В чем состоит формула спасения?
Из цикла «100 духовных советов святителя Игнатия (Брянчанинова)». Разбирает митрополит Антоний (Паканич).
Свт. Игнатий (Брянчанинов): Между евангельскими заповедями и крестом – чудное сродство! Делание заповедей привлекает на плечи делателя крест, а крест усовершает, утончает нашу деятельность по закону Христову. Крест – знак избрания Божия, печать Христова.
Митр. Антоний (Паканич): Жизнь по евангельским заповедям и несение креста – это два крыла нашего спасения. Поэтому свт. Игнатий и отметил их сродство, неразделимость. Невозможно спастись, не исполняя заповедей, как и невозможно спасение без несения креста. Исполняя заповеди, мы становимся воинами Христовыми, облаченными доспехами: молитва как щит и крест как оружие и сила. Соблюдение заповедей – это сознательное возложение на свои плечи креста, который в свою очередь даёт нам силы соблюдать Божии заповеди, «утончает нашу деятельность». Такой вот обоюдоострый меч.
В Кресте вся «поэзия и проза» христианства. Несение его – это и скорбный труд, и радостное утешение. О величии Креста свт. Иоанн Златоуст говорил: «Если кто-либо спросит меня, что дивного сотворил Христос, то я опущу небо, землю, море, воскресение многих мертвецов и прочие сотворенные Им чудеса… и укажу только на Крест, который – славнее прочего». Подтверждает это и прп. Иоанн Дамаскин: «Всякое деяние и чудо Христово превелико, и Божественно, и удивительно, но удивительнее всего – Его честный Крест».
Крест воистину для избранных, «знак избрания Божия». И мы видим, что святым было дано видеть надмирное: они смогли распознать красоту и сладость Креста, его высший смысл.
Так, прп. Иустин (Попович) восклицал: «Воистину непостижимо уму, воистину неисследимо то, что Богочеловек страданиями и Крестом спасает миp… непостижимо и неисследимо, но истинно и действительно: ибо Богочеловеческая реальность и истинность безмерно превосходят человеческий ум и логику…»
И тут же преподобный указывал, где на земле искать Небо: «Все Богочеловеческие силы Честного Креста, вся всеспасительность Креста, вся все-необходимость Креста, вся чудодейственность Креста, вся всепобедность Креста по-апостольски богодухновенно и по-святоотечески богомудро запечатлены в молитвенном богословии Церкви. В этом красноречиво убеждает нас даже мимолетный взгляд на этот изумительный и великолепный рай церковного богомудрия, рай бессмертной благоуханной богочеловечности».
Исполнение заповедей Божьих, по слову святых, это возвращение человека Богу. Возращение из греха и смерти – как блудный сын, через покаяние воскресает духовно. Спаситель сказал: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:21–23).
Но что значит любить Бога? Прп. Иустин (Попович) говорит, что боголюбие значит «перенести сердце своё к Богу, в Бога, всю душу свою перенести к Богу,
всю мысль, всю силу; возвратить Богу образ Божий; возвратить образ Первообразу – то, что в тебе Божие, возвратить Богу. Итак, боголюбие – это возвратить себя, человека, Богу. Сказать: Господи, вот я – весь от Тебя, образ Твой; вот душа моя, вот всё мое существо: это – Твое». Это возможно только соблюдением евангельских заповедей. Свт. Иоанн Богослов поучает: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1 Ин. 5:3). Соблюдение заповедей и есть свидетельство любви к Богу, в противном случае – всё другое самообман.
Будем же стараться исполнять заповеди и безропотно нести свой крест, чтобы с помощью Божией вырваться из пут дьявола, греха и смерти. Любовь ко Господу лежит в принятии Его святой воли и деятельном исполнении Его заповедей и слов. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Митрополит Антоний (Паканич)
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (61) раз