Выбрать страницу

Почему нельзя жить легко, сыто и комфортно, а обязательно нужно поститься и сораспинаться Христу

Почему нельзя жить легко, сыто и комфортно, а обязательно нужно поститься и сораспинаться Христу

В прошлое воскресенье, 21 апреля, мы отслужили последнюю пассию, погрузившись мысленно и сердечно в страдания Господа нашего Иисуса Христа.

Ровно через неделю начинается Страстная седмица, где наиболее полно и максимально Церковь призывает человека словно бы сораспяться Господу и Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и спогребтись вместе, будто бы умереть вместе с Ним. В сущности, в этом и состоит квинтэссенция, кульминация, апогей Великого поста.

И здесь перед нами встает вопрос: зачем это делать? Зачем веселому, жизнерадостному современному человеку это делать? У него ведь есть какая-нибудь зарплата, теплая квартира с ванной, газом и горячей водой. Есть что попить и покушать. Есть масса развлечений от телевизора, компьютера, смартфона до ресторанов да кафешек. Так зачем же себя ограничивать?! Зачем добровольно примерять на себя «власяницу» поста и «распинать» свое такое любимое родное тело на «кресте» Святой Четыредесятницы? Зачем смирять свое сердце? И класть свою душу на «операционный стол» требного Евангелия во время исповеди? Зачем так мучить себя? Зачем маяться на длинных службах и делать так много поклонов?

И почему многие апостолы и святые отцы в один голос призывают нас к тому?

Приведем примеры. Очень подробно об этом пишет святой первоверховный апостол Павел: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:4–11).

Апостолу вторит и святитель Григорий Богослов в своем Слове на Святую Пасху: «Мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить. С Ним умерли мы, чтобы очиститься, с Ним воскресли, потому что с Ним умерли; с Ним прославились, потому что с Ним воскресли».

Образно раскрывает слова святителя Григория, напояя себя и нас ими, как живительной водой, великий песнотворец Церкви преподобный Иоанн Дамаскин в своем Пасхальном каноне: «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем» (второй тропарь 3-й песни).

Этот тропарь также объясняет и преподобный Никодим Святогорец в сочинении «Толкование на канон Пасхи»: «Поэтому, поскольку и мы не только суть люди, подобные Ему по природе, но и веруем без сомнений в Него, – то мы все и говорим, что через веру распинаемся вместе с распятым нашим Владыкой, погребаемся вместе с Ним, погребенным, а следовательно, через ту же самую веру и воскресли вместе с Воскресшим из мертвых и прославились вместе с Прославившимся после Воскресения, поскольку Его члены – наши, и та же самая глава и у наших членов».

И преподобный Макарий Египетский согласен с ними: «Тебе надобно сораспяться с Распятым, пострадать с Пострадавшим, чтобы после сего и прославиться с Прославившимся (Рим. 8:17). Ибо невесте необходимо пострадать с Женихом и через это сделаться общницею и сонаследницею Христовою. И никому не дозволено без страданий, минуя путь неровный, тесный и узкий, войти в град святых, упокоеваться и царствовать с Царем нескончаемые веки».

Главнейшей нашей задачей, вслед за преподобным Макарием, нам представляется задача ответить на вопрос: зачем так понуждать себя, зачем сораспинаться со Христом и совоскресать вместе с Ним?

Попробуем проиллюстрировать слова преподобного Макария с помощью учения Церкви и иных святых.

Итак, перед нами священные предметы Страстей Христовых: Крест и Гроб Господни. А также Страсти Христовы и Светлое Христово Воскресение.

Как мы называем Крест Господень? Честное Животворящее Древо Креста Господня. Почему это Древо Животворящее? Потому что оно дарует-творит жизнь.

То же самое можно сказать и Гробе Господнем. Преподобный Никодим Святогорец в вышеупомянутом труде «Толкование на канон Пасхи» пишет: «Итак, давайте пить не такую воду, но воду из источника нетления, то есть воду, которая делает нас нетленными и обновляет, воду, которую испускает из каменного гроба восставший сегодня Христос, как Тот же Самый Христос испустил прежний источник тленной воды из камня. В Нем, во Христе, мы, верные, утверждаемся, словно на камне твердом и основании незыблемом, как говорит Павел: “Яко премудр архитектон основание положих… основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христосˮ (1 Кор. 3:10–11)».

И, наконец, ученик святителя Иоанна Златоуста преподобный Нил Синайский: «Словами Воскресения почтим день Воскресения – Воскресение есть некая вторая душа для людей…» Т. е. авва Нил сравнивает Воскресение Христово с душою. А что такое душа в человеке? Это самая важная его часть. Генератор умной бессмертной жизни, без которого жизнь невозможна. Оттого в Священном Писании часто душа и названа живой: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).

Вот зачем нам нужно проходить поприще Святой Четыредесятницы! Постясь, молясь, участвуя в уставных великопостных и пасхальных богослужениях, мы подключаемся к току истинной жизни, источником которой только и есть Бог. И по Его всеблагому Промыслу и благословению Крест, Гроб и Воскресение Христово являются для нас источниками, родниками этой бессмертной жизни, которая проникает в нас, исцеляет, освящает, спасает и оживотворяет нас!

Вот зачем нам нужны пассии, Страстная и Светлая седмицы! Потому что в это время в нас уничтожается грех и страшная сухая и бесплодная (без Господа) пустыня нашей души оживает этим Божьим прикосновением Триоди Постной и Триоди Цветной, которые есть отражением и формой, чье содержание Искупительный Подвиг Господа нашего Иисуса Христа.

Без них мы умрем. Без них наша жизнь постепенно и мучительно превратится в ад, как бы мы комфортно ни жили.

Поэтому поспешим, как жаждущая лань на источники водные, как умирающий от жажды припасть к воде, поспешим войти в Священные Страсти Христовы! Будем сораспинаться Христу, чтобы с Ним совоскреснуть и ожить!

Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (141) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

26 ноября - Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника. Иоанн Златоуст – вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »