Из назиданий пустынников
Грех, порождающий в нас гордыню, уничтожается в тот самый момент, когда в человеческом сердце рождается настоящее покаяние.
Я бы хотел разобрать три кратких высказывания из «Апофтегмата Патрум», сборника изречений отцов-пустынников, о жизни во Христе и степени молитвы, которую она дает. Два высказывания принадлежат малоизвестному пустыннику авве Илии. У него мы читаем: «Что может сделать грех там, где есть покаяние? И какая польза от любви там, где есть гордость?»
В этом кратком изречении аввы Илии есть двоякий смысл. Любовь легко изобразить, выдумать и выставить напоказ, но в основе настоящей любви лежит акт самопожертвования. Какое самопожертвование может исходить из сердца, если оно заражено гордыней, в основном – эгоистичной любовью к себе? В этом коротком высказываний авва Илия говорит о том, что надменное, гордое сердце не может проявлять истинную любовь к другим.
Если мы хотим искренне любить ближнего, что является обязанностью каждого христианина, мы должны начать с подавления гордыни, которая отделяет нас от настоящей любви. При этом вспоминается, пожалуй, самое известное изречение отца нашего, преподобного Серафима Саровского: «Стяжи Дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Без внутреннего мира и смирения христианская любовь не может проявиться в той полноте, в какой хочет Бог.
Но в этом слове аввы Илии мы имеем и большую надежду, являющуюся оборотной стороной наблюдения: «Что может сделать грех там, где есть истинное покаяние?» Да, гордость может лишить нас глубины настоящей любви. Мы не можем жертвовать собой, если мы привязаны к себе. И тем не менее авва Илия ясно дает понять, что если у человека есть покаяние, то грех теряет свою силу. Грех, порождающий в нас гордыню, уничтожается в тот самый момент, когда в человеческом сердце рождается настоящее покаяние. Тогда в таком сердце расцветает любовь.
Любовь появится, если есть смирение. Грех уводит нас от всего, к чему призывает нас Бог, но он теряет свою силу, если человек кается перед Христом. Важно, чтобы мы вели жизнь в таком искреннем покаянии, которое лишает грех его силы, которое позволяет нам бороться с гордыней и открывать в себе истинную христианскую любовь. Это жизнь во Христе, к которой призван каждый человек.
Если у человека есть покаяние, то грех теряет свою силу
И это подводит меня к другой цитате аввы Илии, записанной как последнее из его высказываний в книге «Высказывания отцов-пустынников. Алфавитное собрание»:
«Брат, проводивший безмолвную жизнь в пещере, пришел к авве Илии и сказал ему: «Авва, дай мне наставление». Старец ответил ему: «Во времена наших предшественников очень заботились о трех добродетелях: о бедности, послушании и посте. Но среди монахов в наши дни господствуют скупость, самонадеянность и большая жадность. Брат, выбирай, что тебе ближе».
Это замечательное небольшое изречение раскрывает важный аспект духовной жизни. Жизнь во Христе – это жизнь в свободе, которую Бог дарует каждому человеку. Перед нами представлен путь к жизни, действенное средство встречи с Богом как Святой Троицей. Существует также путь к смерти, вызванный грехом, гордостью, забвением и страстями. Авва Илия указывает, что в прошлом посвящение себя послушанию, смирению, бедности, посту – тем великим добродетелям, по которым восходит райская лествица, было на передовой монашеского делания и внимания. И не только у монахов, но и у всех христиан.
Однако в наши дни эти добродетели уступили место жадности, властолюбию, самонадеянности и корыстолюбию. Но мы – создания Божии, украшенные свободой. И поэтому авва Илия говорит: «Выбирай, что тебе ближе». Желание вашего сердца состоит в том, чтобы превыше всего следовать алчности, жадности и гордыне? Если это так, следуйте этому и посмотрите, куда это вас приведет. Церковь уже знает результат.
Но если вы желаете восхождения, ведущего к истинной жизни в Воскресшем Спасителе, то этот путь также лежит перед вами, говорит авва. Теперь ваша очередь. Христос дал средства, дал подвижнический, аскетический путь к Своему Царству, и он доступен каждому человеку. Но и грех поднял голову. Теперь выберите, что вы хотите больше всего, что вам ближе. Христос никогда не будет навязывать ни Свою жизнь, ни Свое Царство тому, кто этого не желает. Человеческая свобода – это аспект нашего существования, ей дорожит Бог. Это неотъемлемая часть спасения и всего, что с ним связано. Выбирайте то, что вы хотите больше всего, что вам ближе.
Человек наделен свободой и способностью следовать тому или иному образу жизни. Да, нам предстоит трудиться над путем, который указал нам Христос, бороться и часто терпеть неудачу в претворении этого пути в жизнь, но в его основе лежит преображающее присутствие самого Бога. При восхождении к святости в жизни каждого человека присутствует Сам Христос, освящающий того, кто подвизается. И хотя наша свобода является важным компонентом в достижении духовного роста, именно Сам Христос и сила Божия, присутствующая в Святом Духе, делают это восхождение возможным. Когда мы по-настоящему боремся в христианской жизни, Сам Бог производит борьбу внутри нас, преображая разрушенную человеческую реальность.
Христос никогда не будет навязывать ни Свою жизнь, ни Свое Царство тому, кто этого не желает
Теперь я бы хотел привести третье изречение из «Апофтегмата Патрум», которое принадлежит авве Иосифу Панефисскому, и к нему я часто возвращаюсь. Некий монах пришел к авве Иосифу и сказал ему: «Старец, я немного пощусь, немного молюсь, немного созерцаю, живу в душевном мире, насколько могу, очищаю свои мысли. Что я еще могу сделать?» Здесь я должен сделать небольшое замечание. Этот вопрос не указывает ни на то, что этот монах не прав, ни на то, что он унывал или заблуждается. Он, надо полагать, действительно молился и постился. Он представлен здесь не жалующимся, но точно и честно отчитывающимся о духовной жизни. Вопрос здесь не в том, что он говорит, а в его убеждении, что это предел такой жизни.
Теперь вернемся к самому изречению. На вопрос «Что я еще смогу сделать?» авва Иосиф простер свои руки к небу. И в тот момент его пальцы засияли как десять огненных светильников. Он ответил: «Если бы ты захотел, ты бы весь мог стать как пламя». Авва Иосиф не предлагает другие пути духовной жизни, другие практики и средства. Он, по сути, вообще ничего не говорит об этом. Но старший монах стоит в присутствии младшего, простирает руки ввысь и зримо преображается светом Божиим. Жизнь во Христе – это жизнь, пронизанная силой и энергией Святого Духа. Наша свобода следовать за Христом дает возможность такой жизни.
Если в истинном смирении мы следуем за Христом, следуем той жизни, которую предложила нам Церковь, тогда то, что происходит внутри нас, – это не просто интеллектуальное преображение и не просто набор каких-то действий, но реальное изменение в сторону святой жизни. Такое преображение мы видим у великих святых. Если бы мы захотели, мы бы тоже могли достичь этого. От нас требуется именно то, о чем говорят авва Илия и авва Иосиф: трансформация нашей воли, добровольное послушание Богу, отвержение греха.
Молитвами святых отцов наших, Илии и Иосифа, и всех святых, Господи Иисусе Христе, помилуй и спаси нас. Аминь.
Епископ Ириней (Стинберг)
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Ancient Faith
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (148) раз