О молитве «за упокой» о недругах и сглазе. Суеверия, которые маскируются под православную традицию
Обычно считается, что суеверия связаны с непросвещенностью и невежеством народных масс. В общем-то так оно и есть. Вместе с тем научно-технический прогресс шагает семимильными шагами, образование и самообразование актуальны как никогда — но суеверия в обществе процветают по-прежнему. Они трансформировались и приспособились к самому прогрессу, проникли в школы и научно-исследовательские институты. И существуют даже в церковной среде. Но где грань между суеверием и народной традицией? На вопросы наших читателей по этой теме отвечает протоиерей Владимир Гофман.
— В храме ко мне подошла старушка, сказала, что плохо видит, и попросила прочитать молитву, которая была у нее в кармашке, у иконы целителя Пантелеимона. Я прочитала. Когда рассказала об этом своей давно уже ходящей в церковь родственнице, та сказала, что нельзя в церкви ничего ни у кого брать, читать и так далее, так, мол, наносишь себе вред. Так ли это?
— Можно много лет ходить в церковь и оставаться при этом суеверным человеком. Почему? А потому, что изначально такие люди относятся к храму и к тому, что там делается, по-язычески. Они не стремятся хоть что-то узнать о вере, о богослужении, не читают Библию. Об учении Христа, о Его Жертве на Голгофе имеют смутное представление, Бог для них как идол для язычников, которому нужно время от времени приносить жертву, чтобы не наказал. Потому и выдумывают какие-то запреты, не имеющие к православию никакого отношения. Какой вред можно нанести себе в церкви, в доме Божием? Разве только уподобиться таким суеверным, далеким от христианства людям и тоже ничем в богослужении и церковных таинствах не интересоваться. К сожалению, таких в храме много, самого разного возраста, они любят пугать новичков разными придуманными от ветра в голове «правилами», большей частью запретительного характера — «это нельзя и то нельзя». Если хотите что-то спросить, то спрашивайте у священнослужителей,— не у бабушек, стоящих у подсвечников.
— Когда началась СВО, мне стали регулярно приходить от знакомых пересланные сообщения с просьбами помолиться за наших воинов. Прилагается обычно большой список имен и «сильная» молитва. Хочется помочь ребятам, но что-то в этом меня смущает. Как быть в этой ситуации? Что значит «сильная» молитва?
— И хорошо, что смущает. Это религиозное чувство подсказывает, что здесь что-то не то. Помолиться о воинах, как и о своих близких, конечно, хорошо. И молитвы бывают разные, потому что составлены святыми людьми в разное время. Церковь приняла их как канонические, то есть проверенные, отвечающие сути христианского учения. Молитвы эти обращены к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым угодникам. И каждая из них имеет определенную силу. Но ходят в среде суеверных людей придуманные неизвестно кем тексты, называемые молитвами. Они не канонические, часто в них примешиваются слова из заговоров. Вы не найдете их в молитвословах, одобренных Церковью к изданию, они переписываются от руки или печатаются так называемым «самиздатом». Такие тексты невоцерковленные люди и называют «сильными молитвами». Никакой особой силы в них, конечно, нет. Для православного человека вполне достаточно тех молитв, которые благословлены церковной иерархией. Появляются и новые молитвы, как, например, о мире на Святой Земле, о защитниках Отечества на полях брани в ходе СВО, но и они утверждаются священноначалием. Поэтому, если вы хотите сугубо помолиться за воинов, спросите молитву и благословение у священника вашего храма.
— Слышал, что о своих недоброжелателях можно молиться «за упокой», тогда якобы ты насолишь им, привлечешь беды на их голову. Правда ли это? И еще вопрос, должен ли православный христианин молиться за всех? Не только близких, но и за всех окружающих. Так ли это: чем больше людей, за которых ты молишься, тем лучше?
— Это тот случай, когда количество не переходит в качество. «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного…» (Иак 5:16). Мы молимся, прежде всего, за тех, кого знаем, кто нуждается в нашей молитве, но если добавляем в молитву прошение за всех людей, ничего плохого тут нет, напротив, для души молящегося очевидная польза. И уж никак не укладывается в голове, чтобы христианин мог молиться о привлечении на кого-то беды. Христос умер за всех нас, Он всем указывает дорогу в Царствие Небесное. Более того, Господь призывает: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного… Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?..» (Мф 5:44–47). Вот какими мы должны быть в глазах Божиих. Или для нас это новость? Или не читаем мы Евангелие?
