, и, например, святитель Митрофан Воронежский – русский святой XVIII века, и святой Николай, живший в Сербии уже в XX веке, – все они сейчас вместе со Христом в Царствии Небесном.
Но очень важно нам, посмотрев на подвиг всех святых, понять, что же привело их к святости, благодаря чему они так прославлены. И это особенно важно еще и потому, что Господь прямо призывает к святости каждого из нас: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48), – говорит Христос в Евангелии. Апостол Павел говорит: «Воля Божия есть святость ваша» (см.: 1 Фес. 4: 3), а в другом месте пишет: «Старайтесь иметь мир и святость, без которой никто не увидит Бога» (Евр. 12: 14). Соответственно, эти святые не просто какие-то великие люди, но и примеры для каждого из нас. И поэтому очень важно посмотреть на их подвиг и очень важно понять, чем они достигли святости.
Особенно хочется обратить внимание на такой момент – святые лишь потому стали близки к Богу, лишь потому достигли вечной жизни, что они с Богом соединились, потому что они приняли Божественную благодать. А всё то, что они делали в этой жизни, все те труды и подвиги, которые они несли, были лишь помощью для того, чтобы эту благодать Божию стяжать. И это очень важно, потому что нередко нам может показаться, что христианская жизнь – это посты, молитвы, поклоны, добрые дела и так далее, но это все лишь средства для самого главного – для единства с Богом, для стяжания благодати Божией, для стяжания Духа Святого. И эта благодать Божия и делает человека святым, а не какие-то его добрые дела сами по себе. Именно поэтому в Священном Писании нередко все христиане называются святыми.
Не добрые дела, а благодать Божия делает человека святым
Когда апостол Павел пишет свои послания, он так и говорит: «Павел, апостол Иисуса Христа, святым, сущим в Эфесе», то есть всех христиан, всех верующих называет святыми не потому что они безгрешны, а потому что все мы приняли Божию благодать и все мы должны, по крайней мере, призваны находиться в единстве с Богом.
Конечно, наши добрые дела необходимы, конечно, необходимо трудиться, исполнять Божии заповеди, но очень важно помнить, что все это само по себе нас не спасет, а спасет нас только благодать Божия, только Дух Святой. Нередко бывает, что мы всю христианскую жизнь видим в том, чтобы что-то делать, вычитать какие-то акафисты, исполнить какие-то дела, порой как будто для галочки. Всё это вещи хорошие и правильные, если делаются с правильным настроением, если делаются для того, чтобы достичь единства с Богом, близости Божией. В Книге Деяний святых апостолов описывается, как однажды апостол Павел пришел в некий населенный пункт, нашел там учеников и спросил: «Вы приняли Духа Святого, уверовав?» Они ему ответили: «Мы даже и не знаем, есть ли Дух Святой» (см.: Деян. 19: 2).
И вот как бы не случилось с нами такого, что, вроде бы будучи верующими людьми, мы окажемся совершенно незнакомыми с Богом, Который стучится в сердце каждого из нас. Об этом будем помнить, об этом будем просить Бога, чтобы Он приблизился к нам, приблизил нас к Себе, и о том, чтобы все наши дела были лишь средством для достижения этого единения с Богом.
Фото: monastery.ru
Об этом прекрасно говорит преподобный Серафим Саровский. В своей беседе о стяжании Святого Духа он так и говорит, что христианин должен действовать как купец. Купец смотрит, что ему приносит большую прибыль, и именно в этом особо преуспевает, особо трудится. Так же и христианин должен смотреть на то, что поможет ему приобрести благодать Святого Духа, поможет ему соединиться с Богом. И если мы на это будем смотреть, тогда, Бог даст, мы хоть немножко приобщимся к той святости, которой прославились святые Церкви Христовой, память которых мы все сегодня совершаем. А значит, и Господь по Своей благодати, не по нашим делам, не лишит нас Царствия Небесного. Аминь.
Иеромонах Афанасий (Дерюгин)
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (43) раз