Действительно ли в земной жизни необходимо страдать?
Есть в притче о богаче и Лазаре момент, неизбежно обращающий на себя внимание людей определённого склада. «Вспомни, – говорит Авраам богачу, – что ты получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16:25).
Если читать поверхностно, не вдумываясь в содержание и без оглядки на контекст, то может показаться, что Христос ставит участь человека в вечности в некую зависимость от того, присутствует ли в его жизни страдание и насколько присутствует. То бишь хочешь блаженствовать – помучайся, хочешь в Царство Небесное – выстрадай. Такая мораль известна всем, уже хотя бы потому, что она стара как мир.
Однако, ладно бы когда-то в старину, но и в наше время среди верующих хватает тех, кто верит в бога карающего, наказывающего за грехи не только грешника, но и его потомков, спасающего исключительно посредством страдания, скорби и тягот. Хотя, на первый взгляд, такая вера выглядит атавизмом времён, когда грамотность была роскошью для избранных, а Писание основная масса народа знала лишь в той мере, в какой оно читается в храме по воскресеньям.
Столкнувшись в своё время с этим явлением, я было удивился – как же, Евангелие ведь открывает нам Бога совершенно иначе: как любящего Отца, всегда готового прощать и миловать, был бы к этому готов человек. Но вот предпочитают почему-то люди верить в грозного царя и судью, держащего в одной руке кнут, а в другой пряник, причём первый гуляет по спинам грешников как в наказание за проступки, так и авансом, а второй лишь демонстрируется иногда в качестве цели, ориентира и награды одновременно, впрочем, награду эту нужно ещё заслужить. Или выстрадать.
Как бы то ни было, а первоначальное моё удивление, должен сказать, довольно быстро сошло на нет. Потому что ничего удивительного в таком положении вещей нет. Дело в том, что христианство – религия правдивая. Не только в плане истинности, но и в плане того, что всякого, обращающегося к нему, ставит перед лицом правды, касающейся не только спасения души, но и жизни в целом. И эта жизненная правда такова, что жизнь даётся человеку Богом как дар и от того, как человек этим даром распорядится, зависит качество его жизни. Своей жизнью человек распоряжается сам, и за то, что у него получается в итоге, ответственен только он один.
Таким образом, радости и скорби, счастье и страдание наполняют жизнь человека как следствие его же поступков и поэтому сами по себе не являются ни необходимостью, ни неизбежностью. Соответственно, как таковые спасательными быть не могут.
Так оно по правде. Но ведь у правды есть одно свойство: она зачастую неудобна. Сами посудите: живёшь себе и понимаешь, что жизнь отдана тебе Богом в полное распоряжение. И ты властен над нею целиком и полностью. Какую построишь – такая и будет. И не вмешается Бог без большой необходимости ни на каком этапе. Не выполнит за тебя твоих дел, не сделает за тебя твой выбор, не решит за тебя твоих проблем. Помочь – поможет. Поддержит, укрепит, всегда пребудет с тобой рядом и не оставит Своей заботой, помощью и любовью. Но только ты сам живи, трудись, выбирай и сам отвечай за прожитое, сделанное, выбранное. И помни: когда возникают проблемы, постигают скорби, когда приходится страдать, это не «Бог наказывает», не «за что» и даже не «для чего». Это – «сам виноват». Так и никак иначе.
Причина наших невзгод в наших поступках, в нашем выборе или нежелании выбирать, в нашем грехе, в конце концов. А когда случается что-то, к чему лично мы уж никак руки не приложили, то невредно вспомнить, что всякий диссонанс, всякая дисгармония и всякий непорядок в мире – от человека. Был бы мир таким, каков он сейчас, не согреши Адам с Евой? Кому же теперь расхлёбывать последствия, как не их потомкам? Легко ли воспринимать жизнь так? Не проще ли поверить в то, что от тебя ничего не зависит, что все решения приняты заранее и помимо тебя, что за грех тебя накажут, а за доброе дело вознаградят, что счастье и беда ходят парой и за радость нужно будет отмучиться, а любое страдание будет вознаграждено? И, главное, никакой ответственности. Виноваты все кто угодно, только не ты: ближние и дальние, обстоятельства, погода, Ангелы и бесы, Сам Бог, в конце концов. А ты? Ты в этой жизни отмучайся, чтобы потом Бог смиловался.
Так понятно. Так удобно. Неважно, что не по-евангельски и вообще не по-христиански. Главное, что удобно. А тут ещё и диалог Авраама с богачом…
Хотя диалог как раз совсем и не об этом. Богач, находясь в муках, видит Лазаря на лоне Авраама и просит последнего прислать Лазаря к нему, чтобы облегчить страдания. Однако с чего бы это заурядному грешнику в аду утешаться? Ад – место мучения, и по ошибке там не оказывается никто. Более того, богачу и так неплохо жилось – всю жизнь только тем и занимался, что утешался. Целыми днями «ел, кутил и шутил». Была ли такая жизнь личным выбором богача? Конечно, была. А мог он жить иначе, иначе распоряжаться богатством, временем, иначе относиться к Закону Божию, которым, как известно со слов самого героя притчи, в его доме пренебрегали и пренебрегают все? Безусловно, мог. Но не хотел. Так кто же виной тому, что оказался незадачливый богатей в месте мучения? Правильно: сам и виноват. И даже удивительно, что из этой притчи кто-то делает совершенно другой вывод. Не правда ли?
Протоиерей Владимир Пучков
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: dzen.ru
Просмотрено (130) раз