Как приготовиться к смерти. 7 пунктов
Если будем следовать хотя бы этим семи пунктам, сможем и спокойно встретить смерть, и быть готовыми к жизни вечной.
Смерть – это не умирание как таковое, это дверь в иную реальность. Поэтому мы и собираемся в храме на родительские субботы, поэтому и молимся за наших близких, потому что они живы и им нужны наши молитвы. Иначе если смерть – это конец, то зачем и молиться об усопших? Смерть неотделима от живой веры. Если мы верим, что Христос воскрес, то и смерти нет.
Вспоминая наших ушедших в мир иной сродников, хорошо задумываться почаще и о нашей смерти. Ведь она ждет каждого из нас, это неминуемо. К смерти, как ко всякому серьезному делу, нужно готовиться.
Чтобы быть в состоянии встретить смерть, нужно быть уже укорененным в вечности, нужно знать и понимать, куда мы идем, и не только теоретически знать, но и опытно быть уверенным, что есть жизнь вечная.
Мы готовимся к смерти, но на самом деле это подготовка к походу, к переходу через перевал. Там, за грядой гор этой жизни, или за морем, или за лесом, полем, степью, пустыней (кому как), нас ждет вечность. Чтобы преодолеть этот перевал, нужны и специальное снаряжение, и силы, и хороший проводник.
Мы и живем, можно сказать, ради этого момента – момента смерти, – готовимся к нему. Точнее, к жизни за ним.
Фото: monastery.ru
Итак, первое, что нам необходимо, – память смертная. Путник, хоть и наслаждается видами пути, отдыхает, общается, но в уме всегда держит маршрут, сверяется с картой. В вечерних молитвах, в коротких молитвах Златоуста, мы просим каждый день: «Господи, даждь ми слезы, и память смертную, и умиление». Чтоб не забыть, куда мы идем, чтоб не сойти с маршрута.
Первое – память смертная
Второе – чистая совесть. Следим за собой, чтоб не испачкаться грехом, не подцепить какую-нибудь страсть-«клеща», которая отравит кровь. Как осматриваем себя после прогулок по лесу, так нужно смотреть и за душой и сердцем. И если что-то греховное прицепилось, прибегать к покаянию и регулярной исповеди.
И здесь в грязной одежде нас не везде пустят, да и самим стыдно, а в Царство Божие завалиться в грязной, рваной одежде души точно не получится. И апостол говорит, что в Царство не войдет ничто нечистое (Откр. 21: 27).
Поглядываем под ноги, чтоб не оступиться в лужу, в болото, чтоб не порвать одежду. Чтобы хранить совесть, нужно постоянное внимание к себе, к своим мыслям, чувствам.
Второе – чистая совесть
Третье – нужно воздержание. Не перегружать себя в пути лишними вещами, едой. Это все тяготит нас, тормозит в пути и отвлекает от нашей цели. Господь нам напоминает в Евангелии: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21: 34).
Воздержание, пост – это и репетиция умирания. Смогу ли я жить без чувственных удовольствий, наслаждений? Ведь их там не будет. Если отнимутся у меня сладости, любимая еда, игрушки, буду ли я жить полноценно, счастливо? Не возропщу ли на Бога?
Третье – воздержание
Четвертое. Нам нужны силы. Их дает Господь везде, где подается Его благодать. Это и молитва, и добрые дела, богослужения, святыни, и наипаче Причастие Его Плоти и Крови. При достойном причащении наше естество постепенно преображается, мы становимся все роднее, ближе к Богу и способнее к жизни в Его Царстве.
Четвертое – нужны силы
Пятое, о чем мы почти всегда забываем. Нам нужен хороший проводник, который поможет нам пройти через перевал, встретить час смертный, отогнать бесов, преодолеть мытарства и пройти к Богу, по ту сторону. И он у нас есть – это наш Ангел Хранитель. Ближайший друг и помощник, он всегда совсем рядом с нами, если мы не грешим. А если грешим, стоит в печали в сторонке. Хорошо бы найти с ним общий язык, прислушиваться к его советам, и так пройдем невредимыми доро́гой жизни.
Пятое – хороший проводник, Ангел Хранитель
Смерть – это дверь, которая впускает нас в вечность. И к жизни вечной мы и готовимся по преимуществу.
Поэтому шестое – выстраивать личные отношения с Богом. Это доверие к Богу, молитва, дружба, любовь к Нему, к Источнику всякого блага. Искренне любящий старается все знать о любимом, жить его жизнью, постоянно общаться с ним.
Шестое – личные отношения с Богом
Седьмое – это умение жить с людьми. Да, в Царстве Небесном будет немыслимое число людей, и все они разные, не такие, как мы. Но все, как и мы, – части Божественной мозаики, части Тела Христова, и все – наши родственники. И апостол Петр, и Иоанн Златоуст, и преподобный Серафим, и Никола Чудотворец, и Савва Сербский, и священномученик Иларион, и, может, те, кто стоит рядом с нами на службе, и наши «злые» соседи, и зацепившие нас в транспорте, и просящие нас о помощи, и обидевшие нас – всех влечет к Себе Господь, каждый может быть в Его Царстве. Поэтому нужно здесь учиться со всеми ладить, всех любить, как заповедал нам Бог.
Седьмое – умение жить с людьми
Все это путь святости, к которой призывает нас в Послании апостол Павел: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12: 14).
Как собираемся в дорогу и проверяем, все ли мы взяли, так и почаще будем проверять себя хотя бы по этим пунктам:
- Память смертная, держать в уме маршрут.
- Чистая совесть – целая и чистая одежда души.
- Воздержание – ничего лишнего.
- Подкрепление сил.
- Хороший проводник – Ангел Хранитель.
- Личные отношения с Богом.
- Умение жить с людьми.
Если будем следовать хотя бы этим семи пунктам, сможем и спокойно встретить смерть, и быть готовыми к жизни вечной.
Нашим усопшим сродникам и близким – Царства Небесного, а нам, пока живущим здесь, памяти смертной и святости! Аминь.
Иеромонах Спиридон (Дорош)
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (269) раз