Выбрать страницу

Христианину не нужно думать о своем спасении

Христианину не нужно думать о своем спасении

Воскресная проповедь на Евангельский отрывок про чудесный улов рыбы.

Будущие апостолы были опытными рыбаками. Они очень хорошо понимали, что чудесный улов рыб – это не случайность. Произошло что-то сверхъестественное, то, что при обычном ходе событий быть не должно. Это и поразило рыбаков. Но не менее удивительно и другое.

Они не стали прыгать от радости и растаскивать рыбу по своим домам. Рыбаки бросили ее на берегу, оставили для других, а сами пошли за Тем, кто это чудо сотворил. Это все равно, что если бы кто-то сказал бедняку пойти купить лотерею, написать туда первые, пришедшие в голову, цифры, и получить выигрыш. И когда бедняк узнал, что он теперь богач, он даже не попытался заполучить деньги, а пошел искать таинственного незнакомца.

Зачем? Ведь апостолы получили то, ради чего пришли на эту рыбалку. Что еще им было нужно? А им было нужно то, что и всем нам – жизнь вечная.

«С кем поведешься, того и наберешься», – говорят в народе. Если наши мысли только о нашем теле и его благополучии, то мы и получаем только скорбь и горькое ожидание неминуемого фиаско. Когда человек ищет жизни вечной, то его душа еще здесь начинает вдыхать воздух горнего мира и чувствовать на губах вкус бессмертия. Это похоже на запах давно забытого детства. Мы все родом оттуда, из бессмертия, созданные в нем и призванные там жить.

Словосочетание «трудно спастись» стало запретительным знаком, «кирпичом», стоящим на нашем пути спасения и гласящим, что «проезд запрещен». Да, спастись нелегко. Но кому?

Трудно спастись эгоисту, тому, кто живет в своем «я», «мне», «мое». Легко тому, у кого в сердце нет таких мыслей. Такое сердце принадлежит Богу, а значит вечности.

У бинокля есть две стороны. Тот, кто живет умом, смотрит на мир с обратной стороны увеличительных стекол. Там все далеко: и Бог, и рай, и спасение. Поэтому он не видит ничего под ногами, постоянно путаясь в своих мыслях. Если перевернуть бинокль и смотреть на мир сердцем, а не умом, то все становится на свои места: и Бог рядом, и спасение близко, и вечная жизнь начинается не завтра и не потом, когда умру, а прямо здесь и сейчас.

Но как только мы рассеиваемся, начинается суматоха, мир нас подавляет, ум себе подчиняет, а с ними приходят страх и неуверенность.

Выбор у нас небольшой: или «я», или Бог. Или «я» буду решать все свои вопросы, или Он. Как только в нас входит «я», Бог уходит. Как только уходит «я», приходит Бог. Наше «я» – пружина, заводящая механизм суеты и времени. Кабинетные теоретики много рассуждают о свободе человека, о важности выбора. Но практики знают – ум не имеет никакой свободы. Он имеет только мысли. А это цепи, которые связывают нас с вещами, страхами, переживаниями, фантазиями, собственными иллюзиями, в том числе по поводу Бога и спасения.

Сатана давным-давно просчитал все наши мысленные ходы и реакции на любые, происходящие в мире, события. Он все предусмотрел, все продумал, все предугадал.

Да что там сатана, обычные люди со стопроцентной уверенностью знают, какую «икону» им нужно нарисовать на лице того или иного кандидата в президенты, чтобы народ с воодушевлением начал за него голосовать. Чтобы не только с экранов телевизоров, но и с церковных амвонов звучала велегласная агитация за «своего».

Все это лишь для того, чтобы со временем народ понял – его в очередной раз обманули. Но он со 100-процентной уверенностью будет давать себя обманывать снова и снова. Ничего личного – только психология.

Траектории всех наших суждений, оценок, сравнений – как рисунки малышей из детского сада для профессиональных технологов. Алгоритм мышления людей давно расшифрован, реакции и эмоции просчитаны, дорожная карта движения в ад прорисована. И человечество туда движется «совершенно свободно» и демократично.

В духовной жизни то же самое. «Ты ничего не достигнешь», «твой духовный рост остановился», «спастись тяжело (невозможно)», «ты разочарован», «Бог глух, Он не слышит, а если и слышит – не отвечает». Все это – всего лишь твои мысли, больше ничего. Но как же тогда правильно, как нужно?

«О чем тебе беспокоиться, если сказано: да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф. 6:10), если без воли Божией даже волос с головы вашей не пропадет (Лк. 21:18)? Если ты полностью осознаешь это, разве не станешь тогда жить с полным доверием к Богу? Разве не станешь в то же самое мгновение свободным от мирской суеты и мирских попечений? Разве не примешь всем сердцем святые слова Евангельских истин, чтобы войти в жизнь вечную?» (Старец Симон Безкровный).

Кому труднее всего спасаться? Тому, кто много знает о христианстве, но совсем не знает Христа. У кого вместо света в сердце − цитаты в голове. Тот, в ком живет Христос, от Него отступить не может. Да и как ему это сделать, если Христос всегда в его сердце?

В религии отступление происходит сплошь и рядом. На лице маска благочестия, а в сердце ненависть и злоба. На груди кресты и панагии, а на языке идеология. Посреди храма распятие, а на амвоне оправдание убийств и насилия. Не найдя Бога, душа любого человека, хоть мирянина, хоть священнослужителя, рано или поздно придет к разочарованию в духовной жизни. Или еще хуже − к цинизму и приспособленчеству к духу мира сего, к прямому и непосредственному служению дьяволу.

Вся наша жизнь пропитана иллюзиями. Что такое слава, почести, власть, похоть, сребролюбие, чревоугодие? Проходит время, и куда все это делось? Остался лишь одинокий, никому не нужный старик или старуха, с букетом болезней и с бессмысленно прожитой жизнью. Они уже ничего не могут, им уже ничего нельзя, кроме одного – умереть, да и это дается им нелегко.

Все проходит, кроме Бога. Значит Его одного и нужно держаться, что бы с нами не происходило. Трудно спасаться тому, кто постоянно торопит Бога, надоедая ему одним и тем же вопросом: «Когда же я спасусь?».

Если мы всего себя отдали Богу, то нам уже не нужно беспокоиться о своем спасении, это не наша забота. Наше дело – доверить свое спасение Спасителю. У истинного христианина нет помыслов о спасении, потому что всякий помысел – это уже неспасение. Поэтому он спасается без затруднений.

Обсуждая и осуждая, споря и прекословя, мы сами делаем свое спасение труднодостижимым. Мы вращаем жернова ума, как приговоренные к пожизненной каторге.

Если мы настроились на достижение спасения, зачем снова и снова привязывать себя к суетному миру? Получается так, что мы, растянувшись между миром и отречением, болтаем повсюду о исихии и безстрастии. Но такое поведение говорит скорее о беспокойстве ума, чем о его успокоении. Кто освоил исихию и безстрастие, того нигде не видно и не слышно. Тот, у кого вечная жизнь началась уже здесь, на земле, ни с кем не спорит, ни с чем не борется, ничего никому не доказывает. Кающийся перед Богом, всегда Ему молится. Любящий Бога безмолвствует перед Ним. Благодарный созерцает Бога в сердце и в Его творении. Каждый из них занят своим делом. И только болтун рассуждает о покаянии, безмолвии и созерцании.

Между спасением и погибелью стоит одна перегородка – энергия нашего беспокойного ума со всеми его копошащимися мыслями. А благодать скромно стоит в стороне и ждет, когда же мы перестанем думать.

«Все мысли эгоистичны. Почему? Потому что их порождает эгоизм. Из всех мыслей одна выделяется своей наглой кичливостью и надоедливым хвастовством. Это и есть твой главный враг: мысль о «я». Всякий человек мыслит о себе, как о «я». Всякая беседа предваряется этим «я»: «я» скажу то, «я» сделаю это. От этого «я» сердце словно умирает. Стоит лишь сказать: «Ты, Господи!» − и в сердце приходит благодатная отрада» (старец Симон Безкровный).

Спасение трудно тем, кто желает жить в рабстве ума, кто не может оставить свои привязанности, кто не хочет сразу и целиком отдать свое сердце Богу. К чему мы привязаны − каждый может определить сам. Где мы не можем разжать руки? Чего мы боимся больше всего?

Если мы дети Божии, то почему бы нам и не идти смело навстречу Богу, Который подобен восходящему на ранней заре весеннему майскому солнцу. Его свет есть жизнь вечная.

Протоиерей Игорь Рябко
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: Чудесный улов рыбы. Рафаэль Санти. (1515) / tuttartpitturasculturapoesiamusica.com

Просмотрено (99) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания. Однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Нареки Ее Мария»... Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом... далее 22 сентября - Праведных Богоотец Иоакима и Анны

Святые Иоаким и Анна - родители Пресвятой Богородицы, ставшей матерью Иисуса Христа. Святая Анна родила дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака. Православная церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти... далее Прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439–1515) — игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель "иосифлянства", обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

26 сентябряПамять обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) далее »

27 сентябряВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Строгий пост) далее » Преставление Иоанна Златоуста далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы