«Не судите, да не судимы будете»
Когда мы осуждаем, мы ставим себя выше Бога, Который единственный имеет право судить, да и то стремится не судить, но миловать человека.
Дорогие братья и сестры, так часто бывает, и, наверное, всем нам это знакомо, когда человек, находящийся поблизости или которого мы хорошо знаем, возможно, наш родственник, согрешает, и мы часто начинаем осуждать этого человека. И даже если мы вроде бы этого не хотим, но мысли и чувства так или иначе возникают. Страсть осуждения, которая является следствием проявления нашей гордости, отравляет душу человека.
Почему Господь в Евангелии говорит: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)? Он заботится в первую очередь о благополучии нашей души, о том, чтобы она была спокойна, чтобы мы были настроены и направлены на исполнение Божиих евангельских заповедей. Когда же мы осуждаем другого человека, все наши мысли и чувства настроены на недоброе. Мы переносим внимание с собственной души, собственных недостатков, собственного состояния духовного на другого человека. Представьте себе такую ситуацию.
Вы приходите в больницу для того, чтобы получить соответствующее лечение от болезни. В этой больнице находятся и другие больные, которые страдают разными недугами. И вот вы вместо того, чтобы думать, в каком же состоянии пребывает ваше тело, как его можно вылечить, какими лекарствами, как исполнять предписание врача, начинаете думать о том, чем этот человек болеет и тот, какие у него проблемы. И, соответственно, в этот момент что мы делаем? Мы пренебрегаем собой. Мы начинаем думать о здоровье других людей или, точнее, об их болезнях. То же самое происходит и здесь, мы как будто примеряем на себя болезни другого человека, берем его грехи на себя.
Осуждая, мы примеряем на себя болезни другого человека, берем его грехи на себя
Вспомните, Кто Один может взять на Себя грехи другого человека? Только Господь, Который распялся за нас на Кресте. И мы, осуждая другого человека, по сути, примеряем его одежду на себя, впитывая те грехи и те недостатки, которые в нем, безусловно, могут присутствовать. Полезно ли это для нашей души? Отнюдь. Это только вредит ей.
Вспомним, как Господь в Евангелии относится к кающимся грешникам. Очень важный момент: к кающимся грешникам, не просто к грешникам, но – к кающимся. В Евангелии есть много эпизодов, которые описывают, как Господь к ним относится. Это и эпизод, связанный с блудницей, которую хотели побить камнями, это и эпизод, связанный с мытарем и фарисеем, это и слова Христа, обращенные к народу, где Он говорит, что пришел не к праведникам, но к грешникам, чтобы призвать их к покаянию. Также в Евангелии Господь рассказывает несколько удивительных притч, в которых показывает нам, как же Он на самом деле относится к кающемуся грешнику. Этот эпизод описан в Евангелии от Луки. Господь говорит народу и ученикам несколько притч.
Икона Спасителя «Пастырь Добрый». Фото: monastery.ru
Первая притча о пастухе, у которого было сто овец. Одна из этих овечек затерялась, и что делает пастух? Он оставляет девяносто девять и идет искать эту одну-единственную потерявшуюся овцу. И когда он находит ее, радость он имеет о ней больше, нежели о девяноста девяти оставшихся.
Другую притчу предлагает Христос. Женщина имеет десять драхм, и тут одна потерялась. И она начинает мести свой дом, чтобы найти одну-единственную драхму, хотя у нее осталось еще девять. Можно же было так и не утруждаться. И когда она находит эту драхму, то радость о ней больше, чем о девяти оставшихся.
И следом за этой притчей Господь говорит наиболее известную всем нам притчу о блудном сыне. Блудный сын, проявивший непочтение к своему отцу, потребовавший у него часть имения, ушел в другую страну, расточил это имение в грехах и в нерадении, а затем вернулся ни с чем к своему отцу. Как отец реагирует на приход своего сына, на его возвращение, на его покаяние? Он издалека увидел, что идет сын его, и бросается к нему навстречу, целует его, обнимает и радуется о нем в тот момент больше, чем о старшем сыне, который никогда и ни в чем не пошел против воли отца своего.
О чем эти притчи? Они говорят о том, что Господь не мыслит количественными категориями, как мы, люди. Он не говорит, что девять для Него ценнее одного, или что девяносто девять больше одного. Для Бога важно в первую очередь качество. Для Него не важно, сколько мы положим поклонов, сколько молитв мы почитаем, для Него важно, насколько глубоким будет наше внутреннее покаяние, и насколько глубоко и искренне мы будем исполнять Божии евангельские заповеди.
Для Бога важно, насколько искренне мы будем исполнять заповеди
Господь ни в чем не осуждает кающегося грешника. Когда же мы осуждаем другого человека, то, получается, почитаем себя выше Самого Бога, Который единственный имеет право судить. Да и то стремится к тому, чтобы не судить человека. Стремится к тому, чтобы проявить к нему милость, даже если есть ничтожный шанс на то, что человек будет спасен и возрожден. А мы, получается, выше и лучше Бога?!
Фото: monastery.ru
Более того, когда мы осуждаем другого человека, не зная его внутреннего состояния, внутреннего сокрушения, которые не видны для нас, мы навлекаем на себя еще больший грех. А возможно, этот человек принес искреннее покаяние, и Господь принял его как блудного сына или нашел его как потерянную драхму или овцу и ввел его в Церковь святых Своих. А мы, таким образом, осуждаем человека, который в данном моменте свят и очищен от своего греха.
Отец в притче о блудном сыне, когда старший сын начинает причитать и говорить: «Вот, я всю жизнь был праведен перед тобой, ни в чем не согрешил, а ты не дал мне даже козленочка, чтобы посидеть мне с моими друзьями», – отвечает ему: «Ты всегда со мной, все мое – твое, а младший брат твой был мертв и воскрес». И поможет ли наше осуждение, наши укоры, наши замечания, предупреждения тому, чтобы человек покаялся в грехах своих? Поможет ли этому человеку наше порицание, наш взгляд не самый приятный, наше презрение? Нет, не поможет. Единственное, что может помочь и чем мы способны помочь, – это наши молитвы за этого человека и доброе расположение к нему.
Во всех упомянутых евангельских эпизодах, и в тех, о которых мы сегодня не говорили, наблюдается одна и та же картина – Господь призывает человека к покаянию, человек стремится стяжать это покаяние, но при этом Господь, порицая сам грех и ненавидя сам грех, с огромной любовью, а порой даже с нежностью относится к кающемуся человеку.
Фото: monastery.ru
Он оказался единственным, кто по-человечески и с любовью отнесся к той падшей блуднице, которую хотели побить камнями. И при этом Он не стал порицать ее и осуждать, различным образом указывать на то, насколько она грешна. Он лишь протянул ей руку, видя ее сокрушенное сердце. И что произошло? Все враги отступили от нее, и Господь спрашивает ее: «Где все обвиняющие тебя?» – «Никого нет». И если мы будем стремиться соблюдать эту заповедь Христа: «Не судите, да не судимы будете», – то и вокруг нас не будет тех, кто нас обвиняет и осуждает. И на Страшном суде, когда мы предстанем перед Владыкой Господом, вспомним заповедь, которую Он дал нам: «Не судите, да не судимы будете». И если мы исполним эту Божию заповедь, то приблизимся к Царствию Небесному. Аминь.
Иеродиакон Илиодор (Шевчук)
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (145) раз