Выбрать страницу

Воцерковилась — и все стало труднее и хуже. Что делать?

Воцерковилась — и все стало труднее и хуже. Что делать?

Не знаю, к кому обратиться — к священнику или психологу. Осознанную духовную жизнь начала год назад. До этого были периодические визиты в церковь, не более. На протяжении последних пяти лет чувствовала, что чего-то не хватает. Как будто душа требует чего-то большего, а я не могу это найти. По-настоящему в церковь начала ходить год назад, периодически исповедовалась и причащалась. Стала более внимательной в себе. Узнала не только о существующих грехах, но и начала видеть их в себе. В первые полгода ощущала непередаваемую легкость, облегчение, как глоток свежего воздуха. Хотя на тот момент мало что понимала, время на службе пролетало почти незаметно. В последние полгода все изменилось кардинально. Чем больше узнаю, читаю, вижу, тем труднее и хуже мне становится. Продолжаю ходить, изучать, но как будто передо мной закрыли дверь. Не чувствую ничего, кроме усталости, раздражения и недовольства. На службе постоянно рой мыслей в голове. Отбрасываешь мысли — подключается тело. Устала/долго стоять/болит нога/спина. Из последнего и особо значимого — очень сильно болит правое плечо. Настолько, что заставляю себя креститься через боль. Выхожу из храма — тут же все проходит. Чисто по-человечески задаю себе вопрос: «раз так плохо, ну не ходи в церковь. Никто не заставляет.» Понимаю, что надо. Злюсь, что ничего не чувствую, ничего не могу изменить. Удивляюсь и, может быть, завидую тем людям, которые испытывают истинную радость. Оглядываясь назад и проводя анализ своей жизни и состояния могу сказать, что со всех точек зрения мне стало только хуже. Задаюсь вопросом: если бы всем было плохо, то люди бы, наверное, не ходили? Что со мной не так? Раньше была радость и беззаботность. Теперь тотальный самоконтроль за мыслями, поступками и т.д., все время нахожусь в напряжении. Грусть и слезы от осознания своей жизни. Понимаю, как и что надо делать, делаю, а результата нет. Раньше всегда бросала то, что вызывало такие переживания. Здесь же понимаю, что путь верный и через это осознание должны приходить спокойствие, радость и благодарность, а все происходит наоборот. Злая и зажатая в угол от своей беспомощности. Пост, молитвы, служба воспринимаются как должное. Хожу, потому что надо, хотя чувствую себя плохо. Терплю. Злюсь, что ничего не чувствую и что все становится только хуже. Духовник говорит, что через это, к сожалению, проходят многие новички. Так сказать это испытание/ искушение, проверка веры. Может быть. Но, живя в напряжении и не имея уже полноценных сил для борьбы со всем этим, не имея положительного подкрепления, как через это пройти? Не озлобившись, не сойдя ни с этого пути, ни с ума, никого не виня и не завидуя… Я в смятении… Спасибо. (Елизавета)

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Елизавета, я могу Вам сказать ровно то же самое: это совершенно нормальная ситуация для человека, который начал воцерковление. В целом происходит следующее. Когда человек приходит в Церковь, его поддерживает особая Божья благодать, которая и призывает человека в храм, и зовет на молитву, и укрывает от многих и многих проблемных ситуаций, которые могут отвратить от духовной жизни на начальном этапе. Если провести аналогию со взрослением человека, это похоже на то, как младенца, который еще не умеет ничего делать сам, полностью всем обеспечивает мама: кормит, поит, одевает, носит, а когда ребенок подрастает и еще не может ходить сам, водит его за ручку, чтобы он постоянно не падал.

Когда человек подрастает, он должен научиться все больше делать сам. И мама уже не кормит его грудью и не дает еду с ложечки, потому что ребенок должен научиться брать пищу самостоятельно. Когда мышцы окрепли, ребенок начинает ходить сам, и мама уже не держит его за руку постоянно, а только в опасных ситуациях (например, когда переходят дорогу).

Проходит еще немного времени — и ребенок сталкивается с необходимостью принимать решения. Сперва все за него решают родители, потом ему дают выбор, который не касается принципиальных вещей (что надеть, что съесть на завтрак, во что поиграть — но все материалы заранее подготовлены родителями), а дальше наступает пора, когда человек принимает решения сам, сперва советуясь с мамой (как поступить в конфликтной ситуации в классе? а что подарить девочке, которая нравится? а стоит ли другу сообщать о каких-то ситуациях или нет), а потом все больше действуя самостоятельно. И вот, наконец, взрослый человек полностью стоит на ногах сам, обеспечивая себя и решая, как быть с дарованной ему от Бога свободой, и только в самых непростых ситуациях он прибегает к помощи старших или друзей, которые могут помочь и дать хороший совет. Но всегда, в любой ситуации рядом с человеком Господь, к которому можно обратиться за помощью, чтобы Он подал руку.

