Что такое целомудрие?
Что такое целомудрие? Насколько важна эта добродетель для человека? Как сохранить целомудрие в наше время? На эти и другие вопросы отвечает игумен Августин (Неводничек), наместник Спасо-Преображенского Посольского монастыря на Байкале.
– Отец Августин, скажите, пожалуйста, что означает слово «целомудрие»?
– «Целомудрие» – это одно из самых прекрасных слов на человеческом языке. Но со временем оно как бы выхолостилось, выцвело и стало означать исключительно половую чистоту, хотя его первичное, подлинное значение гораздо шире и глубже. В этом слове выражено нечто самое главное, самое существенное для христианства. Целостность – это что? Это то, что противостоит злу. А что такое зло? Это всегда распад, разделение, это всегда разложение изначальной цельности и потому уход от мудрости. Христианство утверждает, что человек должен быть цельным. В этом радость его бытия. Именно в стремлении человека быть цельной личностью и проявляется подлинная мудрость. Когда общаешься с молодежью, просто говоришь им: «Вы понимаете, чем отличается целое яблоко от огрызка? Вот и человек не должен быть огрызком. Он должен быть целомудренным».
– Насколько важна эта добродетель для человека?
– Человек должен быть цельным. Что это значит? Человек трехсоставен. Он состоит из духа, души и тела. Именно духовная жизнь определяет наше душевное и телесное существование, но ни в коем случае не наоборот. Мы должны ходить на ногах, а не вверх ногами. Как же это не важно? В этом радость нашего бытия.
– Как же сохранить целомудрие в наше время, когда оно стало «немодным»?
– От того, что у нас происходит вокруг, население нашей страны катастрофически сокращается чуть ли не на один процент в год. Кого ни спроси, все говорят: «Все понятно. Материальное благосостояние всему виной. Жили бы лучше, денег получали бы больше, в семьях все было бы в порядке, тогда и детей было бы больше и не было бы демографического кризиса». Но посмотрите на страны Западной Европы – уровень благосостояния там не просто выше, чем в России, а в разы выше. Тем не менее практически все страны Западной Европы также испытывают демографические проблемы. Как говорят демографы и социологи, все дело в низких репродуктивных установках. Просто у нас не желают мама с папой испытать себя в качестве родителей второго, третьего, четвертого ребенка. Просто не хотят. Материальное благосостояние действительно может повлиять, но только тогда, когда родители хотят родить второго, третьего, четвертого ребенка. Но главное то, что у нас нет целомудрия, поэтому полностью обесценен, деформирован институт семьи и брака. У нас молодежь воспитывается на таких передачах, как «Дом-2». Я не знаю, у меня телевизора уже давно нет, есть сейчас такая передача? Вы не подскажете?
– Не знаю.
– В свое время я даже поругался с ТНТ-шниками. Я еще был наместником Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом Ярославской области. Они приехали ко мне в гости. Но мы потом хорошо, мирно расстались. Я говорю: «Как вам не стыдно? У вас публичный дом в прямом эфире. Девочки и мальчики, которые смотрят вашу передачу, считают, что это нормально, когда за год участница шоу человек пять переберет. Как вам не стыдно?» Они говорят: «Это деньги. Самое быстрое, что приносит коммерческий доход, – это реалити-шоу. Минимум уважения, побольше насилия, грубости – и это будут смотреть. Это очень хороший способ зарабатывать деньги». То есть люди зарабатывают деньги, по сути дела, на бедственном положении нашего Отечества. Это просто преступление. Я поражаюсь, как государство не обратило на это внимание. Хотя, правды ради надо сказать, что был такой министр внутренних дел, которому хватило гражданского мужества подать в суд на эту передачу. Он проиграл. Но хотя бы прецедент создал. Поэтому то, что сейчас происходит, – это не нормально. Нужно ориентироваться на здравое отношение, на здравую позицию в семейных отношениях, в отношениях между мужчиной и женщиной.
