Служба или служение? Прощается ли предательство веры ради благополучия ближнего?
Воинство Небесное и воинство земное… С первых веков христианства у Церкви было особое отношение к тем, чей долг — защищать родную землю: спасителям, охранителям, заступникам. Именно о них говорится: «Нет больше той любви, кто положит душу свою за други своя» (Ин 15:13). Но и на этом благородном пути немало сомнений и скорбей. На вопросы, связанные с несением службы и исполнением воинского долга, отвечает протоиерей Владимир Гофман.
— Является ли грехом уклонение от воинской службы?
— Конечно. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые Архиерейским собором в 2000 году, однозначно указывают: «Во все эпохи Церковь призывала своих чад любить земное отечество и не щадить жизни для его защиты, если ему угрожала опасность. Церковь Русская многажды благословляла народ на участие в освободительной войне». Кто же будет защищать Родину, если будут уклоняться от воинской службы те, кому положено служить? Служба в армии — нравственный долг физически здорового мужчины, поэтому и Церковь приветствует исполнение этого долга, а в лихую для страны годину благословляет защитников Отечества на ратный подвиг.
— Как Церковь относится к поступлению девушек в военные учебные заведения? Ведь, в соответствии с традиционными ценностями, они должны готовиться быть матерями, хранительницами семейного очага, но в современных реалиях девочки наравне с мальчиками занимаются в православных дружинах, вступают в «Юнармию», занимаются борьбой и другими силовыми видами спорта. Правильно ли это?
— Выбор делает каждый человек самостоятельно. Жаль, что мы стали делать акцент на воспитание девушек-воинов, а не будущих матерей. Не потому ли у нас в стране не все в порядке с демографией? Рождаемость низкая, брошенных детей немало, браки распадаются… А девушки в войну играют, вместо того чтобы учиться быть женой и матерью. Священное Писание однозначно говорит, что женщина спасается чадородием. Но не просто рождением детей, а, по словам апостола Павла, «через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим 2:15). Блаженный Феофилакт Болгарский разъясняет: «Не унывайте, говорит, женщины: дал вам Бог средство спасения — деторождение, то есть доброе воспитание рожденных; ибо не родить только, но и воспитать должно. И это есть настоящее деторождение, иначе же это не деторождение, а деторастление». А вот слова святого Иоанна Златоуста, обращенные к женщине: «Действительно, если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добродетели, то это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание».
— Разъясните, пожалуйста, слова из Евангелия: «…возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф 26:52).
— Эти слова сказаны при аресте Христа в Гефсиманском саду. «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф 26:51–53). Здесь мы видим исполнение заповеди, данной ранее Спасителем: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф 5:39). Так может сказать и поступить только сильный человек, который не применяет силу, чтобы прекратить зло. Кроме того, Христос говорит эти слова, напоминая, что должно исполниться все, предреченное о Нем в Писании: Он должен пострадать, умереть, воскреснуть. Так предопределено Богом для спасения человека. В словах Спасителя «Взявшие меч мечом погибнут» Церковь находит также обоснование идеи справедливой войны. Мы защищаем, но не нападаем.
— Много читала об Илье Муромце и так и не поняла, за что он был канонизирован: за ратные подвиги или за монашеское служение? В былине говорится, что его излечили калики перехожие. Является ли этот эпизод иносказанием?
— Угодник Божий былинный богатырь Илья Муромец известен верующим людям и как святой в лике преподобных. Исцеленный «каликами перехожими» (нищими странниками) в молодости, он всю жизнь посвятил служению Отечеству, сначала с воинским мечом, а в конце жизни с мечом духовным, приняв монашеский постриг. И ратные подвиги, и монашеское служение послужили основанием для канонизации в лике святых Русской Церкви преподобного Илии в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры. Это совершилось в 1643 году. Обследование мощей преподобного Илии Муромца показало, что, действительно, у него была болезнь позвоночника, приводящая к парализации нижних конечностей. Каким образом он исцелился, документально не засвидетельствовано. Но имеет ли это значение для нас? Почему бы не поверить былине?
— Я посмотрела спектакль, где главный герой — только что призванный на службу солдат — встает перед выбором: либо он отказывается от веры, либо сослуживцы причинят физический вред ему и его товарищу. Действие происходит в советские времена. Сначала солдат не соглашается, но потом, желая спасти друга, отрекается. Оправдан ли такой моральный выбор заботой о близком?
— Мне кажется, ситуация надуманная. Едва ли тут присутствует психологическая достоверность. Но даже если допустить, что такое возможно, то надо сказать, что мы призваны от веры никогда не отрекаться. Делая это, мы отрекаемся от Бога. Не нам ли Христос сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37).
— Есть ли отличие в служении военных священников и пастырского служения на приходах?
— «Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам», — читаем в «Основах социальной концепции» нашей Церкви. Поэтому, несмотря на то, что Церковь в России не государственная, она проявляет заботу о воинах. Так повелось с давних времен. Назначение в полки особых священников можно отнести по времени к правлению царя Алексея Михайловича (1645–1676). С тех пор и до советского времени в российской армии и на флоте были священнослужители. Сейчас в армию возвращено служение священников. Отличие этого служения лишь в том, что окормляют «военные священники» военнослужащих. Это, разумеется, имеет определенную специфику, но задачи перед военными священниками стоят такие же, как и перед обычными, — помощь в духовном совершенствовании человека на пути спасения души.
— Как молиться за тех, кто служит в армии, и тех, кто находится в служебных командировках?
— Как молимся мы за наших близких, так и за воинов молимся. Традиционно в записках добавляют к имени слово «воин». Для самих военнослужащих издается специальный воинский молитвослов, в котором подобраны молитвы сообразно специфике воинского служения.
— Сейчас много говорят об информационных войнах. Нужно ли в связи с этим присутствие духовенства, тем более монашествующих, в медиапространстве?
— В связи с «информационными войнами», да и не только в связи с ними, духовенство в медийном пространстве по факту давно присутствует, и присутствие это, на мой взгляд, необходимо. Во-первых, для того, чтобы адекватно разъяснять позицию Церкви по тем или иным вопросам. Это одна из задач Синодального информационного отдела, который немало сделал для создания единого информационного пространства Церкви. Присутствие же в светских СМИ, а также в социальных сетях позволяет выходить на более широкую аудиторию, которой небезынтересен, надеюсь, голос Церкви. Во-вторых, присутствие духовенства в СМИ — это еще и диалог с теми, кто далек от веры или находится на пути к ее обретению, и даже с теми, кто называет себя атеистами. А душа каждого человека, по известному выражению Тертуллиана, христианка.
Протоиерей Владимир Гофман
Подготовила Дарья Петрова
Источник: Нижегородская митрополия
Фото на заставке: nne.ru
Просмотрено (125) раз