Выбрать страницу

Верующий «Фома неверующий»

Верующий «Фома неверующий»

19 октября Церковь празднует день памяти апостола от двенадцати, имя которого знают даже не церковные люди, а именно – апостола Фомы.

Словосочетание «Фома неверующий» давно стало устоявшимся выражением. Нелестное прозвище, как ярлык, приклеилось к одному из двенадцати апостолов и даже церковный люд без зазрения совести называет нынче ученика Христова неверующим, даже не задумываясь, что данное выражение если не абсурдно, то уж точно не перл остроумия или мудрости.

И причина проста: апостол Фома неверующим не был. Причем не в том только смысле, что не мог быть неверующим палестинский иудей две тысячи лет назад и, тем более, не способен был неверующий неотлучно следовать за Христом. Прежде всего потому, что Евангелие рисует нам Фому не просто верующим, оно изображает перед нами ученика, чья любовь к Учителю была ревностной, пламенной и бескомпромиссной.

Давайте вспомним когда и как упоминается в Писании апостол Фома.

Итак, Христос собирается идти в пригород Иерусалима, чтобы воскресить умершего Лазаря. Ученики отговаривают Спасителя, резонно замечая, что вот только что иудеи хотели побить Его камнями и вот Он снова собирается идти к ним. Для учеников было очевидно: если Христос пойдёт в Вифанию, пойдут и они с Ним, если Христа решат там убить, то и их эта участь не минует.

И тут Фома произносит: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин. 11:16).

По общему мнению толкователей этого места здесь в учениках говорит страх. И более всего этому страху подвержен именно Фома – он почти уверен в том, что из похода в Вифанию ничего хорошего не выйдет. Но и он же единственный, кто обнаруживает решимость идти за Господом: да, идти в Вифанию смертельно опасно, та все этого боятся, но делать нечего – убьют так убьют, надо идти.

Понятно, что решимость Фомы – это не решимость смелости и мужества. Это решимость обречённости: если смерть от рук иудеев неизбежна, пусть она случится поскорее.

Но наряду со всем этим в словах Фомы несложно увидеть и другое: если Учитель намерен идти на смерть, то есть ли другой выбор у учеников? А если даже и есть, то какой в нем смысл?

За время, которое апостолы провели рядом с Господом, Он стал для них буквально всем. По сути, Он был всей их жизнью. И если Он готов на смерть, то какой смысл в жизни без Него?

В словах Фомы явственно видится то, что Христос для него – основной смысл жизни. И именно эти слова служат своеобразным ключом к пониманию последующего «неверия» Фомы.

На самом деле Фома не сомневается в воскресении Христа. Не демонстрирует неверие, требующее аргументов и доказательств. Фома беззаветно любит Господа, но по натуре он малодушен (некоторые отцы даже прозвище Фомы «близнец» считают признаком не наличия у него брата близнеца, а характеристикой его вечно колеблющейся натуры).

Заметьте, Христос давал прозвища ученикам именно характеризуя их: твердый в вере Симон – Камень, импульсивные Иаков и Иоанн – Сыны грома. Не потому ли непостоянный, подверженный перепадам от одного к другому Фома, стал близнецом, то есть человеком, носящим прозвище, «Дидим» – производное от слова «два»), а потому он бы и рад и поверить, и принять, и возрадоваться.

Но а вдруг нет? Вдруг Христос не воскрес, вдруг Его тело кто-то куда-то перенес, вдруг мироносицам, угнетенным смертью Учителя, что-то примерещилось в рассветном тумане. Вдруг Петр с Иоанном поддались эмоциям, не вникнув как следует в суть дела?

Фома боялся разочарования. Фома любил Христа и опасался, как бы эта любовь, сначала уязвленная, а теперь торжествующая, не оказалась поруганной примитивной житейской действительностью.

Ну и где же здесь неверие?

Правильно, нет его тут. Есть, безусловно есть нечто чересчур человеческое, чувственное, душевное, что примешалось к вере Фомы и повлияло на качество его любви к Господу. Однако все то же самое есть и в каждом из нас и точно так же, как у Фомы, если не многократно хуже, паразитирует оно и на нашей вере, бесконечно являя себя в недостатках нашей духовной жизни и пороках нашей церковности.

Но делает ли это нас неверующими? Разумеется, нет. Точно так же, как и Фому.

Протоиерей Владимир Пучков
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: Уверение Апостола Фомы. Византийская икона начала XIV века. Фрагмент. fotoload / spzh.news

Просмотрено (202) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Вселенскую родительскую субботу
22 февраля — Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу...... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Вселенская родительская суббота

22 февраля — Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа... далее » Подать записки на родительскую субботу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Неделя о блудном сыне

Вторая подготовительная неделя к Великому посту
Неделя о блудном сыне

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32). Она учит добродетелям покаяния и прощения... далее Рубрики:

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

18 февраля - Иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование «Взыскание погибших», как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей. Известно несколько чудотворных икон под этим названием... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 февраля — Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» далее »

22 февраляВселенская родительская (мясопустная) суббота далее » Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России далее »

23 февраляНеделя мясопустная, о Страшном Суде далее »

24 февраля — Сщмч. Власия, еп. Севастийского далее