Ошибки на исповеди, или Почему не стоит чрезмерно думать о своих грехах?
В психологии есть такое понятие – «рефлексия». Само слово «рефлексия» происходит от латинского reflexio, что переводиться как «обращение назад».
В психологии же и философии этот термин обозначает обращение ума к своим собственным действиям, т. е. когда мы с помощью мысли пытаемся понять собственные мысли. И это, конечно, сопряжено с копанием в самом себе, в собственном прошлом, которое мы осознаем через собственные переживания и воспоминания. Для православного христианина анализ своих грехов и их осмысливание – естественный и правильный процесс. Только здесь есть и «но».
В чем оно состоит? Человек начинает много думать о своих грехах, анализировать их, представлять их, рассматривать во всех подробностях, во взаимосвязи с другими своими и чужими грехами и действиями, во взаимосвязи со своим внутренним миром (мыслями, чувствами, эмоциями) и внешним миром (поступками людей, обстоятельствами, событиями и пр.). И в итоге такой человек погружается в некий мыслительно-эмоциональный лабиринт, по которому блуждает (отсюда, кстати говоря, и первоначальное значение слова «блуд» – сбиться с пути, блуждать) и не может найти выхода. И жизнь его превращается в кошмарное блуждание по этому лабиринту, состоящему из огненных сомнений и колебаний. К тому же такого человека пытается уловить диавол. Напомним себе, что сатана – это хоть и падший дух, но был когда-то наивысшим мудрейшим Ангелом. И в каком-то смысле дьявол и бесы гораздо умнее человека. Их главная задача – завести человека в ад. А так как они не имеют силы и власти над человеком, то пытаются мысленно или эмоционально подтолкнуть человека ко греху. Это то, что в святоотеческой литературе называется прилогом.
На мой взгляд, прилог очень точно можно сравнить с наращиванием волос в парикмахерском деле, когда в волосы человека вплетают другие волосы. Точно так же поступает сатана с бесами. Они в мысль или эмоцию человека вплетают свою злокозненную мысль или эмоцию очень тихо и осторожно, словно бы незаметно. И человек, человек-гордец (а мы все болеем этим духовным заболеванием, этой, как говорят святые отцы, матерью всех грехов) может принять данную диавольскую мысль за свою. В этом главная цель сатаны. И если это случилось, то бес уже будет стараться изо всех сил крутить человека и сбивать его со спасительного пути. Одна из таких форм диавольского гнета – заставить человека бродить внутри себя лабиринтами, выстроенными из сомнений, колебаний, печалей да уныния, как можно дольше и беспрерывно, чтобы в конце концов человек отчаялся, вовсе оставил христианскую веру (я лично знаю такие случаи) либо совершил еще что-то похуже.
Поэтому стоит помнить правила:
1. Не доверяй себе. Своим мыслям, чувствам, эмоциям. Все они пропитаны гордыней, с помощью которой сатана попытается властвовать над человеком и играть на его эмоциях, как на музыкальном инструменте.
2. Помни о том, что любой человек (в том числе и ты) потенциально способен на любой грех. Поэтому живи внимательно и осторожно. Как неоднократно Спаситель говорил в Евангелии: будь бдителен, бодрствуй! А если упал в грех, не унывай. Поднимайся, кайся и иди дальше вертикальною дорогою в Царствие Небесное.
3. Чрезмерно не рассматривай свои грехи. Твоя задача – увидеть их. Помните, как в молитве преподобного Ефрема Сирина: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения». Совершил грех, выявил его – тут же внутри себя, словно бы в храме, принеси Богу покаяние. Запомни грех (можно даже записать его на листочке), чтобы поисповедоваться перед священником, чтобы окончательно его исцелить-изгладить. И всё. Не зацикливайся на нем. Иди дальше. Как говорил апостол Павел: «забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:13, 14). В горняя, ко спасению!
4. Преподобный Иоанн Лествичник советовал: побеждай грех противоположною добродетелью. Злишься на кого-нибудь – старайся молиться об этом человеке и делать ему добро. Старайся полюбить его. Чревоугодничаешь – значит воздерживайся. И т. д.
5. И все свои мысли, чувства, желания проверяй заповедями Божиими. Соответствуют они им – смело принимай. Не соответствуют – отвергай без промедления. Избивай зародыши страстей о камень исполнения заповедей Божиих и участия в Таинствах церковных – в жизни Церкви (см. Пс. 136:9).
И не делай внутри себя «лабиринт минотавра» из собственных рефлексий. Потому что там можно наткнуться на такое чудовище, которое сожрет тебя, и разжечь такой сильный огонь из различных навязчивых идей да маний, что потом не сможешь его потушить. Живи легко и лети на крыльях Святого Духа, действующего в Матери-Церкви. Лети по жизни легко над болотным морем пенящихся страстей, которые хотят поглотить тебе и засосать тебя.
Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (см. Пс. 54:23) – вот что должно стать твоим девизом. Сам не справишься. Сам потонешь. А Господь с Божьей Матерью, Ангелами и Всеми святыми обязательно ото всех бед избавит и спасет. Главное – доверься не себе, а Ему.
И живи, как писал преподобный Амвросий Оптинский, просто: «Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».
Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (342) раз