Что делать с заплесневелой просфорой
Забытая и покрывшаяся плесенью просфорка, зацветшая крещенская вода, скорлупа от пасхальных яиц, бутылочка из-под лампадного масла, выцветшие бумажные иконы – можно ли все это выбрасывать вместе с бытовым мусором, а если нет – как лучше утилизировать?
Чаще всего освященные предметы рекомендуют сжигать, закапывать «в непопираемое место» или пускать по реке, однако не каждый современный горожанин может с легкостью воплотить в жизнь эти советы.
Встает вопрос и о том, что считать святыней – просфоры, святую воду, иконы и крестики, освященные куличи и яйца, засушенные цветы, привезенные от мощей какого-либо святого, освященную вербу, землю и камни с почитаемых мест, церковные газеты… Список может быть очень длинным.
Мы разобрались в том, как поступить с испортившимися или ненужными освященными предметами, сочетая благоговение и здравый смысл.
Что является по-настоящему священным?
«Освятить дом», «освятить машину», «освятить куличи» – эти выражения прочно вошли в лексику православных. Однако не все, что освящено, священно в полном смысле слова.
Слово «освящение» происходит от слова «святость». В буквальном переводе с еврейского это означает «чистота, обособленность». Если говорить об освящении предметов в церкви, в полном смысле слова освящаются те, которые используются в богослужении. В первую очередь это Святые Дары и миро, затем – богослужебные сосуды и облачения.
Все остальное – то, что будет иметь употребление в повседневности, например пасхальная трапеза или автомобиль, – скорее, благословляется молитвой, хотя это и называется освящением.
Правила, регламентирующие утилизацию священных предметов, собраны в «Известии учительном», составленном в помощь священнослужителям в конце XVII века.
«Там мы обнаруживаем четыре способа уничтожения священных предметов: „съесть“, „сжечь“, „вылить в реку“, „закопать в непопираемом месте“, – говорит священник Александр Данилов, автор блога «НаучПоп». – Например: „Если некая частичка от Божественного Тела упадет на землю, то должна быть аккуратно поднята и положена на дискос. Земля же, на которую она упала, должна быть собрана и выброшена в текущую реку, или сожжена, а пепел вкопан под святую трапезу“.
Аналогичные предписания мы находим и в „Настольной книге священнослужителя“. Например, на вопрос: „Как поступить с одеждою на престоле, пришедшею в ветхость?“, книга рекомендует именно сожжение». Такой способ утилизации святынь или предметов, соприкасавшихся со святынями, вероятнее всего, восходит к ветхозаветному обычаю уничтожения остатков мяса жертвенных животных (см. Лев. 7, 17).
Однако все, описанное в этих источниках, относится к богослужению и предметам, использующимся в таинстве Евхаристии. В том числе – к антидору (частям просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец; в греческой традиции их раздают непричащавшимся верующим).
Маленькие просфоры, которые в Русской Церкви обычно получают верующие после литургии, не упоминаются в «Известии», поскольку они появились в русском церковном обиходе позже, чем был написан этот труд. Но поскольку их частицы участвуют в веществе Евхаристии, на них распространяются те же принципы благоговейного употребления. Так же стоит относиться к артосу (большому хлебу с изображением Воскресения Господня или Креста, освящаемому в день Пасхи).
По аналогии с этими рекомендациями верующие стали поступать с другими пришедшими в негодность, но требующими благоговейного отношения (если не по церковному канону, то по внутреннему ощущению) предметами – от скорлупы крашеных пасхальных яиц до бутылочек из-под лампадного масла.
С одной стороны, это скорее плюс в пользу благоговения и правильного отношения ко всему, что связано с Церковью. С другой, постепенно накапливаются вопросы, не имеющие решения в опыте прошлого. Как сжигать что-то, если живешь в центре мегаполиса, где нельзя разводить костры? Как быть, если предмет изготовлен из неразлагающегося пластика, ведь сжечь, закопать или бросить в реку – неэкологично (а заботиться о природе, созданной Богом, для христианина естественно)?
Кстати, многие артефакты, имеющие священную символику, например термоэтикетки для пасхальных яиц с изображениями икон, – явления недавние, к настоящей православной традиции отношения не имеющие, а проблем с утилизацией создающие множество.
