Существуют ли в православии различные уровни?
В православии, в духовном развитии человека в частности и человечества в целом, есть свои уровни. Это называется духовный рост.
Существуют разные степени и этапы роста, точно так же, как у всего живого на этой земле. Это закон Божий. Закон Божьего творения мира, его красоты, целесообразности и гармонии.
Об уровнях духовного развития писал еще святой первоверховный апостол Павел: «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:12–14). Т. е. мы видим, что есть младенцы – начинающие путь духовного развития, и есть, к примеру, совершенные, которые преуспели в стяжании благодатных даров Духа Святого.
Итак, духовное становление – это рост. И потому мы должны быть очень внимательны к своим близким, чтобы своей неумелой и неуклюжей попыткой их духовного руководства не нанести им вред. Не оказать медвежью услугу. Не задушить их в своих объятиях. И не оказаться слоном в посудной лавке их души.
У каждого свой уровень, который, конечно, постоянно изменяется. И мы должны это четко осознавать. И приспосабливаться к уровню человека, и уважать его. Кто-то весь Великий пост проходил на каждую службу, исповедовался и причащался несколько раз, соборовался. А кто-то пришел на сорок минут в храм на Пасху крашаночки да куличики посвятить. И слава Богу, что так! Вспомним Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, читаемое священнослужителем на пасхальной заутрене: «Кто успел придти только в одиннадцатый час, – пусть и тот не страшится за своё промедление. Воздержные и нерадивые, почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне. Трапеза обильна, – насыщайтесь все…» Конечно, эти слова великого учителя Церкви – толкование евангельской притчи, которую рассказал Спаситель о работниках в винограднике (см. Мф. 20:1–16). Когда работники, трудившиеся целый день, получили одинаковую плату с теми, кто был занят один час. Тому примеров масса в церковной истории. К примеру, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, практически всю жизнь отдавший Богу, и благоразумный разбойник, покаявшийся перед самой смертью и тоже вошедший в рай. Или преподобный Сергий Радонежский, всю жизнь от младенчества почти имевший склонность к монашеству и мученик Вонифатий, ведший разгульную жизнь, но присоединившийся к христианам, чтобы умереть от римских властей, как и они.
Поэтому «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:4). Оптинские старцы говорили о том, что к людям нужно быть милостивым, а к себе строже.
Поэтому, если зашел человек в храм, дорогие братья и сестры, давайте подарим ему наши драгоценные дары (свободу и наше неосуждающее молчание). Если он ведет себя более-менее благопристойно и чинно, то пусть сам учится разговаривать с Богом. Не загружайте его чрезмерно правилами и предписаниями, которых и мы, ходящие в храмы десятки лет, часто выполнить не можем. Пусть его душа учиться общаться с Отцом своим Небесным. Мы ведь не даем пятилетнему ребенку учебник по высшей математике. Пока рано. Пусть растет. Пусть Господь поливает его благодатью Святого Духа и взращивает. Двигаясь от меры в меру, от степени в степень лестницей на Небо.
Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (80) раз