— Внезапно заболев или столкнувшись с чередой неприятностей, люди нередко говорят, что их сглазили (навели порчу). Такое сейчас происходит с моей соседкой. Она уверена, что ее проблемы — дело рук людей, желающих ей зла. Существуют ли сглаз и порча на самом деле?
— Пока жив, человек болеет, — придет время — и умрет. Это закон природы. Так почему же некоторые суеверные люди ищут причину своих недомоганий в происках неких врагов, будто бы сам человек и заболеть-то не в состоянии? Что тут сказать? Живут не по-христиански и думают не по-христиански. Порча, сглаз, колдовские чары — вот, оказывается, откуда все болезни. Дикость какая-то! Я не говорю, что нет людей, желающих кому-то зла. Они есть. Как есть и те, что занимаются колдовством. Ну и что? Разве могут какие-то чары повредить христианину, который молится, причащается Святых Таин, делает добрые дела? Или диавол сильнее Бога? Нет, конечно. Так может ли кто-то повредить человеку? Может только в одном случае — если он не защищен, то есть живет без Христа. Ну, тогда самого себя надо винить, — не соседку-колдунью. Нет никакой порчи и сглаза, есть наше позволение темным силам что-то сделать с нами. Приведу слова преподобного Паисия Святогорца: «Черные силы тьмы бессильны. Сами люди, удаляясь от Бога, делают их сильными, потому что, удаляясь от Бога, люди дают диаволу права над собой».
— Мы купили дом в деревне. На крылечке нашли крестик, но не обычный, — как будто самодельный, ручной работы, медный. Как нам лучше с ним поступить? Слышал еще, что в доме нельзя оставлять иконы, кресты и другие предметы, связанные с религией, оставшиеся от прежних владельцев.
— Это еще одно очередное суеверие. Нательный крестик — знак принадлежности человека к Церкви Христовой. Как он может кому-то повредить? Повредить человек может себе только сам — грехами, неверием, нелюбовью к людям. Положите найденный крестик на полочку, где стоят ваши иконы, и пусть себе лежит. Доброе дело — не дать святыне быть попранной.
— Недавно умер дедушка, с которым мы жили вместе. Я постирал его вещи, в которых он умер, чтобы потом раздать их нищим. Но родные упрекают меня, говорят, что все дедушкины вещи и кресло, в котором он умер, нужно обязательно сжечь. Но это же суеверие? Как поступить?
— Как поступить, это решать вам. Вы правильно понимаете, что сжигание вещей усопшего — суеверие. Конечно, можно и сжечь, если не в ритуальных целях, — просто за ненадобностью. Но если вещи еще могут кому-то послужить, то и слава Богу.
— В интернете иногда читаю разные предсказания, например, гороскопы. Просто чтобы отвлечься, сразу забываю, что прочла. Никакого значения прочитанному не придаю. Я не хожу к гадалкам, не интересуюсь приметами. Но когда читаю положительное предсказание (а читаю только такие), начинаю успокаиваться. Ведь это не грех?
— Это не грех, но подготовка к нему, то, что в православии называется прилогом. Святые отцы говорили, что даже внезапное, казалось бы, греховное деяние или падение происходит на самом деле далеко не случайно. Оно начинается с прилога, попытки проникновения греха в душу. Это начальная мысль, первое движение сердца, практически невольное. Если не обратить на него внимания, забыть, то прилог уходит. Но если греховная мысль осталась в памяти, то происходит следующая стадия — «сложение» или «сочетание с помыслом». Но и в этом случае греховный помысл все еще можно победить. А вот дальше наступает «услаждение», когда мы отдаемся во власть греха. За ним приходит решимость и наконец совершение греха. Так рассматривали грех святые отцы. Вот так все начинается с безобидной мысли или увлечения.
Подготовила Надежда Муравьева
Источник: Нижегородская митрополия
Фото на заставке: nne.ru
Просмотрено (107) раз