Я молюсь, а Бог не отвечает…
Порой бывает, что совершая привычное молитвенное правило, молясь со всеми в храме, ты чувствуешь, будто твое обращение к Богу остается без ответа. С чем связано ощущение богооставленности, с которым в определенный момент своей духовной жизни довелось сталкиваться, пожалуй, каждому воцерковленному прихожанину? Значит ли это, что Бог не слышит наши молитвы? Как преодолеть такое состояние? Об этом рассказывает протоиерей Максим Горожанкин.
Так бывает, да. Мы приходим в храм, и на начальном этапе воцерковления нас поддерживает благодать Божия, а потом наступает пора, когда нам кажется, что все то, что мы делаем, делаем как-то не так, и Бог правда не отвечает.
Наступление этого периода не повод опускать руки, а стимул для плодотворной внутренней работы, чтобы продвинуться вперед. Подобный опыт переживали люди во все времена, и мы можем поучиться на примере святых тому, как себя вести, когда кажется, что небеса молчат и Бог не отвечает.
Одним из ярких примеров переживания богооставленности является опыт преподобного Силуана Афонского. Старец Силуан годами молился безответно, но не ослабевал в своем стремлении к познанию Бога. Всем известна самая важная часть откровения Господа преподобному Силуану, которая заключается в словах: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся».
Ученик старца Силуана, архимандрит Софроний, так пишет о понимании опыта богооставленности самим преподобным: «У старца была своеобразная мысль, что искать Бога может только тот, кто Его познал и затем потерял. Он считал, что всякое искание Бога предваряется как-то внушением Бога. Бог не творит над человеком никакого насилия, но терпеливо стоит у сердца человеческого и смиренно ожидает, когда откроется Ему это сердце. Бог Сам ищет человека, прежде, чем человек взыщет Его; и когда, уловив удобный момент, Господь является человеку, только тогда человек познает Бога в данной ему мере и начинает уже искать Бога, Который скрывается от сердца. Старец говорил: “Как будешь искать то, чего не терял? Как будешь искать то, чего не знаешь вовсе? Но душа знает Господа, и потому ищет Его”».
Именно предыдущий опыт живого познания Бога может помочь нам, когда начинает казаться, что сил уже нет даже кратко помолиться. Бог видит нас и в эти минуты или периоды нашей жизни.
В святоотеческой литературе, древних патериках и житиях святых мы можем встретить множество свидетельств того, как люди стояли перед выбором, уже, казалось бы, сделав его. Остаться в монастыре или уйти в мир? Эта тема многих поучений и размышлений житийной литературы. Когда мы переживаем кризис среднего возраста, особенно важно беречь себя от поспешных решений относительно кардинальных перемен в своей жизни. Это касается любой профессии. Когда, например, священник оставляет свое служение, – это людьми со стороны воспринимается как духовная трагедия, катастрофа. Это так и есть, конечно. Но если мы посмотрим и на другие сферы жизни и профессии, связанные особенно со служением людям, то так же можем видеть, как трагично может все обернуться, когда человек меняет сферу деятельности, надеясь убежать от себя, и в итоге теряет и профессию, и какую-то ценную часть своей жизни. От себя уж точно не убежишь – ни в монастырь, ни обратно в мир из монастыря. И не всегда смена деятельности может пойти во благо. Нужно молиться Богу о даровании сил к тому, чтобы, оставаясь на своем месте, приносить пользу и себе и ближним.
Молиться не только в храме, но и дома. Поэтому советую обратить свое внимание на обычный домашний молитвослов. Среди разных молитв в нем содержатся каноны. Их, как правило, три: Спасителю, Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю. Канон – это текст, состоящий из 9 отрывков или песней. В храме канон (Спасителю, Богородице или тому святому, память которого молитвенно совершается) читается ежедневно за вечерним богослужением. Наличие трех канонов в нашем молитвослове говорит о неразрывной связи между молитвой, которая совершается в храме, и нашей домашней молитвой. В канонах заложен глубокий богословский смысл и богословское наполнение канонов, порой много глубже, чем содержание акафистов, которые в богослужении употребляются куда реже. Когда мы приходим в храм, то слышим, как канон на утрени читает чтец с клироса. Полезным для каждого христианина было бы ознакомиться с каноном тому святому, имя которого мы носим. Богослужебные тексты с течением времени становятся все более доступными, и многие каноны святым можно найти в свободном доступе в сети интернет. Также можно дома прочесть тот канон, который будет читаться за ближайшим богослужением, – тогда участие в общей молитве в храме будет более осознанным. Осознанная молитва приближает нас к Богу, возвращает ощущение благодати, которое мы испытывали, будучи в самом начале пути.
В жизни каждого человека может случиться так, что его вера поколеблется или вообще наступит пора неверия. Митрополит Антоний Сурожский, вспоминая о своем духовнике – игумене Афанасии, подчеркивал такую деталь: в духовной семинарии будущий отец Афанасий потерял веру. Потом обрел ее вновь и всеми силами своей души постарался сохранить и преумножить. В итоге став монахом и внимательным духовником. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих творениях много размышляет над проблемой утраты веры. «Если не возгревать в сердце теплоты веры, то может от нерадения совсем погаснуть в нас вера; может как бы совсем помереть для нас христианство со всеми его таинствами. Враг о том только и старается, чтобы погасить веру в сердце и привести в забвение все истины христианства». Но отчаиваться не стоит. «Надо надеяться на Господа при всех искушениях, при всех безотрадных состояниях души: избавит Господь».
Протоиерей Максим Горожанкин
Источник: Православное Осколье
Фото на заставке: Женщина, стоящая на коленях в молитве. Художник Джордж Генри Боутон, 1860 год / pravosk.ru
Просмотрено (85) раз