Какой закон внутри меня?
Что такое проецирование? Это когда кто-то переносит на других то, что находится внутри него самого. Говоря более конкретно: люди, которые совершили грех и подавили порожденную им вину, подавили вместе с виной и свою совесть. Но, помимо этого, они также подавили действующий закон Бога и заменили его своим собственным.
Все, что они думают, решают и о чем судят, окрашено религиозным аспектом. Для этого они, вероятно, используют отрывки из Священного Писания и святых отцов или выдержки из богослужебных книг. Но все это является не более чем личной конструкцией. Это делается для того, чтобы спрятать от себя свою собственную вину, осознают они это или нет. Что тогда происходит?
То, что у них внутри, их собственная выдуманная конструкция, исходит из их собственного нравственного закона – закона высокомерия и эгоизма, и это то, что проецируется на других. Так что все, что на самом деле у них внутри, они видят в других людях. Это и есть проецирование. И это большое зло.
Все, что у них внутри, они видят в других. И это большое зло
Видим ли мы что-то плохое в ком-то другом: какую-то ошибку, слабость, все мировоззрение человека?.. Однако если бы мы увидели его состояние с точки зрения человека, обладающего ясным взглядом, все это могло бы оказаться незначительным.
Но так как внутри нас уже есть некий нездоровый мир, то мы берем его и, найдя маленькую точку соприкосновения с кем-то, проецируем его на этого человека. Мы как бы говорим: «Вот они какие». Между тем на самом деле в этот момент мы говорим, ни больше, ни меньше: «Вот какой я».
Естественно, люди об этом в открытую не говорят, и это даже не приходит им в голову. Но когда они характеризуют других: «Вот они какие», «Вот что они вытворяют» или «Вот такие они люди», – они как бы говорят: «Эти вещи есть у меня глубоко внутри, но я не осознаю, что они у меня есть, и не хочу показывать их другим».
И теперь мы можем осознать, сколько смущений, недоразумений, возмущений и дрязг возникает между людьми по пустякам. Потому что я увидел что-то маленькое в других и преувеличил это многократно. Возможно, и они увидели во мне что-то незначительное и увеличили это, так как в этом они похожи на меня. Вот так и продолжается… Так что можно сказать, что мы существуем в иллюзорном мире, в некоем воображаемом месте, и нас тянет туда-сюда наше фантастическое состояние, которое мы ложно видим в других или которое они видят в нас.
Вот так всё обстоит. Это может показаться некоторым преувеличением, но это правда, тогда как на самом деле требуется, чтобы люди подумали и сказали: «Возможно, я действительно не могу видеть ясно. Может быть, я неправильно что-то понимаю. Возможно, я что-то упускаю. Может быть, мои глаза меня обманывают. Возможно, я все неправильно понял, поскольку я не чувствую, что обладаю ясностью видения, нахожусь на хорошем счету у Бога, что я освящен и просветлен». Или мы могли бы попытаться поставить себя на место других людей и сказать: «Кто знает, почему они делают то или это? Возможно, они даже не осознают, что делают это. Кто знает их внутреннюю работу? Кто знает, что их омрачает, от чего они страдают и почему они в таком состоянии?»
Если применять на практике эти две вещи, то наши отношения с ближними станут совершенно другими. Но это может произойти только во Христе. Отметьте для себя: это может произойти только во Христе.
Итак, подавленное чувство вины мешает нам ясно видеть и правильно действовать. И я очень сомневаюсь, что есть кто-то, у кого нет вытесненной вины. Не только потому, что мы все грешные, но и потому, что мы подавляем чувство вины. Наша душа не открыта Богу настолько, насколько это должно быть.
Подавленное чувство вины мешает нам ясно видеть и правильно действовать
И когда мы подавляем свою вину, мы не в состоянии увидеть других людей в истинном свете. Во-первых, это не позволяет нам сказать: «Подождите минутку. На основании какого закона я смотрю? На основании закона Христова, засвидетельствованного закона нашей совести? Или, может быть, я использую какой-то свой собственный закон внутри меня? Потому что я отправил другой закон, закон Бога, еще ниже, в подвал своей совести».
Только во Христе мы можем стать смиренными и сокрушенными. И тогда мы можем сказать: «Боже, я стою перед Тобой наг и обнажен. Будешь ли Ты судить меня, наказывать меня, бичевать меня?.. На все Твоя воля, Господи. Я – Твое творение, а Ты мой Бог. Ты имеешь полное право делать так, как хочешь. Я не прячусь от Тебя». Естественно, что для того, чтобы люди заняли такую позицию, требуется доверие к Богу и вера в Его нежную любовь.
В наших отношениях с Богом мы должны быть такими же терпеливыми, как святой Симеон Богоприимец, долго ожидавший Христа, и как все другие святые: мы всегда должны находиться в позиции ожидания. Мы должны терпеливо ждать, пока Бог призрит на нас и помилует нас. И мы не должны унывать потому, что не видим немедленных плодов. Только Христос может сделать нас осмотрительными в наших оценках. Мы должны учитывать тот факт, что, возможно, мы не видим ясно и поэтому не должны торопиться говорить: «Он такой» или «Она такая». Более того, только во Христе мы можем сказать: «Кто на самом деле знает, почему этот человек так говорит или так себя ведет…»
Вся борьба, которую ведут христиане, состоит в том, что они изо всех сил стараются соблюдать заповеди Божии, всегда осознавая тот факт, что они грешны. Чего они ожидают от себя? Какой угодно турбулентности. Вот почему нужно всегда оставаться на страже самих себя. Когда люди приобщаются к истинному христианскому духу, им кажется самым естественным сказать, что они «рабы неключимые». И в тот момент, когда они признают свое падение, их души наполняются раем, наполняются небесной действительностью, благодатью Божией. В тот момент, когда они осознают, насколько они ужасны, и признаются в этом, они оказываются в Царстве Небесном.
Архимандрит Симеон (Крайопулос)
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Пемптусия
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: pskov-eparhia.ru
Просмотрено (199) раз