То же самое и в духовной жизни. По мере взросления, возрастания человека Бог как бы отходит от человека, не бросает его, но отступает в сторону, чтобы человек понял и ощутил, каковы его собственные силы. Сперва призывающая благодать Божия покрывала все Ваши немощи, но вот прошло полгода — и наступил первый этап Вашего духовного взросления. Вы, дорогая Лиза, ожидаемо столкнулись с границами человеческих сил на всех уровнях человеческого бытия: физически Вам сложно стоять на богослужениях, эмоционально Вы раздражены и недовольны, потому что не хватает терпения, духовно Вы не можете пробиться сквозь преграду, которая закрывает от Вас какие-то духовные смыслы. Ваше состояние очень понятно и в той или иной степени каждый верующий человек через него проходил.

Я думаю, Вам тут нужно слушать духовника и подумать вместе с ним о том, как поддержать себя на этом непростом этапе. Физически я бы предложил — раз уж речь зашла о слабости — подумать о том, чтобы укрепить свое здоровье (это все равно полезно, так или иначе, а о здоровье и своем теле заботиться надо и сильной быть лучше, чем слабой), а также вспомнить слова святителя Филарета Московского о том, что лучше, сидя, думать о молитве, чем, стоя, о ногах. Главное на богослужении — это Ваше полноценное молитвенное участие в нем. И если Вы немного посидите (только не в те моменты, когда открыты Царские врата и не во время чтения Шестопсалмия на Всенощном бдении), ничего страшного не случится. Ситуация с рукой похожа на искушение, тут нужно, на всякий случай, руку проверить у травматолога, посмотреть, нет ли каких-то растяжений, мелкий травм и так далее, а если нет — молиться Богу, крестясь по мере сил. В конце концов, главное — это молитва.

Рой мыслей на богослужении и во время молитвы — это классическое искушение. Постарайтесь либо читать про себя «Господи, помилуй», чтобы собирать и концентрировать свой ум, либо следить очень внимательно за службой на слух, молясь вместе со служащими, либо держать перед глазами текст богослужения и следить за всем не только слухом, но и зрением. Заодно Вы более глубоко поймете содержание изменяемых частей богослужения — тропарей на Божественной литургии, канона на Утрене. Посмотрите тексты тайных священнических молитв на Божественной литургии: это такие глубокие тексты, что отвлечься от них, если читать внимательно, на самом деле очень сложно, потому что они очень сконцентрированные и говорят о самой сути богослужения. Тексты спокойно можно найти в интернете и смотреть их с телефона или планшета, сейчас так делают.

Насчет изучения тоже можно поэкспериментировать. Нужно понять, что именно Вам непонятно, неясно, может быть, на время сконцентрироваться на изучении только одной дисциплины (например, литургики, или Писания, или отцов почитать в рамках какого-то продуманного курса), чтобы в голове оставалось, образно говоря, место на то, чтобы осмыслить прочитанное, задать вопросы. Важно, как и где Вы все это изучаете — сама, под руководством духовника, в воскресной школе? Думаю, существенно, если Вам подходит темп изучения и есть возможность спросить о том, что непонятно. Также я бы советовал сообразовываться с советами духовника относительно скорости и объемов освоения материала, потому что может случиться так, что Вы берете больше, чем в состоянии осмыслить, и ничего, кроме состояния усталости и раздражения, это не даст.

Очень важный момент — Ваше молитвенное правило и чтение Писания. Здесь критически необходимо действовать под руководством духовника, чтобы не совершить типичную для новоначального ошибку: взять на себя больше, чем можешь понести. То же самое касается волонтерства и благотворительности. Не стесняйтесь спрашивать Вашего священника обо всем этом, чтобы правильно усвоить логику и впоследствии, с течением времени, научиться правильно выбирать самой.

Вы совершенно правильно делаете, что не оставляете духовную жизнь. Через это действительно нужно пройти, поискав для себя какие-то варианты, которые не дадут превратить все это в скучную, тяжелую и надоедливую рутину. И всегда, как только становится сложно, молитесь Богу и просите Его о помощи. Он поможет Вам найти силы на то, чтобы преодолеть искушения и духовно повзрослеть, когда этому придет время. Крепитесь, дерзайте, все должно получиться!

Храни Вас Господь!

Источник: Журнал Фома

Фото на заставке: 1001zaponka.ru

Просмотрено (891) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »