Выбрать страницу

Зачем читают Евангелие на богослужениях?

Зачем читают Евангелие на богослужениях?

Практически за каждым богослужением в храме читается Евангелие. А зачем? Слушают ли его прихожане? Разве нельзя читать Священное Писание дома — что многие христиане и делают? Ответил протоиерей Владимир Шутов.

Давайте начнём со второго вопроса: слушает ли кто-то Евангелие в храме. Конечно, да! Если бы было не так, его не читали бы. Конечно, слушают не все, а те, кто слушает, не могут в полном объёме вместить, что слышат. Но если люди перестанут слушать Евангелие, мир в скором времени прекратит своё существование. Потому что только Евангелие учит тому, что мы должны любить Бога и ближних, и более того: любить не только своих друзей, но и врагов.

Почему Евангелие читают так часто? Конечно, можно сказать, что повторение — мать учения, и чем чаще повторять материал, тем лучше он усваивается. Но с духовной точки зрения суть, конечно, в другом. Священное Писание настолько глубокое и необъятное, что человеку может не хватить жизни, чтобы его постичь. Каждый раз, возвращаясь к нему, понимаешь, чувствуешь и переживаешь что-то новое. Это происходит потому, что Сам Господь открывает нам разум. Читая Священное Писание, человек понимает, зачем и для чего живёт, откуда взялся и к чему призван. Это необходимо, чтобы мы не задавали вопросов, которые беспокоили молодого Пушкина:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?

После ответа на эти вопросы митрополита Филарета (многие помнят эту знаменитую стихотворную переписку) поэт изменил своё отношение к жизни и Церкви. Прошли годы, и он написал совсем иные строки:

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Я впервые прочитал Евангелие в двадцать шесть лет. Прочёл от корки до корки, как обычную книгу, буквально заставил себя усилием воли. Ничего не понял, не запомнил, но каждый раз, когда я его открывал, у меня всегда было такое щемящее ощущение в душе, которого я никогда не чувствовал раньше. Я опять и опять его искал, и радость от чтения Священного Писания не покидает меня до сих пор. В Евангелии говорится: «Рече Господь…» — то есть Он обращается ко всем нам, а значит, и ко мне. Он говорит, что не ушёл от нас, но отправился к Своему Отцу, чтобы подготовить нам новое жилище, где все мы будем вместе. Разве это не прекрасно? Как в нашем мятежном мире можно ещё утешить человека? Сам Господь мира трудится, чтобы человек успокоился в месте, где нет «ни болезней, ни слёз, ни воздыхания, но жизнь бесконечная».

Евангелие в храмах читают часто ещё и по той причине, что с его страниц дышит любовь, которая в таком дефиците в нашем мире. Каждое слово Евангелия — это любовь. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1-3). А зачем всё начало быть, если Бог совершенный и Ему ничего не нужно? Он создал бытие ради меня, чтобы вызвать меня из тьмы кромешной. Он вызвал меня из небытия, вдохнул жизнь, даровал мне Свои образ и подобие и претерпел ради меня страшные крестные муки — чтобы подарить не только жизнь, но ещё и воскресение. Только в Евангелии об этом написано. Никакие психологи и психотерапевты, что там — даже самая любящая мама не утешит своего ребёнка так, как это сделает Священное Писание, потому что там — действие Духа Святого, там — любовь.

Церковь живёт словом Божьим, поэтому она не может не обращаться к нему на каждом богослужении. Это — основа, фундамент всего богослужебного круга, без которого ничего не может существовать.

Протоиерей Владимир Шутов
Записала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (211) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ПЕТРОВ, или Апостольский ПОСТ

16 июня - 12 июля

ПЕТРОВ ПОСТ начинается через неделю после праздника Святой Троицы и продолжается до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Пост установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы... далее

Скоро праздник

10 июля - Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского

Оптинский старец иеросхимонах Амвросий оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России XIX века. Он не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом. Будучи смертельно болен он принял схиму, и стал иеросхимонахом. В этом чине он и умер.У мощей старца происходят чудеса, люди исцеляются от многих, порой неизлечимых болезней... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

10 июля — Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского далее »

11 июля — Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее » Иконы Божией Матери «Троеручица» далее »

12 июляСлавных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла далее » Окончание поста

13 июля — Собор славных и всехвальных 12 Апостолов далее »

14 июля — Бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших далее »