Выбрать страницу

Научиться так молчать, чтобы слышать

Научиться так молчать, чтобы слышать

По совету святителя Феофана Затворника, мы должны вчитываться в молитвы, которые будем употреблять молитвенно, вечером ли, утром ли, в течение ли дня, вчитываться в них так, чтобы понять, что в них сказано. И это требует внимательного отношения к словам, но также внимательного отношения к тому, что через эти слова хочет нам передать тот или другой святой.

Вы, наверное, знаете, как бывает, когда идет разговор между двумя людьми: один говорит, а другой слушает поверхностно, потому что уже готовит ответ, или вопрос, или отповедь. И поэтому у слушающего настоящего молчания внутри нет, и он не может услышать за словами, которые доходят до его слуха, тех чувств, тех мыслей, которые говорящий хочет ему передать. И вот, одна из задач наших заключается в том, чтобы научиться так молчать, чтобы слышать.

Вы, наверное, знаете по опыту то, о чем я сейчас упомянул. Чтобы слышать, надо открыться, а для этого — внутренне замолчать, полностью, до самых глубин… Мы можем забыть о своей телесности, о том, что нас отделяет от другого человека, отделиться от того, что нам его делает страшным, или противным, или непонятным, или просто чужим. И если только молитвенно, благоговейно мы будем вглядываться в другого, то начнем видеть в нем не верхний слой, а все новые и новые глубины, из которых какие-то еще не очищены, но в самой их глубине находится чистота, которую Господь сотворил, когда посылал живую душу в этот мир.

Вам, может, кажется, что это никакого отношения не имеет к молитве и к чтению молитв; наоборот, мне кажется, что это имеет очень большое отношение, потому что когда мы читаем молитвы, даже когда вчитываемся в них с вниманием, мы на них смотрим как бы через нашу сгущенность, через нашу полуслепоту. И сможем увидеть, услышать в этих молитвах то, что в них заложено, только если освободимся от себя самих, только если сможем сказать себе: не озирайся на себя, не думай параллельно свои мысли с мыслями, которые высказаны святым. Вслушивайся в его слова, вдумывайся в его думу, вживайся в его чувства.

И это передается, конечно, через слова молитвы, которые начертаны в книге или которые мы уже знаем наизусть. Большей частью мы их не слышим, потому что так к ним привыкли, что слова скользят по нашему вниманию, уже не врезаются в наше сознание, не ранят и не исцеляют нас.

И вот тут нам надо научиться тому внутреннему глубокому молчанию, которое необходимо, чтобы воспринять опыт другого человека, святого ли или грешника…

И когда мы читаем молитвы, которые нам подарила Церковь — собрала за тысячелетия и занесла в маленькие молитвенники, чтобы мы оживали благодатью, духовной глубиной и жизнью святых, — мы должны научиться молчать.

***

Первое, что я хочу сказать по этому поводу практически: раньше, чем приступить к чтению молитв, будь то наизусть, будь то по молитвеннику, нам надо стать перед Богом, стать молчаливо, вслушаться в безмолвие нашей комнаты, в тишину, которая нас окружает, и сказать: «Господи! Как дивно, что Ты тут и что Ты мне даешь стать перед Тобой, быть в Твоем присутствии, что Ты не закрываешься от меня» — и постоять в изумлении. И это изумление может повторяться изо дня в день, потому что после каждого такого опыта какая-то новая глубина открывается в нашей душе.

И вот, научись становиться в невидимое присутствие Божие, в неощутимое порой Его присутствие, верой стать перед Ним, верой в том смысле, в котором это слово обозначает уверенность. Вездесущий, Иже везде сый, как говорится в молитве Святому Духу, Он здесь. Мне не нужно даже это ощущать, мне достаточно это знать. Он здесь, и Он мне, мне, ничтожному, недостойному, грешному, разрешает стоять в Его присутствии…

Порой через некоторое время такого стояния — я говорю о минутах, не о часах — становится вокруг нас и в нас самих так тихо и спокойно: некуда стремиться, нечего добиваться… Быть тут с Ним — такое счастье.

Если Господь сочтет это для нас нужным, полезным, порой бывает, что Он нам даст с какой-то ясностью, светлостью, силой ощутить Его присутствие. Но добиваться этого не надо. Нам нужно научиться так Богу доверять, чтобы не пробиваться к Нему, а знать, что Он больше нас хочет этой встречи, больше нас хочет нашего приобщения Себе, больше, чем мы сами, хочет ввести нас в наши собственные, безмолвные глубины. Как это дивно…

Порой так ясно делается, — хотя я не вижу, не слышу ничего, — что Господь тут. А порой бывает, что этого чувства нет, но по вере я знаю, что Тот, Который меня сотворил, для того чтобы я вошел в глубины божественной жизни, Тот, Который меня сотворил, и не только создал, но и умер за меня, конечно, тут присутствует.

Я помню одну девочку, которая это пережила — сколько ребенок может пережить, пережила то же: что иногда Господь близок, а иногда она рвется к Нему — но не может до Него дойти. И мать сказала этой девочке замечательную, как мне кажется, вещь: «Ты знаешь, что бывает, когда мы играем в прятки; ты сначала закроешь глаза и тихонько стоишь и ждешь. И в какой-то момент, когда я спрячусь — я аукну, и ты откроешь глаза и попробуешь пойти на звук, который слышала. Ты будешь ходить в одну сторону, в другую, искать. Когда я увижу, что ты растеряна, я снова приаукну — и ты пойдешь в ту сторону, где я нахожусь, — и найдешь меня. А иногда будет так, что тебе вдруг станет страшно, ты решишь, что осталась одна, а я куда-то ушла… И если я только замечу, что тебе стало страшно и одиноко, что слезы появились на твоих глазах, я выйду из своей прятки, я побегу к тебе, и ты бросишься ко мне в объятия».

Вот так бывает с Богом: когда мы Его ищем, Он приаукнет, а потом дает нам искать — для того, чтобы Самому увериться, как нам нужно Его найти, как нам хочется Его найти, как рвется вся наша душа к Нему. И чтобы мы тоже осознали, как одиноко без Него, как страшно, как при полном солнечном свете делается вокруг нас темно… Вот чему нам надо научиться для того, чтобы начать молиться: научиться становиться перед Богом, зная, что Он тут. И в изумлении трепетно знать, что Он меня, грешного, недостойного, слепого, допускает стать перед Ним и быть c Ним, даже если я Его не ощущаю… Какое диво, какая радость!..

Митрополит Антоний Сурожский, «Не могу, Господи, жить без Тебя!»
Источник: Николо-Сольбинский женский монастырь

Фото на заставке: solba.ru

Просмотрено (59) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

29 ноября - Апостола и евангелиста Матфея

Апостол Матфей - один из 12-ти апостолов, который первым написал повествование о жизни своего Учителя (Евангелие от Матфея). Матфей был сборщиком налогов (мытарь). Отказавшись от своей неправедной жизни, он оставил все и последовал за Спасителем...После того как апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь в разные страны, благовествовал в Сирии, Мидии (нынешний Иран), Персии, Парфии, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии. Местный правитель-язычник Фульвиан велел распять его на земле и сжечь на медленном огне, обложив хворостом, но в результате огонь перекинулся на статуи идолов, которые и сгорели. Апостол погиб, но сам мучитель обратился в христианство и затем был крещён, приняв имя Матфея. Казнённого апостола он отныне почитал как святого. Со временем, отрёкшись от светской власти, он сам стал епископом... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

29 ноября — Апостола и евангелиста Матфея далее »

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »