Праздники посреди говения
Успенский пост — один из четырех многодневных постов Православной Церкви. Он всегда длится ровно две недели и завершается праздником, в честь которого и назван, — Успением Пресвятой Богородицы (28 августа). В связи с большим количеством праздников, приходящихся на это время (Преображение Господне — 19 августа, Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста — 14 августа), — создают настрой Успенского поста, напоминая нам об удивительном смирении и готовности пройти все уготованное Им, которые показали всей Своей земной жизнью Господь и Богородица. Так же и мы не должны воспринимать пост как навязанное нам ограничение, но как добровольно принятое и ведущее нас к Богу действие.
Особенности трапезы
Церковный устав предлагает во время Успенского поста воздержание такое же строгое, как и в пост Великий. Рыба разрешается один раз — в праздник Преображения Господня, 19 августа. Однако степень поста каждый должен определять для себя сам, ориентируясь на свое состояние здоровья, образ жизни и советы духовника. Любой пост установлен для укрепления душевных сил, а не для ослабления сил физических.
Его называют осенним
Успенский пост соблюдался верующими с древних времен. Еще в V веке в году было четыре поста, для каждого времени года свой. И хотя Успенский пост приходится на календарное лето, он считается уже осенним. В беседе Льва Великого, которую он произнес в 450 году, читаем: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так, для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу, для осени осенний — в седьмом месяце, для зимы — зимний».
Народные традиции и духовный смысл
Народной традицией Успенского поста издавна было освящение нового урожая. Помимо меда, яблок, винограда и других плодов, освящали также хлебные колосья и орехи. С благодарностью и молитвой верующие несли в храм урожай, без которого было невозможно пережить зиму. Освящение плодов и меда и сегодня остается традицией Успенского поста.
Три приходящихся на конец лета праздника часто называют «Спасами». Так, «Медовый Спас» — народное название первого дня Успенского поста, 14 августа, когда Церковь отмечает Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста. Этот праздник возник из древней традиции совершать в августе в Константинополе крестный ход с Крестом Господним, а также выставлять святыню для народного поклонения. Средневековому городу было непросто пережить летнюю жару, нехватку питьевой воды и эпидемии, а потому верующие усердно молились Богу и просили у Спасителя помощи.
Название Преображения Господня «Яблочным Спасом» связано с сельскохозяйственными особенностями в нашей стране: яблоки были и остаются самым распространенным фруктом в России. Еще один, «Третий Спас» («Ореховый», «Хлебный» или «Спас на холсте») совместился в народном сознании с днем Перенесения Нерукотворного Образа Христова из Едессы в Константинополь в 944 году. Он приходится на следующий день после окончания Успенского поста — 29 августа.
Важно, чтобы вопросы, обязательно ли есть мед в «Медовый Спас», сколько и каких нужно нести в храм плодов и можно ли есть яблоки до «Яблочного Спаса», не затмевали смысл говения. В период поста необходимо уделить внимание своей душе, а не внешней атрибутике.
Подготовила Оксана Москвина
Источник: Нижегородская митрополия
Фото на заставке: nne.ru
Просмотрено (79) раз