Выбрать страницу

Праздники посреди говения

Праздники посреди говения

Успенский пост — один из четырех многодневных постов Православной Церкви. Он всегда длится ровно две недели и завершается праздником, в честь которого и назван, — Успением Пресвятой Богородицы (28 августа). В связи с большим количеством праздников, приходящихся на это время (Преображение Господне — 19 августа, Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста — 14 августа), — создают настрой Успенского поста, напоминая нам об удивительном смирении и готовности пройти все уготованное Им, которые показали всей Своей земной жизнью Господь и Богородица. Так же и мы не должны воспринимать пост как навязанное нам ограничение, но как добровольно принятое и ведущее нас к Богу действие.

Особенности трапезы

Церковный устав предлагает во время Успенского поста воздержание такое же строгое, как и в пост Великий. Рыба разрешается один раз — в праздник Преображения Господня, 19 августа. Однако степень поста каждый должен определять для себя сам, ориентируясь на свое состояние здоровья, образ жизни и советы духовника. Любой пост установлен для укрепления душевных сил, а не для ослабления сил физических.

Его называют осенним

Успенский пост соблюдался верующими с древних времен. Еще в V веке в году было четыре поста, для каждого времени года свой. И хотя Успенский пост приходится на календарное лето, он считается уже осенним. В беседе Льва Великого, которую он произнес в 450 году, читаем: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так, для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу, для осени осенний — в седьмом месяце, для зимы — зимний».

Народные традиции и духовный смысл

Народной традицией Успенского поста издавна было освящение нового урожая. Помимо меда, яблок, винограда и других плодов, освящали также хлебные колосья и орехи. С благодарностью и молитвой верующие несли в храм урожай, без которого было невозможно пережить зиму. Освящение плодов и меда и сегодня остается традицией Успенского поста.

Три приходящихся на конец лета праздника часто называют «Спасами». Так, «Медовый Спас» — народное название первого дня Успенского поста, 14 августа, когда Церковь отмечает Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста. Этот праздник возник из древней традиции совершать в августе в Константинополе крестный ход с Крестом Господним, а также выставлять святыню для народного поклонения. Средневековому городу было непросто пережить летнюю жару, нехватку питьевой воды и эпидемии, а потому верующие усердно молились Богу и просили у Спасителя помощи.

Название Преображения Господня «Яблочным Спасом» связано с сельскохозяйственными особенностями в нашей стране: яблоки были и остаются самым распространенным фруктом в России. Еще один, «Третий Спас» («Ореховый», «Хлебный» или «Спас на холсте») совместился в народном сознании с днем Перенесения Нерукотворного Образа Христова из Едессы в Константинополь в 944 году. Он приходится на следующий день после окончания Успенского поста — 29 августа.

Важно, чтобы вопросы, обязательно ли есть мед в «Медовый Спас», сколько и каких нужно нести в храм плодов и можно ли есть яблоки до «Яблочного Спаса», не затмевали смысл говения. В период поста необходимо уделить внимание своей душе, а не внешней атрибутике.

Подготовила Оксана Москвина
Источник: Нижегородская митрополия

Фото на заставке: nne.ru

Просмотрено (79) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

14 ноября - Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии

Косма и Дамиан — братья, святые-бессребреники, врачеватели и чудотворцы, жившие во второй половине IIIв. В отличие от других бессребреников Космы и Дамиана, умерли не мученической смертью, но прославились своими чудесами после смерти... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »

17 ноября — Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого далее »

18 ноября — Свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси далее »

19 ноября — Прп. Варлаама Хутынского далее »

21 ноябряСобор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных далее »