«Самая большая боль для меня в плане утилизации – СD-диски, на которых напечатаны священные изображения, – рассказывает социальный работник одного из московских храмов. – Жечь металл и пластик? Закапывать? Бросать в воду? Любой способ плох. Но раньше люди пачками скупали эти диски, а производители, не думая, лепили на них кресты, иконы, храмы».
«Необходимо задуматься, зачем нам кресты и лики святых на продуктах питания? – добавляет иерей Сергий Назаренко. – Этот тренд появился в последний десяток лет, но православным христианам не нужно поддерживать подобное отношение к святым изображениям». Если такие изображения все-таки попали к вам, их лучше сжигать, считает священник.
Вообще традиция особого отношения к священным изображениям восходит к постановлениям VII Вселенского Собора (того самого, где было утверждено иконопочитание и осуждена ересь иконоборчества). Прежде всего к таким изображениям относятся лики Господа Иисуса Христа, Богородицы, святых, а также Крест Господень. Чтобы не допустить осквернения таких изображений на предметах, пришедших в негодность, их лучше сжигать. Также недопустимо профанное употребление этих образов – например, современные кондитерские технологии позволяют напечатать на прянике или торте любое изображение, но подавать торт с иконой даже на День Ангела – плохая идея, граничащая с кощунством.
Как утилизировать освященные предметы в современном мире?
Начнем с классического совета: чтобы не мучиться с утилизацией, нужно не накапливать у себя освященные предметы, которые могут испортиться или стать ненужными. Не дарите их без запроса, а также не перекладывайте ответственность за утилизацию на других: не нужно везти пакет скорлупы и старых церковных газет к знакомым, у которых есть дача («пусть сожгут»), без предварительного согласования.
А теперь несколько практических рекомендаций.
Что делать с засохшей или заплесневелой просфорой?
Антидор, просфора и артос – особым образом освященный хлеб. Этим он отличается от пищи, которую в определенные праздники Церковь благословляет для вкушения: творожных пасох, куличей и яиц, начатков (первого урожая или сбора) меда, овощей и фруктов. Если остатки пасхальной трапезы или освященных на Преображение яблок можно утилизировать как обычную пищу, то к просфорам отношение должно быть особым.
Если просфора просто засохла, ее все еще можно употребить по назначению. Можно размочить в воде или обернуть влажной салфеткой минут на 10–15, чтобы она стала мягче. Также можно разделить ножом на мелкие кусочки.
Если просфора заплесневела, ее можно сжечь или закопать в непопираемом месте – в лесу, в парке, в огороде, в кашпо с домашним цветком. Иногда такие просфоры принимают на утилизацию храмы.
Что делать, если святая вода испортилась?
Если святая или крещенская вода зацвела, помутнела, приобрела неприятный вкус и запах, проще всего использовать ее для полива домашних цветов или вылить на клумбу, в палисадник, под куст в парке и так далее – это легко сделать, даже если вы живете в городе. Лучше не выливать святую воду в канализацию, где она смешается с нечистотами. Подробнее о святой воде и о том, как ее правильно употреблять, читайте здесь.
Что делать со скорлупой от пасхальных яиц, крошками от кулича и остатками творожной пасхи?
В принципе, эти предметы допустимо утилизировать вместе с другими пищевыми отходами. Но если на яйцах были термоэтикетки или наклейки с изображениями икон и крестов, их лучше сжечь. Также остатки пасхальной трапезы можно сжечь или закопать.
Что делать с ненужными иконами?
Если это старая икона, которая потемнела от времени, проконсультируйтесь с реставратором – иногда икону можно восстановить. «Многих пугает, если икона стала вся черной, даже связывают это с порчей, сглазом и тому подобным, – рассказывает иконописец-реставратор, блогер Дарья Васильева, – но в большинстве случаев это олифа почернела до такого состояния, что уже не видно красок. Часто бывает, что под почерневшим слоем сама икона полностью сохранилась. Необходимо тщательно подходить к выбору реставраторов: если нет уверенности, что человек имеет специальное образование, лучше отнести икону в музей. Они могут взять икону на экспертизу и дать заключение, возможно ее восстановить или нет».
Ненужные иконы предаются огню. Есть и способ, который использовали в прошлых веках, – пустить образ по реке. Такая рекомендация встречается до сих пор, хотя годится скорее для малолюдной сельской местности, чем для городских рек, куда сливается канализация.
Светлана Дакалина, редактор Мария Хорькова
Источник: Милосердие.Ru
Фото на заставке: Сергей Пятаков/РИА Новости / miloserdie.ru
Просмотрено (435) раз