Две стороны жизни христианина
У каждого православного христианина есть, на первый взгляд, «обратная сторона жизни». Имеется в виду её бытовая сторона: заботы, суета, планы и проч. И есть вроде как «главная сторона» – духовная, то есть связанная непосредственно с молитвой и богообщением. На самом деле это разделение в каком-то смысле искусственное: одна жизнь от другой не должна отличаться. В противном случае это прямая дорога к двуличию и фарисейству.
Поэтому особое искусство духовной жизни – распространить её и на наши повседневные дела. Иными словами, каждому делу, даже малозначимому, вполне возможно придать духовное измерение.
Вот как об этом говорит Священное Писание: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (Первое послание к Коринфянам, глава 10)
«И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Послание к Колоссянам, глава 3).
«И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (там же).
Тут говорится даже о такой, казалось бы, рутинной вещи, как еда и питьё. А сколько иной рутины в нашей жизни? Но самое интересное, что эти груды необработанной руды, совершенно неприглядной на вид, можно переплавить в серебряные слитки.
Феофан Затворник пишет об этом так: «Чтобы душа стала так взывать [в молитве к Богу], надо прежде заставить её всё обращать во славу Божию – всякое дело, большое и малое».
Вот, например, дома гора непомытой посуды: «Господи, благослови. Во славу Твою и ради имени Твоего буду сейчас всё это мыть». И моем, как для Господа.
Наступил отчетный период на работе: «Господи, ради Тебя и во славу Твою делаю этот отчет».
В армии наряд, чистка картошки или мытьё полов – не важно: «Господи, ради Тебя приступаю к делу». И так далее до бесконечности.
«Ибо если положим себе в закон исполнять эту апостольскую заповедь, что всё во славу Божию творить, – продолжает святитель Феофан, – даже если едим и пьём, то непременно при каждом деле вспомним о Боге, и вспомним не просто, а с опасением, как бы не поступить в каком-либо случае направо и не оскорбить Бога каким-либо делом. Это и заставит обратиться к Богу со страхом и молитвенно просить помощи и вразумления. Так как мы непрестанно что-нибудь делаем, то почти непрестанно будем молитвенно обращаться к Богу и, следовательно, почти непрерывно проходить науку молитвенного возношения к Богу в душе» (свт. Феофан Затворник «Четыре слова о молитве»).
На самом деле вот в этом заедающем нас быту и проверяется наша духовная жизнь. Можно даже сказать, проявляется её наличие или отсутствие. Всегда очень велик соблазн превратиться в «христианина по воскресеньям», а наши молитвы свести лишь до утренних и вечерних повинностей Богу. Такая «духовная жизнь» нередко тяготит душу оттого, что человек годами делает одно и то же, а ничего в душе не меняется, а если и меняется – только в сторону чёрствости и фарисейства.
На самом деле все спасительные и жизненные советы – у нас под носом, в текстах Писания и святых отцов, свет которых доступен сейчас нам на каждом шагу. Об этом Господь нас и предупреждает: «Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, – а ходящий во тьме не знает, куда идет» (Евангелие от Иоанна, глава 12).
Священник Даниил МАСЛОВ
Фото Антония Тополова
Источник: портал «Логосъ»
(Рязанская митрополия)
Просмотрено (151) раз