Греха от малого до великого берегись»
Важно обращать внимание на самые малые, незначительные грехи, заставляющие нас лениться в борьбе с ними и не позволяющие их истребить. Бороться с грехом и противиться ему – в наших силах, а искоренить грех – Божие дело.
Преподобный Антоний Великий:
В соделанных нами грехах не будем винить ни рождения нашего, ни другого кого, а только себя самих, ибо если душа самоохотно предается разленению, то не может быть не побеждаемою.
Авва Исайя Отшельник:
Помяни грехи свои пред Богом, если желаешь, чтобы оные простились тебе, и не воздавай злом за зло ближнему твоему.
*
Просыпаясь утром каждый день, вспоминай, что дашь отчет Богу о всяком деле, и не согрешишь пред Ним, и страх Его вселится в тебя.
*
Горе нам, что мы стыдимся грешить в присутствии людей, но не трепещем, поступая нечестиво и согрешая пред очами Бога, Который зрит сокровенное.
*
Помышляй каждодневно: только нынешний день имею я провести в этом мире, – и не согрешишь пред Богом.
Святитель Василий Великий:
Мы в состоянии будем стереть с себя греховные пятна люботрудною молитвою и постоянным изучением Божией воли.
*
Не оставим никакого времени грехам, не уступим места врагу в сердцах своих, если через непрестанное памятование будем вселять в себя Бога.
*
Если кто, однажды покаявшись во грехе, опять делает тот же грех, это знак, что он не очистился от первой причины сего греха, от которой, как от корня какого-то, опять необходимо произрастает подобное.
*
Большое осуждение ожидает знающих, но не делающих. Впрочем, небезопасно грешить и по неведению.
*
Проливай слезы о грехе: это – душевный недуг, это – смерть души бессмертной; грех достоин плача и немолчных рыданий.
*
Не пренебрегай никакою погрешностью, хотя бы она была менее всякого зловредного животного, но поспеши исправить ее покаянием.
Преподобный Макарий Великий:
Бороться со грехом, противиться, наносить и принимать язвы – в твоих это силах; а искоренить – Божие дело.
Преподобный Исаак Сирин:
Пока не возненавидит кто причины греха от сердца, не освобождается он от ощущения, производимого действенностию греха.
*
Соделываемся грешниками не тогда, как сделаем грех, но когда не возненавидим его и не раскаемся в нем.
Преподобный Ефрем Сирин:
Если подвергся какому грехопадению, не закосневай в грехе, но восстань и обратись ко Господу Богу своему всем сердцем своим, чтобы спаслась душа твоя.
*
Возвратись с пути своего, грешник, не делай на нем ни шага вперед, потому что широк и пространен путь погибели.
*
Подвергшегося падению хорошо поднять на ноги, а не осмеять.
*
Во всякое время человеку укорять себя самого есть очищение грехов.
Святитель Иоанн Златоуст:
Не столько могут раздражать Бога соделанные нами однажды грехи, сколько нежелание перемениться.
*
Грешить – зло; но еще тягчайшее зло – отпираться по совершении греха. Это в особенности и есть оружие диавола.
*
Перечти же целительные средства для уврачевания твоих язв греховных и прикладывай все их одно за другим непрестанно: самоуничижение, исповедание, непамятозлобие, благодарение за посылаемые на тебя скорби, вспомоществование бедным деньгами и вещами, наконец, непрестанную молитву.
*
Не столько требуют тщания и трудов большие грехи, сколько, напротив, малые и незначительные. Отвращаться первых заставляет самое свойство греха; а малые, по тому самому, что малы, располагают нас к лености и не позволяют мужественно восстать на истребление их. А потому они скоро и делаются великими, если мы спим.
Святитель Григорий Богослов:
Мне и малые проступки кажутся достойными слез; потому что грех есть отчуждение от Бога. Как же могу стерпеть, когда утрачиваю Бога?
Преподобный Исидор Пелусиот:
Ищешь безгрешности, которая свойственна одному Богу, и преспевающего в которой нет между людьми. Но если желаешь найти сообразное с природою, то вот оно: не вдаваться ни в какую произвольную неправду, что возможно человеку святому; не впадать во многие невольные неправды, что свойственно вознамерившимся приблизиться к Богу; а меньшее этого, но весьма удобное для многих – не оставаться надолго во грехах.
Преподобный Симеон Новый Богослов:
Добрые и искренно богоугодливые рабы Божии не полагают никакого различения между малым и большим грехом, но когда погрешат даже мановением очей, или помыслом, или словом, думают, что совсем отпали от любви Божией, – что, верую я, и истинно есть.
Святитель Димитрий Ростовский:
Греха от малого до великого берегись, грех свой перед очами всегда имей, тогда каждый день будешь усердно прилежать покаянию.
*
Знай, что только на малое время сладок бывает грех, на долгое же время горек; на малое время утешен, а на долгое – скорбен; не надолго радостен, а надолго плачевен, и при разлучении с телом весьма тягостен и многопечален душе.
Святитель Феофан Затворник:
Грех начинается, когда кто произвольно удерживает в себе страстные движения и соглашается с ними.
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
Не наследовал я покаяния, потому что еще не вижу греха моего. Я не вижу греха моего, потому что еще работаю греху. Не может увидеть греха своего наслаждающийся грехом, дозволяющий себе вкушение его, хотя бы одними помышлениями и сочувствием сердца.
Преподобный Никон Оптинский:
Грех кладет печать не только на душу, но и на внешность человека, на его внешнее поведение и вид.
*
Никто и ничто не может повредить человеку, если сам себе он не повредит, напротив, кто не уклоняется от греха, тому и тысяча спасительных средств не помогут.
Праведный Иоанн Кронштадтский:
Задача нашей жизни – соединиться с Богом, а грех совершенно препятствует этому; поэтому бегайте греха, как страшного врага, как убийцы души, потому что без Бога – смерть, не жизнь. Поймем же свое назначение, будем помнить непрестанно, что общий Владыка зовет нас к соединению с Собой.
Подготовила Александра Калиновская
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (58) раз