И не нужны доказательства. Почему гневается Всемилостивый и испытывает Всеведущий?
Когда человек только приходит в храм, он задается множеством вопросов. Как правильно прикладываться к иконам, как поставить свечку, а что читают?.. Кажется, по мере воцерковления вопросов должно становиться меньше, но они продолжают возникать. И уже не только вопросы, но и сомнения, и недоумения. На некоторые из них отвечает протоиерей Владимир Гофман.
— Почему Бог не хочет открыть Себя явно, если Ему надо, чтобы в Него верили?
— «Ему надо»? Неужели? Вера, прежде всего, нужна не Богу, а человеку. Если Бог откроет Себя явно, это будет не вера, а знание. Он же хочет, чтобы мы верили и шли к Нему свободно. Бог невидим («Бога не видел никто никогда…» Ин 1:18), непостижим, трансцендентен (иноприроден тварному миру), но проявляет Себя в действиях. Для того и родился Христос не в императорском дворце, а в пещере пастухов, чтобы мы верили Ему не по принуждению, не по царскому указу. И все же святые угодники духовными очами видели Бога, потому что приблизились к Нему, имели чистую душу и чистые помышления, а Христос обещал, что «чистые сердцем Бога узрят» (Мф 5:8). А Христа как Бога воплотившегося люди видели воочию. Этому достаточно свидетельств. И еще главное, пожалуй: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин 4:12).
— Говорят, что земная жизнь человека — это своеобразный экзамен, пропуск в Царствие Небесное. Но какой смысл испытывать человека, если Бог обладает всезнанием? Все ответы и исходы любых действий Ему известны за тысячелетия до начала этих действий. Разве Бог не знал, что Адам и Ева ослушаются Его? Знал и допустил падение Люцифера? Сам создавал существ, изначально зная исход всей их жизни? Тогда наказывать или награждать за что-либо не имеет смысла. Какой может быть экзамен здесь, на земле, если все на самом деле изначально для нас предрешено?
— В Библии красной нитью проходит идея спасения падшего человека. Человека свободного. Таким его сотворил Господь. Вот ему-то и нужен «экзамен». Господь, конечно, знает все. А человек не знает. Как когда-то Адам, так и любой человек, приходя в мир, не имеет опыта, но приобретает его, проживая жизнь на земле. Как уже говорилось, Бог не отнимает свободы у человека, Он только из любви помогает ему идти по пути спасения, предоставляя ему право выбора. Если человек порой и не желает спасаться — и тут Господь не мешает Своему свободному творению, потому что человек призван сам заботиться о своей душе. Святые отцы говорили: «Бог создал нас без нас, но спасает нас не без нас».
— В среде своих знакомых заметил, что они, люди православные, увлекаются философией Гегеля и Канта, совмещая ее с православной верой. Я лично не очень понимаю, как можно принимать и христианские, православные воззрения, и мысли этих философов. Как православный христианин должен на самом деле относиться к их философии, стоит ли ее вообще изучать?
— Почему же ее не изучать? Философия — наука, основанная на понятиях, фактах, доказательствах. Это теория, в основе которой лежит знание. В отличие от нее, религия основана на вере. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11:1). Блаженный Августин определял религию как «воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом». В религии знание присутствует, но все же оно второстепенно. Вере (а вера есть полное доверие) не нужны доказательства. Она в сердце, философия — в голове. Есть сходства в понятиях религии и философии? Конечно, есть. И та и другая мыслит о человеке в мире. Тот же Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что «различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли». Более того, «религия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны». Короче говоря, верующему человеку не возбраняется изучать философию, а философу быть верующим. Мне кажется, нам нужно почаще вспоминать слова Михаила Васильевича Ломоносова, который говорил, что вера и знание суть две ветви одного древа.
— Что означает выражение «гнев Божий»? Как можно говорить о гневе Того, Кто есть любовь? С другой стороны, абсолютно за все нужно благодарить Господа. Получается, ничто не нужно считать гневом, все, даже печальные события в жизни — это хорошо. Здесь какое-то противоречие.
