«Кайся, исповедуйся да причащайся». Почему у священника часто на все вопросы один ответ?
Иногда у человека может сложиться впечатление, что практически у всех батюшек на все вопросы один ответ, состоящий из четырех слов: «Кайся, исповедуйся да причащайся». На самом деле это так и есть.
И возникает другой вопрос: «А почему же у модных психологов много речей, книг, теорий и пр. А здесь всё сводится к одному – к этой фразе, которая действительно есть чем-то вроде аксиомы в православии. Почему так? И не простовато ли это?» Ответ один. Это истинно так, и это не простовато.
Я ни в коем случае не отвергаю достижений науки психологии. Не умаляю её заслуг, её эмпирических наблюдений и теорий, построенных на них. В конце концов, многие из них действительно созданы для блага человека.
Но здесь я бы хотел показать качественное отличие духовной жизни от науки.
Ответ «Кайся, исповедуйся да причащайся» говорит в первую очередь о том, что священник призван не просто в чем-то помочь человеку, но поставить его перед Богом Живым, Который решит его проблемы. Не он сам, священник, решит проблемы человека, но Господь Всевышний это совершит. А священник – всего лишь проводник Божественной благодати, друг Жениха. Это особенно видно в Таинстве Исповеди, где четко оговаривается, что грехи разрешает Бог, а иерей тому свидетель.
Потому в психологии присутствуют две стороны: «психолог – пациент». В православной же вере всегда три стороны: «Бог – священник – духовное чадо, ждущее окормления».
Отсюда «Кайся, исповедуйся да причащайся». Ведь это не просто слова, а целая жизнь. Целый процесс преобразования-преображения души.
Кайся – значит имей нужду в Лекаре, осознай свои грехи и принеси их на Суд Божий.
Исповедуйся, рассмотри свои грехи, выпиши или запомни их, почитай духовную литературу о покаянии, о том, как правильно исповедоваться. Помолись, чтобы Господь тебе открыл твои грехи, хотя бы даже и молитвою преподобного Ефрема Сирина. И, превозмогая стыд, приди к исповедальному аналою, возложи свою главу, себя на Святое Евангелие и Крест, как на хирургический стол, и расскажи всё с покаянием, честно да без утайки. И Господь через десницу священника просветит, разрешит тебя от бремени и помилует твою душу, исцелив её от духовного заболевания-греха.
Причастие. Несколько дней подготовки, молитва, пост, посещение богослужений, называемые говением. Это ведь целый богатырский труд. И как вершина его «Святая святым!» максимально близкое соединение-сопричастие с Богом через приятие Самой Главной Святыни Православия – Тела и Крови Христовых. Что может быть выше этого? Ничего. Бог входит в тебя и соделывает из тебя Себе храмину-жилище. Бог освящает тебя.
В древности некоторые православные истины и догматы не открывали оглашенным, считая, что понять их они смогут только после того, как покрестятся, поисповедуются и причастятся Святых Христовых Таин. Потому что для того, чтобы иметь небесный разум, благодать Божия вначале должна просветить человека.
Вот почему священник говорит почти каждому, кто приходит к нему: «Покайся, исповедуйся да причащайся». Ты должен войти в благодать Божию, открыть навстречу ей свое сердце и начать жить церковной жизнью, жить активно, стяжая в первую очередь в Таинствах благодать Святого Духа, чтобы твоя душа встретилась с Богом, Который откроется тебе и спасет тебя. А мы, священники, будем радоваться, когда в мире еще одна душа воскреснет для вечной жизни во Христе.
Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (160) раз