У нас нет целомудрия, поэтому полностью обесценен, деформирован институт семьи и брака
– В жизни я часто наблюдала, как молодые девушки, оглядываясь вокруг себя и видя, что все нарушают седьмую заповедь, тоже начинали поступать так, потому что боялись быть не такими, как все.
– Смотрите: все садятся на раскаленную плитку. Если хочешь получить ожог – тоже садись. А хочешь, чтобы не болело, – не садись. Все просто.
– А если тебя обижают? Или смеются над тобой?
– Но это же твоя жизнь. Тебе дальше жить. Ну и пускай посмеются. А те, кто смеется, потом будут пожинать горькие плоды, поверьте. Все это не проходит бесследно. Всё, что является нарушением объективных законов мироздания, всё, что на языке Церкви называется словом «грех», – это вред, который человек причиняет в первую очередь самому себе. Когда мы завидуем, когда мы осуждаем, когда мы желаем другим зла, тем более когда мы что-то нарушаем – мы этим вредим в первую очередь самим себе. Любой грех – это камень, который человек бросает в самого себя. Он свою кровь отравляет, свою душу калечит, поэтому надо просто расставить приоритеты. Если хочешь быть калекой – тебе Бог дал свободную волю, но имей в виду, что тебе будет плохо.
Любой грех – это камень, который человек бросает в самого себя
– Отец Августин, что бы Вы хотели пожелать читателям?
– Вы знаете, очень часто молодые люди первоначальную влюбленность путают с любовью. Влюбленность не что-то плохое, но это не полнота и не завершение любви. Важно понять, что, когда влюбленность появляется между мужчиной и женщиной, между юношей и девушкой, это не есть полнота и завершение любви, это только начало того, что должен приобрести человек, призванный Богом к совершенной любви. Многие про это не знают. Поэтому браки распадаются на второй-третий год после их создания. Только зажили вместе, ребеночек появился – начинают разбегаться, говорят, что любовь прошла. А любви-то и не было. Была влюбленность. Господь дает этот период человеку, чтобы он его правильно использовал.
Фото: monastery.ru
В каком случае влюбленность перерастает в любовь, которая остается с человеком в вечности? Когда он и она (очень важно, чтобы это движение было от мужчины и женщины в браке) сознательно стараются жертвовать своими предпочтениями, своими привычками, своими удовольствиями, своим эгоизмом, своим «я» ради общего «мы». Именно поэтому говорится, что семья – это школа любви. Если человек так поступает, разрушает стену эгоизма внутри своего супружеского союза, каждый по отдельности, и мужчина, и женщина становятся открытыми в своем сердце для всего остального мира, для всех остальных людей. Жертвуя в первую очередь ради тех, кто в этой жизни ему особенно близок и дорог (ради второй половины и детей), через это человек приобретает трепетное отношение ко всему окружающему миру, учится ценить и любить весь остальной мир, остальных людей. Поэтому и говорится, что семья – это школа любви. Но происходит это, когда он и она воспринимают супружество не как совместный поиск удовольствий, а как совместное крестоношение. Вспомним образ духовного союза Христа с Церковью. Как Господь Иисус Христос пришел в наш мир, в нашу жизнь, чтобы отдать всего Себя ради блага людей, так и супружеские отношения должны строиться по этому образу самоотдающей любви Бога к Своему творению.
Супружество – не совместный поиск удовольствий, а совместное крестоношение
– Отец Августин, а что бы Вы посоветовали юноше и девушке, которые только начинают строить отношения? Как им вести себя в добрачный период?
– В этот конфетно-букетный период, как его называют, нужно просто присмотреться друг к другу и ответить на один-единственный вопрос: сможешь ли ты каждый день, каждый час, каждую минуту прощать недостатки этого человека (а недостатки есть у каждого), сможешь ли ты прощать эти недостатки этому человеку всю оставшуюся жизнь? Если да, то женись. Если нет, тогда это не твой человек.
Игумен Августин (Неводничек)
Беседовала Анна Власова
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (80) раз