— Да, мы призваны благодарить Бога за все. Потому что все, что Он дает нам, направлено для нашего спасения, хотя мы порой воспринимаем это по-другому. Бог не наказывает человека, человек сам наказывает себя, отдаляясь от Божественной любви грехами, и ему кажется, что Бог его оставил. Нет, Божественный гнев, как реакция на грех человека, всегда праведен и всегда направляется во благо того, на кого изливается. Бог никогда не выходит из состояния равновесия, Он всегда Себе равен, всегда Тот же. О любом человеческом или демоническом преступлении Ему известно от вечности, равно как известно и то, каким именно образом Он отреагирует на каждый греховный поступок, каждую греховную мысль. Вот как определил гнев Божий блаженный Августин: «Когда читаем о гневе или ярости Божией, то должны понимать не человекообразно, то есть по подобию человеческого возмущения, а достойно Бога, который чужд всякого возмущения, именно так можем понимать, что Он есть Судия и отмститель за все, что неправильно делается в этом мире, и, боясь означаемого этими словами страшного возмездия за наши дела, должны опасаться сделать что-нибудь против Его воли».
— По воле Бога произошел Всемирный потоп, из людей Он дал спастись только Ною и его семье, остальные неправедные и богоотступные были уничтожены. Но дьявол и бесы, которые пошли против Бога, и по сей день творят зло, не уничтожены, хотя Бог может это сделать. Почему?
— Да, Бог может все, но одного Он не может — изменить то, что уже произошло. Революция Денницы на небесах случилась в истории мироздания. Часть ангелов отпала от Бога по своей воле. Но Господь заботится не о них, а о Своем любимом творении — человеке, который не был инициатором нарушения заповеди в раю, но был соблазнен диаволом. По Божиему замыслу, вода потопа уничтожила первое человечество, оставив лишь семейство праведного Ноя. Но ведь и Ной был потомком прародителей Адама и Евы, значит, имел прародительский грех, передаваемый по наследству. Дальнейшая история подтверждает это. Но Господь не оставляет заботы о людях, посылает Сына Своего, Жертвой Которого мы обретаем возможность спастись, как Он и обещал Адаму. Возможность человек получил, ну а желание спастись — дело его совести и дарованной Богом свободы. Об отпавших ангелах — другое попечение, и оно нас не касается, нам бы о своей душе позаботиться. Бесы не могут раскаяться, природа их полностью повреждена, хотя и они, по слову апостола Иакова, «веруют и трепещут» (Иак 2:19). Трепещут, боятся, а измениться не могут. Человеку-грешнику тяжело, но он все же при желании и усилии может измениться. Мог бы Бог уничтожить диавола и ад? Мог бы, но Он не делает этого, потому что не уничтожает Свое творение, а бесы, бывшие ангелами когда-то, — это Его творение, свободно выбравшее зло. И еще: диавол никого не принуждает следовать своей воле, он предлагает, а человек соглашается или нет.
— Молятся ли мусульмане и христиане одному и тому же Богу? Ведь обе эти религии называются авраамическими. Если да, то почему они не объединятся?
— Есть еще и третья авраамическая религия — иудаизм. Но мы не объединяемся, потому что по-разному понимаем Бога, Его Промысл о мире, душе и спасении. Конечно, Бог один. Но так сложилось, что у разных народов религии, то есть пути возвращения к утерянному когда-то союзу с Богом, неодинаковые. Это сложная тема, но пару отличий приведу. Мы говорим, что Бог единожды сотворил мир и законы, по которым он управляется, и, поддерживая его Своим Промыслом, после шести дней творения больше ничего нового не творит. А мусульмане считают, что Бог каждую секунду, каждое мгновение творит мир заново. Когда они говорят, что Бог — Творец, то подразумевают, что Он творец каждого действия человека и действия каждого животного в мире. Христианское учение говорит, что Бог есть любовь (1 Ин 4:8), а ислам утверждает, что Аллах есть равно источник и добра, и зла. И таких отличий в учениях этих двух религий немало. Так что по догматическим соображением объединиться мы не сможем. К сожалению, и в христианском мире нет единства, согласия и любви, хотя, казалось бы, исповедуем одного Бога — Спасителя Иисуса Христа. Почему? Еще апостол Павел отвечал на этот вопрос, и мало что с тех пор изменилось: «…потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?» (1 Кор 3:3). А в идеале, конечно, мы призваны быть едиными. Тот же апостол говорит: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор 1:10).
Подготовила Надежда Муравьева
Источник: Нижегородская митрополия
Фото на заставке: nne.ru
Просмотрено (121) раз