Август – сугубое время Пресвятой Богородицы
Праздник Успения Пресвятой Богородицы мы называем в церковной традиции еще и «Богородичной Пасхой» потому, что успение Божьей Матери является продолжением Воскресения Христова.
Она была первой ласточкой, которой во гробех Господь живот даровав. Её смерть не была более ветхозаветным наказанием даже и для праведников, но явилась торжественным, радостным и пасхальным вхождением в рай, когда Богочеловек и Сын Её вносит душу Девы Марии уже как Небесный Отец – в рай. Меняется status quo. В начале земного пути Спасителя Она была Матерью и держала Богомладенца на руках. В конце Её земного пути Её Божественный Сын уже как Бог, по-отечески принимает Ее душу как младенца в Свои пречистые руки и вносит в рай.
Торжествует небо и ликует земля! И лики ангельские вместе со святыми апостолами славословят Бога и прославляют Пресвятую Богородицу.
Но вот каким вопросом мы еще зададимся: почему практически полмесяца (с 14 до 28 августа) Господь обращает наше сугубое, концентрированное внимание на Пресвятую Богородицу. В церковной богослужебной и аскетической традиции это время словно бы посвящается Ей: Успенский (Богородичный) пост, который оканчивается великим двунадесятым праздником Успения Пресвятой Богородицы и очень широко и славно празднуется во всем православном мире. Начать только с того, что три главных православных монастыря (Лавры) на Украине носят название Свято-Успенских. Почему же так?
Ответ один, и он основан, прежде всего, на Святом Евангелии. Господь наш Иисус Христос дарует Деве Марии Своею Божественною властию некую силу быть Заступницею и Молитвенницею за весь мир – за весь род человеческий. Это видно из Евангелия.
Во-первых, фактически Новый Завет начинается с Пречистой. Рождество Христово.
Во-вторых, первое чудо Иисус, как истинный Бог и истинный Человек, совершает по просьбе Своей Матери. «Вина нет у них», – сказала Дева Мария Спасителю. И Он по Её просьбе совершает чудо претворения воды в вино в городе Кана Галилейская (см. Ин. 2:1–11). Т. е. первое чудо Он совершает по просьбе Своей Матери.
В-третьих, Пресвятая Богородица находится и у завершения евангельского повествования. Она стоит у Креста. И там же совершается еще одно событие немаловажного, можно сказать, космического масштаба: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:25–27).
Святые отцы толкуют это место таким образом, что Господь благословляет Пресвятой Богородице усыновить в лице святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова всё человечество. И потому каждому из нас Она является Матерью. Именно отсюда логически и естественно проистекает Её явление святым апостолам по Своем Успении и фраза, которую сказала Пречистая ученикам Христовым, а с ними и всему человечеству: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни».
И мы видим, что действительно так и происходит. Всё обилие многочисленных икон Пресвятой Богородицы является тому подтверждением. Потому что каждый образ Девы Марии – сверкающая грань бриллианта Её благодатной помощи. Это реальная форма одного из видов Её помощи роду человеческому, Её любви материнской к нам.
И блаженный Андрей Юродивый не нашел Деву Марию на Небесах, но святой Ангел, ведший его по раю, сказал ему, что Пречистая всегда находится на земле, помогая страждущим людям.
Отсюда и тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы: «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».
«В рождестве девство сохранила еси». Дева Мария родила Истинного Бога – Спасителя мира. Потому что никогда не бывало до этого такого, что женщина родила ребенка и осталась девою. Это было только с Ней. И это чудо – фактическое доказательство того, что Она есть Богородица.
«Во успении мира не оставила еси». Дева Мария помогает нам и сейчас, пребывая среди нас.
«Преставилася еси к животу, Мати сущи Живота». Данный стих является иносказанием тропаря Пасхи. Но если там есть активная форма того, что Христос совершает парадоксальное чудо попирания смертию смерти, то здесь мы видим пассивную форму опять же данного парадокса, совершенного Спасителем. Божья Матерь входит, умирая-преставляяся в живот-жизнь, которую открыл для человечества Господь наш Иисус Христос Своим Воскресением. Мати сущи Живота здесь то же самое, что Пресвятая Богородица.
«И молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша». Господь дарует Своей Матери особую силу быть Ходатаицей перед Богом за весь мир. Поэтому после Отца Небесного только к Ней изо всех святых мы обращаемся «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Не будем же забывать этой великой молитвы. Откроем свои младенческие сердца к нашей Матери – Пресвятой Богородице, ведь Она только и ждет того, чтобы прийти к нам на помощь.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (112) раз