Выбрать страницу

Для радости или для вразумления? Как встречать церковные праздники

Для радости или для вразумления? Как встречать церковные праздники

Мы каждый день празднуем память какого-то святого, и угодники Божии словно передают нас друг другу с рук на руки, чтобы мы возрастали в Боге, от силы в силу, восходили по духовной лестнице, — так сказал сербский святой, преподобный Иустин Попович. Но часто ли мы рассматриваем церковные праздники с точки зрения пользы для души, а не относимся к ним формально? И все ли события церковного календаря требуют особого отношения? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Владимир Гофман.

— Не раз возникали конфликты с мамой на почве того, что я занимаюсь домашними делами в воскресный день. Особенно ее возмущает, когда я убираю квартиру в большие церковные праздники. Но что делать, если это единственный более или менее свободный день на наделе, тем более что я хожу утром в храм. Большой ли это грех?

— В праздники церковного календаря принято не работать, но и не отдыхать. В этот день мы идем в храм, молимся, радуемся празднику, вспоминаем события, связанные с ним. После богослужения посещаем больных, близких, поздравляем друг друга. Все это занимает в основном первую половину дня. А потом можно и домашними делами заняться, большого греха не будет. А вот возмущение и ссоры на этой почве — грех очевидный. Удивительно, но некоторые люди, называющие себя верующими, о празднике помнят, ничего в этот день не делают, но и в храм не ходят! Где тут логика, не знаю.

— Почему у православных главный праздник — Пасха, а у католиков — Рождество?

— Исторически сложилось, что в западной христианской традиции шире празднуют Рождество Христово, а в восточной — Пасху. Для православных Пасха — «праздников праздник и торжество из торжеств» (канон Пасхи, 9-я песнь). Почему? Вот что говорит апостол Павел: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:13–14). Мы верим в то, что Христос Воскресший победил смерть и теперь мы тоже, как и Господь, воскреснем телесно, чтобы продолжить жизнь в вечности. Что может быть главнее этого? Святитель Григорий Богослов считает: «…настолько Пасха превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды» (слово 45-е, на Святую Пасху). Разумеется, Пасхи не было бы без тайны Рождества, но и Рождество не случилось бы без Благовещения. Все события Священного Писания — одна цепочка нашего спасения. Поэтому мы рады всем праздникам церковного календаря, почитаем их и празднуем.

Фото: nne.ru

— Почему в Церкви каждый день праздник?

— Можно, конечно, и так сказать. В церковном календаре имеются праздники великие, двунадесятые, посвященные Спасителю, Пресвятой Богородице или важным событиям христианской Церкви: Рождеству Христову, Крещению Господню, Пятидесятнице, Рождеству Богородицы… Кроме того, каждый день календаря посвящен памяти угодников Божиих, прославленных в лике святых. В этом смысле в Церкви каждых день праздник, потому что совершается богослужение в честь того или иного святого.

— Не могу разобраться: день Ангела и именины — это разные праздники или один?

— Путаница в понятиях Ангела Хранителя и небесного покровителя, в честь которого человек носит имя, существует давно. Вот что говорит об этом учение Церкви. Слово «ангел» означает «вестник». Это значит, что бестелесные духи призваны сообщать людям волю Божию, выполнять Его распоряжения в попечении о мире видимом. «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр 1:14).

В таинстве Крещения после запретительных молитв священник обращается к Богу с прошением послать крещаемому Ангела: «сопрязи животу его Ангела светла». Таким образом, каждому христианину при крещении Бог дает Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека в течение всей его земной жизни, настраивает на добрые дела, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти и после смерти препровождает душу к Богу. Как дух бесплотный, Ангел Хранитель не имеет имени. В своих молитвах мы обращаемся к нему так: «Ангеле Божий, хранителю мой». Днем Ангела правильно называть день, когда человек принял святое крещение и получил от Господа своего невидимого хранителя.

Учение Церкви утверждает, что Ангел Хранитель есть не только у отдельно взятого человека, но и у каждого народа (число народов на земле соответствует числу ангелов, говорится в Священном Писании — Втор 32:8), и у каждой христианской Церкви (Откр гл. 2–3).

Теперь о небесном покровителе. Так христиане называют святого, имя которого носят в земной жизни. По учению Православной Церкви, всякому вступающему в нее дается новое христианское имя, носитель которого был прославлен Церковью и причислен к лику святых. Это делалось, по словам святого Иоанна Златоуста, для того, чтобы «христиане при именах новопринятых должны взирать на святые лица как на образец добродетели и блаженства». То есть чем усерднее мы стараемся подражать в своей жизни небесному покровителю, чье имя носим, тем сильнее его невидимое предстательство за нас пред Богом.

Следует понимать, что если мы живем далеко не по-христиански, то напрасно требуем от Ангела Хранителя и небесного покровителя помощи, напрасно ропщем на них и на Бога, якобы не помогающих нам в наших делах. Лучше задуматься, богоугодны ли эти дела, если нет на них содействия свыше?

Таким образом, христианин имеет двух невидимых защитников: Ангела Хранителя и небесного покровителя. Днем Ангела является день нашего крещения, а днем небесного покровителя или именинами — день памяти святого, имя которого носим. Оба эти дня православные христиане отмечают посещением храма, исповеданием и причащением Святых Христовых Таин, добрыми делами.

Фото: nne.ru

— Что такое попразднство и отдание праздника? Нужно ли верующему человеку как-то по-особенному встречать эти дни?

— Великие и двунадесятые праздники по-особому отмечаются в богослужебной жизни Церкви. К ним готовятся, после праздника еще некоторое время вспоминают о нем. Эти дни и называются предпразднством, попразднством и отданием праздника. Предпразднство — день или несколько дней перед праздником. В это время на богослужениях начинают читать молитвы, посвященные празднику. Попразднство — период, когда Церковь на богослужениях продолжает вспоминать прошедший праздник. Длится от одного до нескольких дней. Отдание праздника — последний день периода попразднства. Богослужение на отдание праздника практически полностью совпадает с праздничным. Как встречать эти дни, решает сам человек, исходя из своих возможностей и глубины веры. Двери храма всегда открыты.

— Какие подарки лучше дарить на церковный праздник? Возникают сомнения по поводу икон, так как не раз наблюдала картину, когда подаренный образ просто пылится.

— А зачем дарить на церковный праздник подарки? И кому? Если Богу или празднику, так лучшим подарком станет ваша молитва и участие в богослужении. Если человеку, так, опять же, искренняя молитва за него. Понятно, что никакие другие подарки не возбраняются, но выбор их остается, конечно же, за дарящим.

Подготовила Дарья Петрова
Источник: Нижегородская митрополия

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (69) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

22 сентября - Праведных Богоотец Иоакима и Анны

Святые Иоаким и Анна - родители Пресвятой Богородицы, ставшей матерью Иисуса Христа. Святая Анна родила дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака. Православная церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти... далее Прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439–1515) — игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель "иосифлянства", обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

26 сентябряПамять обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) далее »

27 сентябряВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Строгий пост) далее » Преставление Иоанна Златоуста далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы