Кому поставить свечку, чтобы все было хорошо?
Это самый частый вопрос, который мне приходилось слышать от людей, которые, вероятно, впервые пришли в храм. Я сейчас не буду писать о том, что сам посыл неверен, и так со свечкой и тем более с Богом не стоит поступать. Но в основе этого порыва действительно может быть упование на милость и всемогущество Божие.
На самом деле этот порыв нельзя осуждать как нечто исключительно негативное. Ведь человек находится в самом начале пути в Церковь. Есть у него потребность обратиться к Богу? Да, безусловно. Есть желание как-то выразить Ему свои чувства, поведать о проблемах и попросить помощи? Да. Есть. И это неплохо. Иногда такое поведение может быть отправной точкой для полноценного диалога с Богом.
Все мы когда-то впервые пришли в храм, впервые поставили свечу, неумело провозившись с подсвечником, впервые принесли домой маленькую иконочку, с которой начался наш домашний иконостас. И вот с этого «впервые» должен начинаться рост, духовное взросление человека. Это повод для нового, более внимательного отношения к тому, что происходит в жизни. А в жизни возникают проблемы, и задача взрослого человека – уметь решать проблемы. Верующий человек решает проблемы, крепко молясь, с надеждой на помощь Божию и живой верой.
Однако не следует путать молитвенный настрой и таинства с магическими ритуалами. Между магией и верой есть существенная разница. Принцип магизма прост: я читаю заклинание или делаю нечто – и мир вокруг меня сам собой меняется. Попасть в оковы такого религиозного магизма вполне может каждый из нас.
Что мне нужно сделать, чтобы перестало быть плохо и стало хорошо? Этот вопрос волновал людей всегда. В Евангелии мы можем видеть, как по-разному люди решали эти вопросы. Кто-то кричит из последних сил: «Иисусе, наставник, помилуй нас», кто-то соблюдает субботу и омовения чаш, полагая в этом основу как своей религиозной, так и бытовой стабильности и душевного спокойствия. История показывает, что от такого рода поведения, от пустой верности традиции не остается камня на камне. Что толку соблюдать предания старцев, когда ты сам Бога привел на Голгофу и распял?
Именно поэтому с большой осторожностью нужно относиться к такой простенькой схеме: поставить свечку перед иконочкой – и все само наладится. Нет, не наладится. И так это точно не работает.
Богу нужна не свечка, Богу нужен сам человек, который готов меняться, который готов признавать свои ошибки и исправлять их.
Как человек должен относиться к тому, что в его жизни меняется что-то вовсе не так, как он мечтал и планировал? Это основной вопрос в той части, в которой мы попытаемся осмыслить кризис среднего возраста и кризис, например, призвания. Повторюсь, это может случиться с каждым. Возрастные кризисы случаются, и нужно не бежать от них, а попытаться пережить их, справиться с навалившимся грузом тех проблем, которые раньше не замечал или решал с легкостью, а сегодня они кажутся чем-то неподъемным и непреодолимым. Что делать, когда в жизни рушится нечто такое, что еще вчера казалось незыблемым или тем, что можно сохранить? Например, распадается брак. Это может случиться по множеству причин. Или брак не распадается, но одному из супругов в таком союзе просто невыносимо. Мужу, например, комфортно, а жена домой идти не хочет после работы, потому что просто все надоело и смотреть, как говорится, тошно.
Мы привыкли рассуждать о проблемах целостности семьи, исходя из каких-то чрезвычайных предпосылок. Человек приходит и говорит: «Мне в браке плохо, невыносимо, не могу больше». Приходит даже не к священнику и психологу, а, например, к подруге. Просто поделиться. И слышит порой в ответ набор фраз, который многие считают утешением и каким-то целительным эликсиром. Ну, ты чего, посмотри, не пьет муж у тебя, глянь, какой хороший. Если пьет, вариант, как правило, такой: ну не бьет же. Если бьет, – ну не убил же. И так до бесконечности. Мы даже в словах поддержки все доводим до крайности. Или до банальностей. И человек живет в браке, в котором ему неловко, некомфортно и, мягко говоря, невесело. Нерадостно. Мы же тут в брак вступили, а не веселиться. Совершенно верно, брак, как и сама жизнь, – это не веселье сплошное, но и не беспрестанное страдание. Помимо взаимных обязанностей, которые оба супруга осуществляют в браке, он не сводится только лишь к понятию долга. Внутренняя гармония в семье — это то, над чем необходимо работать, и то, что нужно растить и беречь не меньше, чем все прочие ценные составляющие.
Протоиерей Максим Горожанкин
Источник: Православное Осколье
Фото на заставке: Свеча. Художник Александр Одинцов / pravosk.ru
Просмотрено (64) раз